Срыва экспорта зерна удалось избежать

Повестка дня
«Эксперт» №7 (1107) 11 февраля 2019
Срыва экспорта зерна удалось избежать

Волнения транспортников, грозившие сорвать экспортные поставки зерна на Юге России, не привели к ожидаемым последствиям — это отмечают сами перевозчики, крупные зернотрейдеры и эксперты

В конце января в Ростовской области, Краснодарском и Ставропольском краях прокатились акции протеста грузоперевозчиков, которые выразили недовольство сложившейся на рынке ситуацией. Главные проблемы — коррупция, низкие тарифы на транспортировку зерна, недобросовестная конкуренция среди перевозчиков. По оценкам президента ассоциации «Грузавтотранс» Владимира Матягина, в забастовках участвовало несколько тысяч водителей грузовиков, что составляет около 70% всех перевозчиков зерна. Во время акции, по мнению местных активистов «Грузавтотранса», только в Ростовской области была приостановлена отгрузка порядка 90 тыс. тонн зерна. Примерно такую же картину наблюдали и в других крупных регионах Юга России. По сведениям «Грузавтотранса», всего на время акции остановилась отгрузка почти 30% месячного объема экспортируемого зерна, и это грозило сорвать часть поставок. По данным аналитического центра «Совэкон», в январе 2019 года общие объемы зернового экспорта составили 2,3 млн тонн.

«Сейчас острой фазы нет, большинство перевозчиков работает, — комментирует ситуацию Владимир Матягин. — Главная задача акции — обратить внимание федеральной власти на существующие в нашей сфере проблемы: поставки с перегрузом, недобросовестную конкуренцию на рынке, низкие тарифы, которые не менялись уже восемь лет, финансовую и экономическую неграмотность многих индивидуальных предпринимателей, работающих в грузоперевозках сами на себя. В Минсельхозе, Минтрансе, ФАС России и администрации президента РФ внимание на кризис в сфере перевозок обратили. Сейчас идет поиск путей решения проблем».

Сразу несколько крупных зернотрейдеров сообщили «Эксперту», что на данный момент угроза срыва поставок отсутствует. «Сложности существуют всегда. Это и плохие погодные условия, и сложившиеся на рынке высокие цены на зерно. Однако это вполне рабочая ситуация, катастрофы нет», — отмечают в офисе ТД «Риф» (один из крупнейших в России экспортеров сельхозпродукции). По мнению представителей компании, волнения автоперевозчиков тоже сильно не повлияли на работу, «это было в большей степени искусственное раздувание конфликта». «Акция перевозчиков нам абсолютно не помешала, поскольку мы возим зерно своим транспортом», — говорят в ГК «Астон».

По словам директора центра «Совэкон» Андрея Сизова, сейчас на рынке происходит сокращение темпов поставок зерна на экспорт. Так, если в декабре 2018 года за рубеж отправили 3,7 млн тонн российской пшеницы, то в январе 2019-го — на 1,4 млн тонн меньше. «Это связано не с забастовкой перевозчиков, а со снижением конкурентоспособности российской пшеницы на внешнем рынке (из-за высокой стоимости нашего зерна) и во вторую очередь — с плохими погодными условиями. В частности, со штормами на Черном море (они мешали своевременной отгрузке и отправке судов)», — считает Сизов. По его оценке,