Грузовики сбавляют скорость

Эксперт-авто
КОММЕРЧЕСКИЙ ТРАНСПОРТ
«Эксперт» №49 (1100) 3 декабря 2018
Рост продаж коммерческих автомобилей в России затормозился. Давление на рынок оказывают волатильность курса рубля и трудности, испытываемые автоперевозчиками. Означает ли это, что этот рынок на пороге очередного кризиса?
Грузовики сбавляют скорость

Рынок коммерческих автомобилей после драматического падения в 2013–2015 годах, казалось бы, вновь выехал на хорошую дорогу и набирает скорость: продажи грузовиков в России устойчиво росли с весны 2016-го. Однако вторая половина года нынешнего оказалась не очень удачной: вот уже четыре месяца подряд продажи показывают отрицательную динамику. В августе и сентябре было продано соответственно 6300 и 6400 грузовых автомобилей, что на 19% и 11% меньше, чем в августе и в сентябре прошлого года. А по итогам октября объем российского рынка новых грузовых автомобилей составил 7700 единиц, на 3,4% меньше, чем в октябре 2017-го. И хотя по итогам десяти месяцев общий рост продаж грузовых машин в России составил 5,9% (64,6 тыс. единиц), многие стали задавать вопрос: не стоит ли участникам рынка готовиться к очередному кризису?

Три года спад, два года подъем

2013–2015 годы производители и продавцы коммерческих автомобилей вспоминают как страшный сон: тогда за три года продажи рухнули в два с половиной раза — со 129 тыс. в 2012 году до 51 тыс. в 2015-м (см. график 1). Но с весны 2016-го коммерческий транспорт вновь начал уверенно набирать обороты: по итогам этого года рынок вырос на 4%, до 53,3 тыс. штук, а в 2017 году продажи увеличились еще на 50%, до 80,1 тыс. единиц.

Главная причина активизации спроса на грузовики предыдущие два года была связана с эффектом отложенного спроса: предприятия больше не могли латать дыры в своем автопарке и экономить на его обновлении. Ведь для многих компаний надежные, функциональные и исправные коммерческие автомобили — это важный элемент бизнес-процессов: устаревшая техника уже не может вовремя доставлять грузы, из-за участившихся поломок их владельцы рискуют нести убытки. Наряду с этим развивались новые рынки и направления бизнеса, в частности интернет-торговля. Все это до недавнего времени рождало спрос на новые коммерческие автомобили и толкало рынок вверх.

Примечательно, что поначалу успешнее всего пробуждались после спячки российские производители грузовиков. Так, по итогам 2016 года, по данным компании «Автостат», первые две строчки в рейтинге самых продаваемых марок грузовиков уверенно занимали российские КамАЗ и ГАЗ, неплохо смотрелись также «Урал» и белорусский МАЗ. КамАЗ в позапрошлом году увеличил продажи на 15%, а ГАЗ почти на 3%, и в совокупности продажи этих двух брендов по итогам 2016 года занимали более половины всего рынка грузовиков в стране.

Еще лучше положение российских производителей грузовиков стало после девальвации рубля, поскольку разрыв в цене на отечественные и иностранные грузовые машины стал ощутимым. Росту популярности отечественных грузовиков способствовало и государство, которое предлагало программы стимулирования спроса, в частности льготы на приобретение в лизинг грузовиков, произведенных в России.

Одновременно и сами российские автопроизводители прилагали немало усилий для того, чтобы покупатель сделал выбор в их пользу. Так, на КамАЗе в позапрошлом году начата сборка тяжелых грузовиков н

В легком весе тоже торможение

Рост продаж притормозил и в сегменте легких коммерческих автомобилей (LCV, грузоподъемностью до 3,5 тонны). По данным аналитического агентства «Автостат», объем рынка новых легких коммерческих автомобилей (LCV) в России по итогам октября текущего года составил 9400 единиц, что на 4,3% меньше, чем в октябре 2017-го. Хотя по итогам января–октября объем рынка новых LCV в стране вырос на 4,7% и составил почти 89 тыс. единиц.

