Центр притяжения номер два

Русский бизнес
НЕДВИЖИМОСТЬ КРАСНОДАРА
«Эксперт» №49 (1100) 3 декабря 2018
При огромном спросе на жилье средние цены на недвижимость в Краснодаре за десять лет не выросли — 45 тысяч рублей за метр. Однако в ближайшие годы ситуация изменится
Центр притяжения номер два

Мы продолжаем исследование рынков недвижимости российских городов — центров миграционного притяжения. Первое было посвящено лидеру рейтинга — Сочи, население которого ежегодно растет на 12,5%, а цены на жилье за последние шесть лет увеличились на 430%. А в этой статье речь пойдет о Краснодаре.

Краснодар растет почти такими же темпами как Сочи (8,4% в год), здесь тоже огромный спрос на недвижимость, но цены не растут вовсе. Как стоил квадратный метр в среднем 45 тыс. рублей десять лет назад, так и стоит по сей день. Такой вот рыночный парадокс. Наряду с благоприятными климатическими условиями доступное жилье стало серьезным фактором привлекательности Краснодара для переселенцев. При этом в отличие от олимпийского Сочи крупных инвестиций в инфраструктуру у столицы Кубани сделано не было, а застройка велась без какого-либо генерального плана. В итоге городская среда, не успевая за ростом населения и жилого фонда, деградировала настолько, что Краснодар вышел на первое место и в России, и в Европе по автомобильным пробкам, возглавил всероссийский рейтинг дефицита школ и детских садов и стал лидером по количеству недостроев и обманутых дольщиков. И если с проблемой неразберихи в строительстве команда нового мэра начала справляться самостоятельно (только в этом году достроены и введены в эксплуатацию 49 «проблемных» многоквартирных домов), то с дорожной и социальной инфраструктурой разобраться без серьезной помощи федерального центра невозможно.

Абсолютный лидер по вводу

Краснодар начал расти значительно раньше Сочи — с 2001 года, не останавливаясь даже в кризис. Вот данные, полученные в УВД по городу: 2010 год — 745 тыс. человек; 2011-й — 873 тыс. (+17,8%); 2012-й — 911 тыс. (+4,9%); 2013-й — 1 млн (+10,77%); 2014-й — 951 тыс. (−5,75%); 2015-й — 1,1 млн (+14,9%); 2016-й — 1,2 млн (+12,3%); 2017-й — 1,3 млн (+7,37%), 2018 год — 1,4 млн человек (+6,3%). За девять лет средний рост населения — 8,4%. Показательно, что рост населения в Краснодаре обеспечивается не только миграцией, но, хоть и в небольшой степени, естественным демографическим приростом: с 2009 года количество родившихся стабильно превышает количество умерших на 300–1100 человек. Справиться с таким ростом городу физически невозможно без серьезных инвестиций в инфраструктуру, которых ни в региональном, ни в городском бюджете нет. В итоге городская среда здесь катастрофически деградировала. Обозначения классов в школах уже заканчиваются на символичную букву «ж», а со следующего года вводятся «з» и «и». Дети учатся в две смены. Детские сады переполнены — по сорок человек в группе, а очереди рассчитаны на годы. Очереди в поликлиниках просто чудовищные. В поликлинику № 2 нам даже не удалось зайти — очередь из мамочек с колясками простиралась далеко за пределы входных дверей. Состоятельные горожане отдают своих чад в дорогие частные садики (частные дешевые тоже недоступны) и наблюдаются в элитных частных клиниках, которых развелось очень много. Однако самое ужасное здесь пробки на дорогах, по которы

О своем видении перспектив развития Краснодара в интервью «Эксперту» рассказал губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев:

 

— Краснодарский край — самый быстрорастущий регион страны, а Краснодар и Сочи — лидеры по миграционной привлекательности. Такой огромный поток людей создает инфраструктурные проблемы — города не успевают за ростом. И если Сочи повезло с получением больших госинвестиций, то Краснодар фактически в ловушке. Здесь нужны радикальные меры и помощь федерального центра. Как вы собираетесь решать эту стратегическую задачу концептуально?

— Начну с того, что Краснодар не в ловушке. Наоборот, высокий миграционный поток для города — это плюс и стимул к развитию. Надо сказать, что уже сегодня краевая столица считается одним из наиболее комфортных и благоустроенных городов как Юга России, так и всей страны. Но. конечно, мы отдаем себе отчет, каковы проблемы у города, а главное, понимаем, как мы будем их решать.

Безусловно, это комплексная работа. И большинство мер, призванных разрешить инфраструктурные проблемы и повлиять на развитие кубанской столицы, легли в основу создания Краснодарской агломерации, которая, к слову, повлияет не только на жизнь Краснодара, но и пригородов, а также соседних районов Адыгеи. Такой подход к развитию территорий уже получил поддержку со стороны федерации: проект Краснодарской агломерации вошел в Стратегию пространственного развития страны до 2025 года, и мы можем рассчитывать на федеральное софинансирование строительства различных инфраструктурных объектов.

В целом, когда мы говорим об агломерации, речь идет об охвате трех направлений. Это развитие транспортной инфраструктуры, экономической специализации территорий и определение модели управления этими территориями.

Вы правильно отметили, что одной из основных болевых точек города является серьезная нагрузка на инфраструктуру — транспортную и социальную. У нас практически вся деловая, социальная активность сосредоточена в центре, соответственно, нужно его разгружать. Это будет сделано в том числе за счет переноса некоторых важных объектов в другие микрорайоны. К примеру, к 2030 году в агломерации появится мощный медицинско-реабилитационный кластер, который охватит рекреационные зоны Горячего Ключа и станицы Динской.

Будет продолжено строительство транспортных обходов Краснодара, в том числе железнодорожных. Кроме того, сейчас проектируется транспортный коридор Володарского — Тихорецкая — М4 «Дон». Новая дорога позволит в значительной степени решить вопрос с пробками на одной из главных магистралей Краснодара — улице Северной.

В дальнейшем мы планируем внедрить в краевой столице систему «Умный город». В Москве такая программа уже работает, и довольно успешно. С помощью современных технологий мы сможем регулировать потоки транспорта, вовремя принимать меры по разгрузке того или иного участка.

Еще один важный момент в создании агломерации — четкое определение ее экономической направленности. Согласно Стратегии развития региона до 2030 года, мы условно разделили Кубань на несколько экономических зон. В каждой из них мы будем целенаправленно, в том числе с помощью частных инвестиций, создавать те или иные кластеры.

В частности, в Краснодаре будет создан ряд промпарков на площади свыше тысячи гектаров. Инвестиции оцениваются в 160 миллиардов рублей.

На экономике города скажется и развитие международного аэропорта Пашковский: мы планируем, что на площади 2600 гектаров разместятся мощный индустриальный авиахаб, включающий сухой грузовой порт, логистический и выставочный центры. Пассажиропоток увеличится с трех с половиной миллионов до десяти миллионов человек в год. Компания «Базэл Аэро» вкладывает в реализацию проекта свыше 11 миллиардов рублей.