Великая французская революция

Повестка дня
Москва, 10.12.2018
«Эксперт» №50 (1101)

ТАСС

Протестующие во Франции «желтые жилеты» добились первой победы — правительство страны заявило о намерении на полгода заморозить повышение налогов на бензин. Не встретив ликования в стане противников, власть решила бросить им кость пожирнее: президент Франции Эммануэль Макрон выступил с инициативой не увеличивать топливный налог до конца 2019 года, а также заморозить повышение цен на газ и электроэнергию. Однако и эта уступка властей не удовлетворила протестующих: во-первых, они требовали не отсрочки их ограбления, а его отмены, а во-вторых, почувствовав свою силу, расширили список требований. «Желтые жилеты» теперь требуют изменений в законах, касающихся налогов, здравоохранения и жилья. Согласно опросам общественного мнения, свыше 70% французов поддерживают требования протестующих.

В протестах принимают участие в основном французы, у которых есть работа (поэтому манифестации проходят по выходным) и которые живут в небольших городах, окружающих крупные мегаполисы. Социологи, оправдывая свое существование, заговорили о неслыханном социальном расслоении, но на деле все значительно проще. Экономя на аренде или покупке недвижимости, но работая при этом в крупных городах, многие французы вынуждены были ежедневно совершать марш-броски на расстояние 30–50 километров — до работы и обратно. Для них, тратящих на автомобильное топливо по 300–400 евро в месяц, новый налог ставит крест на прежней жизни. Однако для столь массовой поддержки протестов недостаточно финансово ущемить часть среднего класса, надо было вызвать раздражение у большинства населения. Эммануэль Макрон, поучивший 66% на президентских выборах всего полтора года назад, сумел добиться этого и сегодня обладает поддержкой лишь 23% избирателей. Уменьшая налоги для богатых, он неуклонно снижает уровень жизни бедных и среднего класса, не скрывая своего презрительного отношения к «неудачникам».

Идея обложить дополнительным налогом автомобильное топливо, дабы понудить французов перейти на «экологически безопасные» виды транспорта, выглядит очередным издевательством. Оставив за скобками представление экологов о том, что электричество берется из розетки, французы стали перед выбором: на что сменить привычное средство передвижения? Электромобиль, если он больше собачьей конуры и способен уехать дальше шаговой доступности, все еще очень дорог. «Реформы» правительства французы воспринимают как признак неадекватности и предлагают вспомнить выражение, несправедливо приписываемое французской королеве Марии-Антуанетте: «Если нет хлеба, пусть едят пирожные».

Попытка властей представить всех протестующих маргиналами явно провалилась, несмотря на многочисленные акты вандализма и грабежа. Большинство французов выступают против насилия, но понимают, что в случае массовых беспорядков это неизбежно, и не связывают выходки уголовников или радикалов с протестным движением. Перекрытие дорог, подъездов к автозаправкам и стычки с полицией мало похожи на нормальное поведение законопослушных граждан, но это стало единственной возможностью достучаться до власти. Многомилионные убытки, которые понесла экономика из-за неработающих магазинов, пустующих гостиниц и перекрытых дорог, стали аргументом, к которому власть не смогла не прислушаться. Протестующие доказали, что попытка залезть к ним в карман обойдется дорого: потери окажутся значительно выше планируемых барышей.

У партнеров

    «Эксперт»
    №50 (1101) 10 декабря 2018
    ПОЛОВИННЫЙ ГРАЖДАНИН
    Содержание:
    Выжженная земля

    Муниципалитеты подобрались к пределу экономии. Дальше — только повышать налоговые доходы. но сделать это невозможно, пока все основные налоги от среднего и крупного бизнеса будут забирать центр и регион

    Главная новость
    Наука и технологии
    Специальное обозрение
    Реклама