Пятерка лидеров этого сегмента рынка с начала года остается неизменной: в нее традиционно входят ГАЗ, УАЗ, Ford, Lada, Mercedes-Benz. Неизменный лидер в области продаж LCV в России — ГАЗ, на долю которого в октябре пришлось 43% общего объема. В количественном выражении это соответствует 4000 автомобилей, на 3,6% меньше, чем год назад. На втором месте расположился УАЗ с показателем 1400 штук, на 7,5% меньше, чем в октябре 2017-го. На третьем — американский Ford (1045 штук), показатели которого тоже снизились (−7,2%). Далее следует отечественная Lada (995 штук), объем рынка которой по сравнению с октябрем 2017 года, напротив, вырос (+5,4%). На пятой строчке рейтинга — немецкий Mercedes-Benz (618 штук), который ушел в самый большой минус из числа брендов первой десятки (−17,5%). В десятку лучших продавцов LCV в России также вошли Volkswagen (540 штук; +12%), Peugeot (263 штуки; +34,9%), Citroën (164 штerb; −9,4%), Hyundai (145 штук; +38,1%) и Iveco (72 штуки; −6,5%).

В модельной структуре лидерство неизменно принадлежит «ГАЗ Газель Next», объем рынка которой в октябре 2018 года составил почти 2500 единиц, на 7% больше, чем год назад. Стоит отметить, что эта модель занимает более четверти (26,3%) рынка новых LCV в России. Далее следует Ford Transit (960 штук; −1,3%). На третьей строчке фургон Lada Largus VU (856 штук; +11%). На четвертой — ГАЗ 3302 (839 штук; −12,1%). Замыкает пятерку лидеров УАЗ 3909 (672 штуки; −5,1%). Самую высокую динамику в первой десятке демонстрирует УАЗ 2206, объемы реализации которого выросли на 54,9%.

Спецтехника набирает обороты

В отличие от коммерческих автомобилей рынок дорожно-строительной (ДСТ) и спецтехники в России, наоборот, стремительно движется вверх. По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), продажи ДСТ за первые девять месяцев 2018-го в России по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличились на 31%, до 8100 единиц.

В частности, динамично растут продажи экскаваторов-погрузчиков, которых в период с января по сентябрь в России было продано 1800 штук, на 39% больше, чем в январе–сентябре 2017-го. Увеличились продажи гусеничных экскаваторов (2700 штук, +34%), колесных погрузчиков (800 штук, +26%), гусеничных тракторов (700 штук, +30%), грейдеров (500 штук, +2%).

Рост рынка строительной техники в первую очередь связан с отложенным спросом: за последние пять лет ее продажи в России рухнули в несколько раз. Сейчас же предприятия обновляют парк таких машин и уже задумываются о весенне-летнем строительном сезоне следующего года. «В целом ситуацию на рынке дорожно-строительной техники по результатам трех кварталов 2018 года можно охарактеризовать как умеренно позитивную, — комментирует ситуацию Андрей Комов, председатель комитета производителей дорожно-строительной и спецтехники Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), генеральный директор Volvo CE Russia. — Хотелось бы более динамичного восстановления рынка до уровня пятилетней давности. Однако по итогам года этого, очевидно, не произойдет, несмотря на солидные цифры роста за три квартала — более чем на 30 процентов. Восстановление проходит на фоне значительного давления внешних факторов, среди которых колебания валютных курсов, а также при неуместном увеличении налогового бремени: с июня был повышен утилизационный сбор, что серьезно увеличило стоимость и без того дорогой техники. Поэтому с учетом всех негативных аспектов текущая динамика удовлетворительна».

Участники рынка отмечают, что в последнее время особенно увеличивается спрос на спецтехнику российского производства. Представители Минпромторга РФ заявляют, что это связано с реализацией комплекса мер господдержки отрасли, в том числе льготных лизинга и кредитования, а также компенсации затрат предприятий на производство и реализацию пилотных партий продукции. По подсчетам Минпромторга, с января по август 2018 года выпуск ДСТ в России увеличился на 12%, более чем до 17 млрд рублей, а темпы ввоза в РФ техники зарубежного производства существенно снизился.