Инвестировать в молоко выгодно

Повестка дня
«Эксперт» №49 (1100) 3 декабря 2018
Инвестировать в молоко выгодно

На прошлой неделе прошла первая конференция из цикла «Агромарафон-АгроТаг» — проект журнала «Эксперт» и компании ТАГ. Обсуждали состояние молочной индустрии. На конференции выступили, в частности, Алексей Мартыненко («Умалат»), Артем Белов («Союзмолоко»), Константин Глаженков (Сернурский сырзавод), Марина Петрова (Московская торгово-промышленная палата), Александр Егоров («ВкусВилл») и другие. Сам формат предполагает плотное общение участников, возможность непосредственного налаживания контактов и обмена мнениями по основным направлениям развития отрасли.

Не слишком посвященный участник мог удивиться невероятному потенциалу отрасли, которая, казалось бы, уже несколько лет как развивается, но традиционно считается очень капиталоемкой и медленно окупаемой. Все оказалось не вполне так.

Перспектива. До сих пор удельное потребление молока в России на 70% ниже удельного потребления молока в СССР — 207 кг на человека сейчас против 340 кг в СССР. Разрыв между 10% самых богатых и 10% самых бедных россиян по удельному потреблению еще больше — он двукратный (340 против 170), что и задает потенциал роста отрасли. К этому стоит добавить рынок фальсифицированного молока, 7–8% текущего потребления, который, как предполагают участники, будет сокращаться под давлением качественного предложения.

Рынок уже сейчас переживает приход серьезных инвестиций в производство как сырого молока, так и конечного продукта. Этот инвестиционный поток обеспечивается высокой рентабельностью производства на всем цикле. Для сильных игроков отрасли характерна  рентабельность по EBITDA в размере 30–50%. И это несмотря на проблемы с фальсификатами и мощную конкуренцию со стороны Белоруссии.

Очень интересно, что активные игроки рынка настроены на самые прогрессивные тренды.

1. Высокое качество, натуральность. Именно за счет этого предполагается победить фальсификат. На это направлены, в том числе, представленные на конференции технологии цифрового контроля качества молочной продукции буквально от стойла до прилавка. Технология разработана компанией из Татарстана.

Огромное влияние на рынок в смысле стремления к качеству оказала компания «ВкусВилл», которая за счет быстрого роста сети и линейной, даже несколько занудной ставки на натуральность обеспечила возможность вхождения на рынок практически любому хозяйству, которое может подтвердить качество своей продукции. В этом смысле интересен сам масштаб влияния на рынок компании — лидера тренда.

2. Есть значительный потенциал снижения себестоимости. Во-первых, молоко у нас, если пересчитать его цену в евро, и по европейским меркам оказалось очень дорогим, и если пытаться расширять рынок, то себестоимость надо снижать. Во-вторых, компании указывали на возможность существенно — на 30% — снизить себестоимость за счет более качественных кормов (над чем работают сами участники рынка) и лучшей организации дойки и вообще ухода за скотом, прежде всего за счет автоматизации (в России автоматизировано примерно 0,7% фермерских хозяйств, тогда как в Евро