«Наука» вызывает вопросы

Наука и технологии
РОССИЙСКАЯ НАУКА
«Эксперт» №1-3 (1103) 24 декабря 2018
Российские чиновники пытаются достичь целевых показателей, заявленных в майском указе президента. Для этого был разработан проект «Наука», реализация которого начнется в 2019 году. Однако в научном сообществе новый проект пока что вызывает слишком много вопросов
«Наука» вызывает вопросы

Важнейшим событием предстоящего года для всей российской науки, но в первую очередь для фундаментальной, бесспорно, станет начало реализации проекта «Наука», который разрабатывается для выполнения майского указа президента. Для фундаментальной — потому что он готовится новым Министерством науки и высшего образования, в сферу ответственности которого входит именно фундаментальная наука, при активном участии Академии наук. Это вызвало вопросы у представителей прикладной науки. Так, эксперты технологической платформы «Авиационная мобильность и авиационные технологии» отметили, что «практически все показатели проекта ориентированы на развитие науки без увязки с развитием производства и обеспечением конкурентоспособности национальной экономики, в числе его целевых показателей отсутствуют показатели, связанные с изменением рыночных позиций российских компаний реального сектора экономики».

Тем не менее появление в майском указе раздела, посвященного науке, и подготовка соответствующего проекта в целом встречено научной общественностью позитивно, поскольку впервые за много лет интерес власти к науке не сводится к очередной реформе ее организации — указ включает в себя и содержательные моменты: создание передовой инфраструктуры научных исследований, в том числе сети уникальных научных установок класса «мегасайенс», обновление не менее 50% приборной базы ведущих научных организаций, выполняющих научные исследования и разработки, а также обещания существенного дополнительного финансирования.

Но уже собственно к проекту «Наука», который формируется в недрах правительственных учреждений, и к тому, как он готовится, у большинства наших респондентов есть существенные замечания. Как отметила заместитель директора Института мировой экономики и международных отношений академик РАН Наталья Иванова, хорошо было бы перед разработкой нового проекта проанализировать итоги уже прошедших реформ науки и разнообразных программ, которые принимались за предшествующие годы, чтобы понимать, с какого места мы стартуем. А академика РАН Алексея Паршина, как и многих других, настораживает келейный характер подготовки основных документов проекта, которые до недавнего времени были недоступны широкой академической общественности, что, как показывает опыт, приводит к неустранимым ошибкам при воплощении в жизнь их положений. Академик и член Президиума РАН, научный руководитель Института прикладной физики РАН Александр Литвак обратил внимание на то, что «к сожалению, определяющую роль в формировании проекта играли сотрудники правительственного проектного офиса, далекие от науки».

А то, что и в указе, и в документах проекта есть просто неясные места, требующие тщательного разъяснения и обсуждения, признает и вице-президент РАН академик Алексей Хохлов, представляющий академию в проектном комитете проекта «Наука». Например, непонятно, что понимается под созданием научных центров мирового уровня. Если это совершенно новые центры, то возникает вопрос: из кого они формируются и не приведет