Наезд роботов

Русский бизнес
РЫНОК АВТО
«Эксперт» №50 (1101) 10 декабря 2018
В России наступает эра беспилотных автомобилей: на дорогах общего пользования страны официально разрешены испытания автономных машин. Российские компании имеют неплохие наработки в области систем для роботизации автомобилей. Сложнее обстоят дела с высокотехнологичной инфраструктурой, необходимой для успешного использования таких машин будущего
Наезд роботов

Белый автомобиль Tesla Model S на днях привлек внимание полицейских на улице калифорнийского города Пало-Альто. Стражи порядка решили проверить документы. Однако машина, не отреагировав на требования остановиться, стала уходить от погони. За ней пришлось гнаться 11 километров, и только когда полицейская машина перегородила нарушителю дорогу, подозрительная Tesla остановилась. Приблизившиеся к ней полицейские с удивлением обнаружили, что водитель за рулем… спит. В ходе разбирательства выяснилось, что владелец автомобиля незадолго до поездки изрядно выпил в местном баре, после чего сел за руль и заснул, а все время погони машиной управляла опция автопилотирования. Не исключено, что подобные сцены скоро будут наблюдаться и на российских дорогах. Как и во многих других странах мира, в России наконец легализовано использование беспилотников.

«Ваш робот в меня врезался»

Разрешение беспилотным автомобилям передвигаться по российским дорогам общего пользования с 1 декабря текущего года дает специальное постановление, которое было подписано главой российского правительства Дмитрием Медведевым. Впрочем, не стоит пока рассчитывать на то, что машины с функцией автопилота в России теперь смогут подвозить людей навеселе и тем более пытаться скрываться от полиции. Пока беспилотниками в России можно пользоваться в качестве эксперимента и со множеством оговорок.

Начать надо с того, что процедура допуска таких машин на российские дороги непроста. Она состоит из нескольких этапов: для участия в эксперименте производитель роботизированного автомобиля должен подать заявку в НАМИ, который проведет испытание экспериментального образца и выдаст свидетельство о соответствии машины требованиям безопасности. Затем ее надо будет зарегистрировать в ГИБДД с отметкой, что в конструкцию внесены изменения для проведения эксперимента. С этого момента машина без водителя имеет право выезжать на улицу. Не стоит предполагать, что машины-роботы будут появляться, например, у вашего дома в полном одиночестве. Согласно новому регламенту, во всех таких транспортных средствах в обязательном порядке должен находиться опытный пилот-инструктор, способный остановить автомобиль в случае непредвиденных обстоятельств (в частности, если полиция требует остановиться для проверки документов).

И конечно, предусмотрен ответ на волнующий всех вопрос: кто будет отвечать, если «робот врежется в мою машину?» Регламент четко указывает, что за последствия аварии с участием роботизированного автомобиля ответственность несет его собственник. Еще до подачи заявки в НАМИ владелец такой машины должен застраховать гражданскую ответственность на сумму не менее 10 млн рублей либо разместить эту сумму на депозите нотариуса, где деньги будут заблокированы и выплачены пострадавшим в случае аварии. Что же касается разрешенных зон использования беспилотников, то пока они получили право появляться на дорогах Москвы и Татарстана, для выделения таких машин из транспортного потока придумана специальная маркировка — знак с