Следующая остановка

Русский бизнес
Автопром
«Эксперт» №45 (1096) 5 ноября 2018
На российский рынок автобусов усиливают давление китайцы. Впрочем, на завершившейся недавно выставке Busworld отечественные производители продемонстрировали решимость выдержать натиск иностранных конкурентов и выпускать автобусы нового поколения, в том числе на электротяге
Следующая остановка

В советские времена, когда автомобиль был роскошью, автобус стал основным средством передвижения: СССР по производству автобусов занимал первое место в мире, а их выпуском занимались целых 43 завода. Впрочем, и сейчас, когда личных автомобилей стало многократно больше, автобусы все равно остаются основным видом наземного общественного транспорта: согласно данным Минтранса России по итогам прошлого года, автобусный пассажирооборот составил 116 млн человек (метрополитен перевез 44 млн, железнодорожный транспорт — 32 млн). Однако в численном выражении рынок новых автобусов по сравнению с временами СССР снизился в десятки раз: если в 1980-е их выпуск исчислялся сотнями тысяч в год, то сейчас ежегодные продажи едва превышают десять тысяч.

Под крылом у государства

Российский рынок автобусов уже третий год восстанавливается после глубокого кризиса. В 2012 году он достиг рекордной отметки продаж — 17,1 тыс. единиц, но к 2015-му скатился до девяти тысяч. Два года назад рынок начал восстанавливаться: в 2016-м он вырос на 11,5% (до 10,4 тыс.), а в прошлом году продажи новых автобусов увеличились еще на 13%, достигнув 11,7 тыс. машин. В нынешнем году рост продолжился: по данным компании «Автостат», за первые девять месяцев он составил почти 12% (было продано 9800 единиц). К концу года, согласно прогнозу PricewaterhouseCoopers, рынок предположительно вырастет на 16% (до 13,6 тыс. единиц) и в ближайшие четыре года превысит рекордные показатели 2012 года (см. график 1).

При этом на автобусном рынке продолжают доминировать отечественные производители: в общей сложности они держат почти 88% всего рынка. В России сейчас пять основных производителей автобусов, и три из них входят в группу ГАЗ (корпорация «Русские машины» предпринимателя Олега Дерипаски): по данным «Автостата», в прошлом году 65% продаж приходилось на ПАЗ («Павловский автобус», расположен в Нижегородской области, выпускает автобусы с 1952 года, сейчас входит в группу ГАЗ), 13% приходится на ЛиАЗ (Ликинский автобусный завод в Московской области, начал выпускать автобусы в 1959 году, также входит в группу ГАЗ), 4% — на НефАЗ (находится в Нефтекамске, Башкортостан, производит автобусы с 1981 года, материнская компания — КамАЗ), 3% принадлежат КАвЗу (Курганский автобусный завод, работает с 1958 года, входит в группу ГАЗ), 3% — компании «Волгабас» (город Волжский Волгоградской области, основана в 2008 году). Остальные же 12% рынка распределены между иностранцами: это белорусский МАЗ (3%), далее идут китайские производители Yutong, Higer, King Long и Zhong Tong (см. график 2).

Нынешний рост продаж связан с тем, что парк автобусов сильно устарел. Многие из них требуют замены, они колесят по дорогам еще с советских времен: по данным «Автостата», сейчас в России используется 400 тыс. автобусов, и 46% из них старше пятнадцати лет. В развитии автобусного рынка велика роль и господдержки, которая во многом обусловливает доминирование отечественных производителей. «Рост продаж автобусов в текущем году и ранее