Бесплатная доставка выходит из моды

Русский бизнес
ОНЛАЙН-ТОРГОВЛЯ
«Эксперт» №7 (1107) 11 февраля 2019
Интернет-магазин Ozon больше не будет доставлять товары бесплатно. Это открывает новый этап в борьбе за клиента на рынке онлайн-торговли
Бесплатная доставка выходит из моды

В Сети — буря негодования. Клиенты магазина Ozon в штыки приняли решение компании пересмотреть условия платы за доставку товаров. Некоторые грозятся больше никогда-никогда ничего не заказывать на площадке. Ведь раньше предоплаченные заказы можно было получить в собственных постаматах компании совершенно бесплатно. Теперь же такой опции не будет. Более того, отныне за ту же доставку в постаматы придется платить не 99, а 299 рублей, да и то если покупка оплачена заранее. Кроме того, клиентам предлагают оформить на полгода за 1599 рублей подписку Ozon.Premium на бесплатную доставку покупки на сумму свыше 2999 рублей.

Но в Ozon откликами в Сети, судя по всему, совершенно не обеспокоены. В компании приводят такие данные: за первые четыре часа действия новых правил число заказов выросло на 30%, а количество товаров в каждом заказе увеличилось в два раза.

Между тем на решение Ozon мгновенно среагировал появившийся на рынке буквально только что, в октябре 2018 года, маркетплейс «Беру!» — проект Сбербанка и «Яндекса». На следующий день после заявления Ozon он объявил о запуске услуги бесплатной доставки на заказы на сумму свыше 2999, 5000 или 7000 рублей (в зависимости от региона). Да и крупнейший игрок на рынке онлайн-торговли в России компания Wildberries занимает вполне определенную позицию: «Мы стремимся к тому, чтобы нашим клиентам покупать у нас было легко и просто, не было никаких барьеров, поэтому в том числе у нас действует бесплатная доставка», — говорит Вячеслав Иващенко, директор по развитию Wildberries.

Ozon за полную прозрачность

В Ozon свое решение ввести новые правила платы за доставку объясняют стремлением выстроить более прозрачные отношения с клиентами. «Большинство интернет-магазинов закладывают свои расходы в стоимость товара, и Ozon раньше не был исключением, — говорит генеральный директор компании Александр Шульгин. — Мы экспериментировали с разными подходами, в том числе с бесплатной доставкой, но пришли к выводу, что самым справедливым для клиента будет работа по другой модели. Ozon сам товары не производит, наша компания — синтез ИТ и логистических технологий, это платформа, соединяющая поставщиков и покупателей и создающая сервисы для них. Поэтому наша задача — минимизировать цены на товары, не закладывая в их стоимость свои расходы. А вот доставка при таком подходе тарифицируется отдельно, и это честно, поскольку интернет-площадка собирает заказы, обрабатывает их и доставляет конечному клиенту».

Впрочем, как замечает Тимур Нигматуллин, аналитик компании «Открытие Брокер», нововведение нужно Ozon и с точки зрения более понятной схемы монетизации бизнеса для основных акционеров. Это актуально, поскольку, по слухам, один из крупнейших акционеров Ozon — АФК «Система» — активно приобретает миноритарные пакеты интернет-магазина и вскоре доля АФК приблизится к контрольной. «Система» вроде бы намерена довести свою долю до 40% против нынешних 35%. На этом фоне «менеджмент Ozon задумался о формировании более здоровой и безубыточной биз