Чтобы всё завертелось

Русский бизнес
Москва, 04.03.2019
«Эксперт» №10 (1110)
Россия близка к тому, чтобы утратить собственное подшипниковое производство. Отечественные заводы теряют долю на домашнем рынке, вытесняемые серым импортом из Китая

Подшипниковая отрасль — лакмусовая бумажка развития всей промышленности. Она комплектует все производства, от автопрома до оборонки, и напрямую зависит от их развития. Как подчеркивают в Межреспубликанском концерне «Подшипник» (отраслевая экспертная организация), полноценные подшипниковые отрасли есть только в технически развитых странах — Швеции, Германии, США, Японии, КНР, Франции, России. В большинстве же стран подавляющая часть подшипниковых заводов — дочерние предприятия глобальных производителей этой продукции.

Как и другие отрасли, подшипниковая в 1990-е годы понесла разрушительные потери, но и сегодня она, по утверждению отраслевиков, способна полностью обеспечить российскую промышленность подшипниками и заменить подавляющую часть ввозимой из-за рубежа номенклатуры. Важнее говорить в отношении подшипников не об импортозамещении, а о сохранении их производства в стране — о том, чтобы отрасль не отставала от западных корпораций и могла составить конкуренцию китайским.

В России работает 18 заводов, имеющих полный цикл производства подшипников, и четыре завода с неполным. «Не все заводы, которые в Союзе обеспечивали отрасль, удалось сохранить», — говорит гендиректор Европейской подшипниковой корпорации (ЕПК, крупнейший в России игрок на рынке подшипников — объединяет пять заводов) Александр Копецкий. В 2014 году ЕПК вынуждена была реформировать Московский завод авиационных подшипников, оставив только уникальное производство подшипников опорно-поворотных устройств, крупногабаритных подшипников, теперь это «ЕПК – Новые технологии. Большой московской площадке не хватало заказов; мощности были разнесены по другим производствам группы компаний, которые нуждались в поддержке. «Такие процессы у нас происходят периодически. Если бы мы этого не делали, то некоторые заводы были бы уже банкроты», — говорит г-н Копецкий. Из современного: в процессе банкротства из-за огромных долгов сегодня находится Самарский подшипниковый завод. На рынке удивляются тому, как можно было «довести» предприятие, которое выпускало востребованные крупногабаритные подшипники для металлургии и энергетики. Одна из причин в том, что завод не мог конкурировать с импортной продукцией.

Хотя многие заводы и сохранены, выпуск подшипников с советских времен резко сократился. В 2006 году в России делали порядка 150 млн подшипников — примерно столько же сегодня потребляет страна (импорт и собственное производство). Но и тогда мощности российских заводов были недозагружены, и почти такая же ситуация сегодня.

По словам Александра Копецкого, заводы ЕПК за исключением «ЕПК Степногорск» (Казахстан) работают работают в односменном режиме.

Небольшой завод шариковых подшипников в Твери «ГПЗ-2 Тверь» выпускает в два раза меньше, чем ему нужно для того, чтобы быть рентабельным. «Ситуация не черная, а серая, — говорит Анатолий Пустовалов, заместитель генерального директора. — Сейчас мы продаем более 100 тысяч единиц, а нужно 400 тысяч, чтобы экономика была лучше».

На этом фоне, по официальным данны

У партнеров

    «Эксперт»
    №10 (1110) 4 марта 2019
    ХАКНYТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО
    Содержание:
    «Газпром» уверенно чувствует себя на дне

    Увольнение топ-менеджеров «Газпрома» породило слухи о новых кадровых переменах в компании на более высоком уровне. Они вряд ли произойдут, однако необходимость обсудить эффективность одной из крупнейших российских компаний очевидна

    Международный бизнес
    Экономика и финансы
    Русский бизнес
    Реклама