Провансаль уйдет к «Русагро»

Русский бизнес
МАСЛОЖИРОВАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
«Эксперт» №47 (1098) 19 ноября 2018
На рынке масложировой продукции начался передел. Его запустила компания «Солнечные продукты», не справившаяся с долговым бременем. Спасителем стал «Русагро». И, похоже, это не последняя сделка в отрасли
Провансаль уйдет к «Русагро»

Группа компаний «Русагро» сообщила о намерении приобрести контрольный пакет акций компании Quartlink Holding Limited, владеющей холдингом «Солнечные продукты» («СолПро»). Это крупнейший игрок на рынке майонеза и растительных масел в России, выпускающий масло под брендом «Россиянка», майонезы «Московский провансаль» и «Оливьез». Таким образом, на масложировом рынке начались передел и укрупнение игроков. Нынешняя сделка увеличит масложировой бизнес «Русагро» вчетверо и сделает компанию второй по величине на рынке растительного масла с долей порядка 20%.

Бизнес «Солнечных продуктов» испытывал проблемы уже давно, а его владельцы искали покупателя на свои активы. Вначале готовилось объединение с компанией «Юг Руси», однако оно, по официальной версии, сорвалось из-за изменения рыночной конъюнктуры. Летом прошлого года появилась информация, что «СолПро» совместно с другим крупным игроком — «Эфко» — намерена создать совместное предприятие. Партнеры подали документы в ФАС, но и эта сделка сорвалась. По всей видимости, трудности «СолПро» не позволили этой компании вести переговоры с «Эфко» «на равных». Так что «СолПро» пришлось согласиться на поглощение со стороны «Русагро», сельскохозяйственной империи Вадима Мошковича.

Вряд ли это слияние можно назвать дружественным, скорее оно похоже на вынужденный шаг менеджмента «СолПро». Интересно, что для «Русагро» масложировой бизнес никогда не был основным, на этом рынке компания занимала не более 4%. Год назад «Русагро» сама хотела продать свое масложировое подразделение из-за низкой рентабельности и затянувшейся стагнации в отрасли. Но теперь ситуация изменилась. Компании отрасли начали объединение, как капли масла в воде.

 

Наелись майонеза

 

Масложировая отрасль — одна из наиболее динамично растущих в России, за последние пятнадцать лет она сделала значительный скачок. В результате наша страна стала крупнейшим экспортером масла, подсолнечника и жмыха. «Еще в 2000-е годы Россия импортировала масло, но сейчас больше трети производимого растительного масла экспортируется за рубеж», — отмечает аналитик Газпромбанка Дарья Снитко.

Посевные площади подсолнечника растут, равно как и урожайность: последние три года производство увеличивается темпами 10% в год. Однако компании столкнулись с проблемой перепроизводства — сейчас недозагруженность их мощностей составляет целых 30%. Все дело в ценах. Мировой рынок перенасыщен, в итоге с весны 2017 года мировые цены на подсолнечное масло опустились ниже уровня 800 долларов за тонну, а в октябре нынешнего года и вовсе рухнули до 670 долларов. А ведь семь лет назад тонна масла стоила 1400 долларов. В таких условиях производителям нет смысла расширяться и загружать мощности полностью.

Внутренний рынок тоже насыщен, при том что в стране активно развивается переработка. Из масла производят майонезы и маргарин, мыло и глицерин. Но хотя эти продукты передела дают добавленную стоимость, их рынки также стагнируют. Так, продажи майонеза в первом полугодии этого года снизились в натура