Сектор победившей фауны

Специальный доклад
РЕЙТИНГ КОМПАНИЙ АПК
«Эксперт» №45 (1096) 5 ноября 2018
Крупнейшие агропромышленные компании в целом почти не увеличили свои доходы и не стали более прибыльными — успехи мясников были нивелированы неудачами маслоделов и зерновиков

Аналитический центр «Эксперт» подготовил очередной рейтинг крупнейших агрокомпаний России. Напомним, что к таковым мы относим предприятия, имеющие на территории РФ агроактивы (пахотные земли, скот, элеваторы), производящие комбикорма, а также фирмы, оказывающие серьезное влияние на развитие АПК в регионах (по этой причине в список ежегодно попадают чистые переработчики, например «Данон Россия» или «Вимм-Билль-Данн»). В итоговом результате многопрофильных холдингов не учитывалась выручка от несельскохозяйственной деятельности.

В этом году мы решили ограничить когорту крупнейших не искусственным круглым числом (50, 100, 200 и т. п.), а объемом выручки — 10 млрд рублей. Таким образом, в поле исследования оказались 57 организаций.

Район нуля

Суммарно крупнейшие агрокомпании России в 2017 году ничего выдающегося не продемонстрировали. К 2016-му их выручка приросла всего на 1,25%, до 1,76 трлн рублей. Снижение доходов показали сразу 23 предприятия. По данным Росстата, совокупный оборот сельхозорганизаций в 2017 году составил 2,72 трлн рублей (то есть 57 крупнейших фирм с некоторыми оговорками аккумулировали почти 65% доходов комплекса).

Первый дециль компаний (шесть фирм) концентрирует 32% выручки рейтинга. Для сравнения: на десятую часть крупнейших организаций пришлось 62,5% совокупного оборота российского топ-400. Если же вычленить долю шести из 57 лидеров, выйдет 47% (см. «Пол-экономики поименно», «Эксперт» № 43 за 2018 год). Таким образом (опять-таки с оговорками), можно считать, что российский агропром в полтора-два раза более сбалансирован, нежели экономика в целом.

Чистая прибыль 49 участников рейтинга (по ним есть необходимые для расчета данные) снизилась на 0,7%, до 86,3 млрд рублей. Рентабельность сократилась с 4,9 до 4,4%. Убыточными по итогам прошлого года оказались шесть участников рейтинга.

Совокупные инвестиции в основной капитал 38 участников рейтинга (по остальным информации нет) составили в 2017 году 79,5 млрд рублей. Прирост к 2016-му — немногим более 3%.

Титаны

Лидером рейтинга по итогам 2017 года стал «Мираторг» Виктора и Александра Линник. Его выручка приросла на 16% и достигла 125 млрд рублей. Аналитики Infoline связывают успехи компании с двумя факторами. Первый — наличие замкнутого цикла, который уменьшает зависимость от сторонних поставщиков и снижает себестоимость продукции. Второй — большой объем инвестиций в расширение мощностей и значительная господдержка. Холдинг вложил в создание вертикально интегрированного производства основных видов мяса более 200 млрд рублей и по итогам 2017 года поставил на рынок в общей сложности более 521 тыс. тонн свинины, бройлера, говядины и телятины в убойном весе.

От себя добавим третий фактор — огромные вложения в продвижение. Холдинг этого и не отрицает. В годовом отчете за 2017 год указано: «Компания […] увеличит бюджет на рекламу на обслуживаемых селлерами телеканалах на 40% в 2018 году и войдет в топ-10 рекламодателей на российском ТВ».

В начале октября Виктор Линник заявил, что «Мират

Догнать спрос

Генеральный директор группы компаний «Благо» (производитель растительного масла) Аркадий Фосман — о ключевых драйверах и барьерах экспорта сельхозпродукции.

— В 2017 году российский экспорт сельхозпродукции превысил 20 миллиардов долларов. Задача, сформулированная в майских указах, — достичь к 2024-му планки в 45 миллиардов. Масложировой сегмент за тот же период должен вырасти с трех до 8,6 миллиарда долларов. Насколько реалистичным вы считаете такой сценарий?

