Переформатирование политической системы в целях устойчивого развития страны

Политика
РЕФОРМА ПАРТИЙНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
Нужно осуществить такую перенастройку политической системы, которая обеспечит политическую ответственность правительства и минимизирует риски транзита власти в 2024 году
Переформатирование политической системы в целях устойчивого развития страны

Россия, вернув себе Крым, чувство национального достоинства и геополитическую инициативу, столкнулась с фундаментальным внутриполитическим противоречием. Гражданский подъем вытеснил на обочину непатриотическую оппозицию, но также вывел на новый уровень общественный запрос, требующий от власти наведения правового порядка («диктатуры закона», говоря языком старых обещаний) и не отдельных успехов, а мощного развития всей экономики. Ответ власти оказался неудовлетворительным: экономическая стагнация и снижение жизненного уровня населения.

Люди по-прежнему поддерживают действующего президента, тем более в условиях внешней угрозы. И при этом недовольны своим материальным положением и, соответственно, работой правительства. Голосование большинства избирателей — свидетельство патриотического подъема в стране, но это далеко не безусловная поддержка, и она отнюдь не снимает нарастающего недовольства низкими темпами экономического развития.

Известно, что правительство не решило поставленной перед ним в 2012 году стратегической задачи создать 25 млн высокопроизводительных рабочих мест, то есть обеспечить рост и модернизацию национальной экономики. Никто не несет за это ответственности, и никто не намерен серьезно менять экономическую политику. Более того, принятая пенсионная реформа фактически переводит отношения подавляющего большинства граждан к действующей власти в конфронтационную плоскость. Почему после этого люди должны верить в очередные грандиозные планы?

Когда десять лет назад в стране закончился восстановительный экономический рост, власть была вынуждена признать неэффективность модели рентного бюрократического капитализма. Но вместо объявленной модернизации и роста экономики страна получила затяжную стагнацию. Оказалось, что при обилии правительственных программ действенной стратегии социально-экономического развития нет.

Длительная пробуксовка экономики и безрезультатность административных реформ, безусловно, связаны с устройством власти. Политическая система рентного бюрократического капитализма сложилась в 1990-е годы. Сначала она была олигархической, потом стала бюрократической, но сути это не меняет. Сегодня технократическое (точнее, техническое) правительство подотчетно фактически только президенту, который при этом его не возглавляет, то есть правительство практически не зависит от результатов парламентских выборов. Независимость от волеизъявления избирателей обеспечивает партийная система, где «правящая» партия представляет власть, а партии парламентского эскорта утилизируют протестное голосование и создают иллюзию многопартийного парламентаризма. Остальные политические движения не оказывают реального влияния на политические процессы. В результате формально парламентская система на деле институализирует политическую безответственность правительства.

Всякое устройство власти имеет свои плюсы и минусы. Усовершенствованная в «нулевых» годах политическая система обеспечила укрепление федеральной власти, минимизировав риски неконтролируемой дец