Страсти по нетбэку

Тема недели
РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ТОПЛИВА
«Эксперт» №45 (1096) 5 ноября 2018
Правительство согласилось доплачивать нефтяникам, чтобы они держали цены на бензин ниже экспортного паритета
Страсти по нетбэку

Рынок моторного топлива снова лихорадит. Нефтяники сообщили правительству о необходимости поднять цены на моторное топливо в России по крайней мере на четыре-пять рублей за литр. Удерживать их на том же уровне у отрасли более нет сил: убытки якобы уже достигли 150 млрд рублей.

В мае–июне этого года в России уже разыгрывалась драма с резким ростом цен на бензин и дизельное топливо, вызвавшая недовольство как представителей власти, так и рядовых потребителей. По данным Росстата, цены на бензин только в мае выросли на 5,6% относительно апрельского уровня и на 11,3% — в сравнении с маем 2017-го. При том что средний уровень инфляции в стране был оценен в 2,5% — в годовом, не месячном, выражении. Наш журнал уже рассматривал эту ситуацию (см. «Бензин не роскошь», «Эксперт» № 24).

В итоге было принято компромиссное решение: розничные цены на топливо будут придержаны, но правительство взамен примет меры по субсидированию отрасли. Но, как оказалось, терпения нефтяникам хватило ненадолго. С июля по сентябрь цены в рознице держались на стабильном уровне, а в октябре медленно поползли вверх.

Однако на этот раз инициатива повысить цены не встретила в правительстве понимания. «Я бы хотел, чтобы Министерство энергетики провело консультации с нашими нефтяными компаниями. Либо будет принят план работы о поддержании сложившегося уровня цен на нефтепродукты на внутреннем рынке, либо мне придется принять решение о вводе запретительных пошлин на нефть и нефтепродукты, чтобы ситуация на рынке была более стабильной», — заявил председатель правительства Дмитрий Медведев.

В конечном счете компромисс был выработан. На совещании 31 октября у вице-премьера Дмитрия Козака представители крупнейших нефтяных компаний согласились с 1 ноября до конца текущего года поставлять топливо на внутренний рынок по ценам на уровне июньских. Далее, до 31 марта следующего года, цены будут расти, но темпом не выше уровня инфляции (Минфин прогнозирует ее на уровне 4%, Центробанк — 5,5%). При этом правительство сохранило за собой право применить заградительные пошлины или ввести лицензирование экспорта, если договоренности не будут выполняться. Причем речь идет о своего рода круговой поруке: вице-премьер пригрозил введением пошлин в случае нарушения договоренностей хотя бы одной компанией.

Со своей стороны, на срок действия этого соглашения правительство замораживает совместный приказ Минэнерго и ФАС о повышении доли продаж топлива на бирже (до 15% для бензина и 7,5% для дизельного топливо с текущих 10 и 5% соответственно) и вводит так называемый демпфирующий механизм. За этим эвфемизмом прячется банальное субсидирование производителей за счет бюджета, компенсирующее часть упущенной выгоды нефтяников от неповышения розничных цен.

Удалось также хотя бы на время притушить свару между вертикально интегрированными компаниями и независимыми игроками розничного рынка топлива. ВИНКи обязали работать с «независимыми» продавцами на недискриминационной основе, в частности отпускать им топливо в мелком оп