— На мой взгляд, ничего фантастического в этих планах нет. Потребление подсолнечного масла в мире последние годы неуклонно растет. Объем его экспорта из России в 2017 году увеличился почти на треть. И нет оснований полагать, что мы достигли предела.

Еще один драйвер — развитие потенциала продажи побочных продуктов переработки (шрота) на экспорт, что могло бы существенно повысить доходность переработчиков, а следовательно, и их возможности для повышения цены закупки сырья.

Но, безусловно, эффект от благоприятной конъюнктуры можно будет получить только при условии роста сырьевой базы и достаточных инвестиций в производство и внутреннюю логистику.

— Каким образом государство должно поддерживать сельскохозяйственный экспорт? Нужна ли такая поддержка?

— Поддержка однозначно нужна. Причем сразу по нескольким направлениям. Главное из них — снижение административных барьеров на международном уровне. Сейчас Минсельхоз РФ активно решает вопрос с началом экспорта шрота в Китай. Надеемся, что решение будет принято в 2019 году.

Второе направление — строительство новой и модернизация существующей транспортной инфраструктуры (морских портов, железнодорожных узлов). Простой пример из нашего опыта: железнодорожные пути Китая и России друг с другом не стыкуются. Оборудования для перестановки вагонов нет. На границе продукцию приходится перегружать, что увеличивает срок поставки и конечную стоимость товара.

Третье важное направление — финансовая поддержка экспортеров, заключающаяся в льготном кредитовании или предоставлении субсидий на модернизацию производств.

— Какие барьеры в развитии экспорта масложировой продукции вы считаете наиболее существенными?

— Важнейшая проблема — нехватка сырья. Ее можно решить как увеличением посевных площадей, так и повышением урожайности.

Другой серьезный барьер для наращивания производства — отдаленность перерабатывающих мощностей от сырьевой базы. Перевозить семена на большие расстояния к незагруженным производствам сегодня экономически нецелесообразно. Поэтому их излишки продаются за рубеж. Так, из сибирского региона активно вывозится на экспорт рапс, около 220 тысяч тонн в год, что является значительной частью валового сбора этого региона. Вместе с уральским регионом он составляет около миллиона тонн. Этот дисбаланс можно и нужно устранить.

 

Подготовил Сергей Ермак

Новая диджитал-культура

Генеральный директор ТД «Агро-Белогорье» Олеся Дмитрова — о реальном эффекте виртуальных сервисов.

— Принято считать, что сельское хозяйство — традиционно консервативный сектор. И, наверное, это действительно так — в глубинке и в малых хозяйствах. Крупный производитель, живущий в современных конкурентных условиях, одинаково умело пользуется плугом и планшетом. И это не дань моде, а насущная необходимость.

Мы не задумываясь покупаем одежду в интернете, заказываем по телефону еду с доставкой. Так почему бы не дать людям возможность таким же образом приобретать мясную продукцию? Да еще и напрямую от производителя. Торговый дом «Агро-Белогорье» в числе первых в России открыл онлайн-магазин по продаже свинины. Витрина, корзина покупок, программы лояльности для постоянных клиентов — все как полагается.

Интернет-технологии сегодня один из приоритетов работы нашей компании. С недавних пор мы перешли на электронную систему формирования заказов с мелкооптовыми клиентами. Интернет-эквайринг, электронный биллинг, оплата счетов онлайн, работа с электронной цифровой подписью существенно упрощают жизнь малых предпринимателей. И, судя по всему, они это ценят. За три квартала 2017-го мы увеличили оборот в секторе HoReCa на 11 процентов.

В онлайн мы также перевели сервис по продаже бывшей в употреблении автосельхозспецтехники, создали электронную биржу, где в формате аукциона реализуем дефицитную мясную продукцию.

Год назад мы запустили цифровую площадку, посредством которой закупаем сырье, ветеринарные препараты, кормовые добавки, строительные материалы для полусотни предприятий холдинга. Модель проста: поставщики знакомятся с лотами и формируют предложения. Затем робот выбирает лучшего. Таким образом, участники торгов получают честные правила игры и прозрачную отчетность, а компания — качественный продукт по оптимальной цене. За счет внедрения сервиса мы уже сэкономили около 300 миллионов рублей.

 

Подготовил Сергей Ермак