Общий вагон европейцев так и не тронулся

Международный бизнес
СЛИЯНИЯ И ПОГЛОЩЕНИЯ
«Эксперт» №7 (1107) 11 февраля 2019
Немецкой Siemens и французской Alstom не удалось объединить железнодорожные активы, чтобы ослабить позиции китайского конкурента, который усиливает свое влияние на мировом рынке
Общий вагон европейцев так и не тронулся

Еврокомиссия не позволила Siemens и Alstom объединить активы — мощности по строительству поездов и сигнального оборудования. Компании планировали создать совместное предприятие Siemens Alstom с выручкой 15,3 млрд евро. Как официально заявляли их представители, это позволило бы им противостоять напору крупнейшего в мире китайского производителя подвижного состава CRRC, который был создан в 2015 году путем объединения двух крупных компаний — CSR и CNR. На рынке высокоскоростных поездов китайцы занимают 70%, а Siemens вместе с Alstom — не более 10%. Объединившись, европейские компании, по расчетам экспертов, могли бы получить 17–18% мирового рынка железнодорожной продукции, создав единый экспортный канал.

Однако Еврокомиссия заблокировала готовящуюся с 2017 года сделку, так как она, по мнению еврочиновников, серьезно сократит количество поставщиков в производстве высокоскоростных поездов и систем сигнализации, а это может привести к повышению цен.

Обе компании пока не собрались оспаривать заключение Еврокомиссии, выразив свое сожаление, а в Alstom даже назвали его фиаско европейской промышленности. Как заявил исполнительный директор Siemens Джо Кезер, принятое решение свидетельствует о том, что Европа срочно нуждается в структурных реформах в сфере промышленности, чтобы повысить конкурентоспособность компаний.

Догма или здравый смысл?

Власти Германии и Франции оказались на стороне промышленников — они давно поддерживали планируемую сделку. Премьер-министр Франции Эдуар Филипп считает ее блокировку тяжелым ударом по промышленности стран Евросоюза. По мнению генерального директора Института проблем естественных монополий Владимира Савчука, в данном случае тактические интересы чиновников объединенной Европы противоречат стратегическим интересам экономик европейских стран и национальных правительств. «Промышленникам Европы стоит задать властям вопрос: а есть ли единая промышленная и регуляторная политика у объединенного Евросоюза, отвечающая на современные риски китайской экспансии? Что первично — здравый экономический смысл или формальное соблюдение догм о конкуренции? В таких условиях брекзит выглядит вполне здравым решением британцев», — говорит он.

Эксперт оценивает угрозу со стороны китайских производителей как серьезную, полагая, что в перспективе пяти-десяти лет китайский подвижной состав и комплектующие могут появиться в Европе. Китайцы уже сегодня делают настойчивые попытки проникнуть на европейские рынки через создание совместных предприятий и открытие инжиниринговых и исследовательских центров. Похожие методы использовал и европейский бизнес, когда начинал выходить в Китай.

По словам Александра Данильцева, директора Института торговой политики НИУ ВШЭ, решение Еврокомиссии — обычная практика антимонопольного регулирования, и оно было ожидаемым. Господин Данильцев не готов назвать европейское конкурентное право устаревшим, но полагает, что оно сильно отстает с точки зрения возможностей антимонопольного регулирования не только внутреннего, н