Как спасти амурских корабелов

Повестка дня
Москва, 04.02.2019
«Эксперт» №6 (1106)

Сергей Фургал пошел ва-банк. Новый глава Хабаровского края попросил федеральный центр срочно выделить Амурскому судостроительному заводу (АСЗ) порядка 14 млрд рублей, мотивировав это необходимостью обеспечить стабильную работу предприятия и избежать роста социальной напряженности в регионе. Но чтобы вытащить завод из кризиса, нужны военные контракты, заключение которых пока под большим вопросом

Сам завод официально объявил о грядущих сокращениях персонала. Как сообщает ТАСС со ссылкой на его пресс-службу, уже до конца мая нынешнего года работу потеряют 300 человек. Это почти 9% всех занятых на предприятии. Правда, простые рабочие вроде бы пострадать не должны. «План финансового оздоровления предполагает высвобождение административно-управленческого персонала. При этом сборщики, сварщики, монтажники и прочие под сокращение не подпадут», — говорится в сообщении АСЗ.

Завод находится в критическом положении и едва сводит концы с концами. Так, его выручка в первом полугодии 2018-го сократилась на четверть, до 4 млрд рублей, а убыток вырос почти в девять раз и превысил 500 млн рублей. При этом кредиторская задолженность предприятия уже давно перевалила за 30 млрд рублей.

Напомним, что еще несколько лет назад Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) разработала план развития АСЗ, в соответствии с которым к 2020 году завод должен был превратиться в высокотехнологичную компактную верфь. Но сделать это не удалось.

Глава Хабаровского края Сергей Фургал уверен: необходимые средства для АСЗ в федеральном бюджете найти можно. «Есть прямое поручение президента профильным министерствам и ведомствам решить этот вопрос», — заявил губернатор.

Еще одна проблема — обеспечить предприятие новыми заказами. В конце прошлой недели губернатор посетил завод, прошел по цехам, поговорил с рабочими. Практически все, с кем он общался, задавали вопросы о перспективах завода и о новых заказах. Однако Сергей Фургал никаких подробностей не раскрыл: «Мы активно решаем вопрос по размещению заказов. Я не хотел бы забегать вперед, но есть два очень интересных заказа. В случае их получения завод будет обеспечен на ближайшие десять лет». Хабаровский губернатор ни словом не обмолвился о том, какие это заказы, но рискнем предположить: речь идет исключительно о военной технике.

Не секрет, что АСЗ уже давно был определен как головной исполнитель по производству корветов проекта 20380 для Тихоокеанского флота. Только вот строил он их из рук вон плохо. На создание первого корабля этого проекта, «Совершенного», ушло почти девять лет, а на постройку второго, «Громкого», — шесть. Последний в декабре прошлого года введен в строй ВМФ России. Такие темпы явно не устраивали Минобороны России (китайцы схожие корабли строят менее чем за год), и часть заказов на корветы проекта 20380 оно разместило на петербургской «Северной верфи». В результате сейчас на АСЗ создаются только два таких корабля: «Герой России Алдар Цыденжапов» и «Резкий», которые были заложены в 2015 и 2016 годах соответственно. Их сдача ВМФ запланирована соответственно на 2020 и 2021 годы. Но поскольку Тихоокеанскому флоту требуется еще как минимум полдюжины таких корветов, можно ожидать, что гособоронзаказ будет скорректирован и количество планируемых к постройке кораблей вырастет как минимум на две единицы. Каждый корвет стоит примерно 17,5 млрд рублей, что в сумме сопоставимо с кредиторской задолженностью АСЗ. Но это еще не все. У амурских корабелов есть неплохие шансы получить контракт на модернизацию тактической атомной подводной лодки проекта 971 «Нерпа». Одна такая подлодка, как раз производства АСЗ, эксплуатируется ВМС Индии под названием Chakra на условиях аренды. Ее срок истекает в 2021 году, и очевидно, что лодку нужно будет ремонтировать. Тем более что два года назад субмарина получила серьезные повреждения: во время входа в бухту порта Вишакхапатнам в Бенгальском заливе пострадал ее сонарный купол, расположенный в носовой части.

Известно, что индийцы хотят взять в аренду у России еще как минимум одну, а то и две подлодки такого класса. Но при этом не имеют желания связываться с АСЗ. Во время встречи премьер-министра Индии Нарендры Моди с Владимиром Путиным была достигнута принципиальная договоренность о таком контракте. Сейчас две подлодки проекта 971, «Братск» и «Самара», стоят у причала северодвинской «Звездочки». Именно их скорее всего и получит индийский флот в аренду после заключения контракта. А вот Chakra вопреки расхожему мнению не спишут, а отправят ремонтироваться на АСЗ, после чего она войдет в состав Северного флота. Но для того, чтобы это произошло, Сергею Фургалу придется немало потрудиться. Пока что он не выглядит сильным губернатором. А значит, судьба предприятия будет зависеть во многом от того, как скоро ему удастся пролоббировать исполнение рамочных указаний Владимира Путина в других эшелонах власти, прежде всего в Минфине и Минпромторге.

В Минпромторге «Эксперту» подтвердили: поручение рассмотреть вопрос о докапитализации АСЗ существует. Однако отметили, что завод до сих пор не представил ведомству достоверные данные об убытках. В связи с этим сумма докапитализации варьируется в пределах от 7 до 14 млрд рублей. Кроме того, ОСК, владеющая почти 100% акций АСЗ, тоже пока не представил Минпромторгу программу финансового оздоровления предприятия. В министерстве подчеркнули: только после поступления в его адрес необходимых документов «можно будет дать комментарии о самой возможности докапитализации и ее сумме».

В ОСК, в свою очередь, также заявили, что работа ведется, а о конкретной сумме докапитализации и сроках ее выделения говорить пока рано.

У партнеров

    «Эксперт»
    №6 (1106) 4 февраля 2019
    Изящная реформа Набиуллиной
    Содержание:
    Платежи отпустят на свободу

    С помощью новой системы быстрых платежей ЦБ сможет подстегнуть конкуренцию на банковском рынке, освободить физлица и бизнес от лишних комиссий и даже изменить соотношение сил между банками и небанковскими финансовыми компаниями, дав последним шанс на развитие

    Главная новость
    Экономика и финансы
    Наука и технологии
    Потребление
    Реклама