Грузовики сбавляют скорость

Эксперт-авто
Москва, 03.12.2018
«Эксперт» №49 (1100)
Рост продаж коммерческих автомобилей в России затормозился. Давление на рынок оказывают волатильность курса рубля и трудности, испытываемые автоперевозчиками. Означает ли это, что этот рынок на пороге очередного кризиса?

ПРЕДОСТАВЛЕНО КОМПАНИЕЙ SCANIA

Рынок коммерческих автомобилей после драматического падения в 2013–2015 годах, казалось бы, вновь выехал на хорошую дорогу и набирает скорость: продажи грузовиков в России устойчиво росли с весны 2016-го. Однако вторая половина года нынешнего оказалась не очень удачной: вот уже четыре месяца подряд продажи показывают отрицательную динамику. В августе и сентябре было продано соответственно 6300 и 6400 грузовых автомобилей, что на 19% и 11% меньше, чем в августе и в сентябре прошлого года. А по итогам октября объем российского рынка новых грузовых автомобилей составил 7700 единиц, на 3,4% меньше, чем в октябре 2017-го. И хотя по итогам десяти месяцев общий рост продаж грузовых машин в России составил 5,9% (64,6 тыс. единиц), многие стали задавать вопрос: не стоит ли участникам рынка готовиться к очередному кризису?

Три года спад, два года подъем

2013–2015 годы производители и продавцы коммерческих автомобилей вспоминают как страшный сон: тогда за три года продажи рухнули в два с половиной раза — со 129 тыс. в 2012 году до 51 тыс. в 2015-м (см. график 1). Но с весны 2016-го коммерческий транспорт вновь начал уверенно набирать обороты: по итогам этого года рынок вырос на 4%, до 53,3 тыс. штук, а в 2017 году продажи увеличились еще на 50%, до 80,1 тыс. единиц.

Главная причина активизации спроса на грузовики предыдущие два года была связана с эффектом отложенного спроса: предприятия больше не могли латать дыры в своем автопарке и экономить на его обновлении. Ведь для многих компаний надежные, функциональные и исправные коммерческие автомобили — это важный элемент бизнес-процессов: устаревшая техника уже не может вовремя доставлять грузы, из-за участившихся поломок их владельцы рискуют нести убытки. Наряду с этим развивались новые рынки и направления бизнеса, в частности интернет-торговля. Все это до недавнего времени рождало спрос на новые коммерческие автомобили и толкало рынок вверх.

Примечательно, что поначалу успешнее всего пробуждались после спячки российские производители грузовиков. Так, по итогам 2016 года, по данным компании «Автостат», первые две строчки в рейтинге самых продаваемых марок грузовиков уверенно занимали российские КамАЗ и ГАЗ, неплохо смотрелись также «Урал» и белорусский МАЗ. КамАЗ в позапрошлом году увеличил продажи на 15%, а ГАЗ почти на 3%, и в совокупности продажи этих двух брендов по итогам 2016 года занимали более половины всего рынка грузовиков в стране.

Еще лучше положение российских производителей грузовиков стало после девальвации рубля, поскольку разрыв в цене на отечественные и иностранные грузовые машины стал ощутимым. Росту популярности отечественных грузовиков способствовало и государство, которое предлагало программы стимулирования спроса, в частности льготы на приобретение в лизинг грузовиков, произведенных в России.

Одновременно и сами российские автопроизводители прилагали немало усилий для того, чтобы покупатель сделал выбор в их пользу. Так, на КамАЗе в позапрошлом году начата сборка тяжелых грузовиков н

Как не рассыпать мусор по дороге
Возможности для построения эффективной системы обращения с отходами в стране есть. Но нам придется преодолеть давление групп лоббистов, преследующих противоположные цели, снять растущие протестные настроения в обществе и выстроить на всех уровнях четкое понимание, куда и как мы идем
В ожидании вала банкротств
Банкротства девелоперов и обманутые дольщики еще не один год будут определять повестку дня рынка жилищного строительства. После запрета долевого строительства проблем станет еще больше
Очень, очень плохой банк
ЦБ собрал все токсичные активы из «Открытия», Промсвязьбанка и Бинбанка в одном месте и рассчитывает избавиться от них за пять лет. Однако качество активов таково, что их придется либо продавать буквально за бесценок, либо списывать

У партнеров

    «Эксперт»
    №49 (1100) 3 декабря 2018
    Не "Варяг"
    Содержание:
    Дави его, …!

    Мелкая провокация украинского президента привела к крупным геополитическим проблемам. Это диагноз современного миропорядка

    Реклама