[an error occurred while processing the directive]

Парк как доходное место

Общество
ГОРОДСКАЯ СРЕДА
«Эксперт» №51 (1102) 17 декабря 2018
Общественные пространства могут создаваться не только для решения социальных задач, но и быть самоокупаемыми
Парк как доходное место

Трансформация столичного Парка Горького, начатая в 2011 году, открыла новый этап развития общественных пространств в России. Вслед за Москвой в масштабах целой республики парками и набережными занялся Татарстан. Затем появилась федеральная программа развития общественных пространств. Федеральным и региональным чиновникам новые общественные пространства представляются чуть ли не идеальными проектами «быстрых побед». Это быстро, сравнительно недорого, всем заметно и вроде как имеет электоральный эффект.

Большинство чиновников видит в общественных пространствах лишь возможность для получения социальных эффектов, архитекторы рассматривают их как шанс сделать что-то современное и модное.

Однако сегодня настал момент посмотреть на парки, скверы и набережные не только как на планово-расходную часть городского бюджета, но и как объекты, имеющие экономическую эффективность. В России уже есть ряд проектов, где такой подход реализован. Причем два из них осуществлены в довольно неожиданном месте — в Ижевске.

Как просчитать эффекты от парка

«Влияние общественного пространства на городскую экономику весьма сложно точно оценить», — считает директор Фонда “Институт экономики города” Александр Пузанов. — Можно подсчитать прямые доходы от аренды имущества или земли, а также привлеченные внебюджетные средства. Но есть и целый ряд косвенных экономических эффектов, трудно поддающийся анализу. Во-первых, новые рабочие места и налоговые поступления, которые появляются при развитии общественных пространств. Во-вторых, эффекты в здравоохранении: люди, активно посещающие хорошие парки, улучшают здоровье. В-третьих, качественные общественные пространства препятствуют оттоку населения и способствуют развитию социального капитала».

Тема коммерциализации общественных пространств активно развита в США, там давно рассчитывают всевозможные выгоды для городской экономики или отдельного землевладельца от нового парка. Известен кейс частного парка Зукотти в Нью-Йорке: его создатель был убежден, что новое общественное пространство оказалось выгоднее застройки участка, потому что совокупная стоимость окружающей недвижимости резко выросла. Другой известный кейс — парк «Миллениум» в Чикаго. Его создание обошлось в 470 млн долларов, и почти половина средств была привлечена из многочисленных внебюджетных источников: это были инвестиции в создание отдельных объектов от корпораций, пожертвования от частных и юридических лиц и т. д. Новый парк привлекает в Чикаго два-три миллиона туристов в год, значительно выросли налоговые поступления от недвижимости, находящейся рядом с парком.

«В России сегодня есть два взгляда на экономику общественных пространств, — говорит генеральный директор агентства стратегического развития “Центр” Сергей Георгиевский. — Первый заключается в том, что создание таких пространств — это элемент социально-экономической стратегии, нацеленной на развитие комфортной среды. Это борьба за человеческий капитал, в частности за “миллениалов”. В этой логике общественные прос