DIY-кольцо сжимается вокруг Москвы

Русский бизнес
Москва, 04.03.2019
«Эксперт» №10 (1110)
На московский рынок вышла сеть товаров для строительства, ремонта и обустройства дома «Максидом». Это второй петербургский ритейлер в столичном регионе и один из лидирующей десятки в этом секторе торговли

ТАСС

Петербургский DIY-ритейлер «Максидом» открыл первый гипермаркет в подмосковных Котельниках, намереваясь вплотную заняться освоением московского рынка. Заметим, что в Котельниках, расположенных сразу за МКАД, уже сформировался кластер крупных торговых центров: ТРК «Мега Белая Дача», где есть «Ашан», «Икеа», «Стокманн» и прочие магазины, «Outlet Village Белая Дача», гипермаркет Globus, — куда москвичи едут, чтобы всласть пошопинговать в реале. До этого сеть «Максидом», появившаяся в Санкт-Петербурге в 1997 году, осваивала другие региональные рынки: девять ее гипермаркетов расположены в Санкт-Петербурге и по одному в Уфе, Нижнем Новгороде, Казани, Екатеринбурге и Самаре. Теперь, с московским гипермаркетом, всего их стало пятнадцать.

О своем стремлении выйти в столицу компания заявила еще в 2017 году. Для этого она приобрела строение, где в свое время находилось производство соков компании «Нидан». В нем провели перепланировку и приспособили для нужд торговли. Потрачено на это было 2,4 млрд рублей.

Год великого перелома

Приходу «Максидома» в Москву и Подмосковье именно сейчас способствовало несколько обстоятельств. Прежде всего это оживление рынка DIY-товаров, который некоторое время падал: в 2015 году обороты на нем снизились на 5%, а в 2016-м — на 6%, по данным агентства InfoLine. Рост возобновился во второй половине 2017 года за счет оживления потребительской активности, хотя и не компенсировал предыдущего двухгодичного снижения, составив всего 1,8%. А вот в прошлом году, по некоторым данным, эта цифра достигла уже 7,5%. Этому способствовали отложенный спрос, рост продаж загородной недвижимости и новостроек с помощью ипотеки. По мнению аналитиков, хотя нынешний год уже не будет столь благоприятным, слабый рост все же ожидается.

Между тем в период ухудшения ситуации на рынке вырос градус конкуренции и произошли изменения в рядах лидеров в этом единственном секторе отечественного ритейла, где первую тройку долгое время представляли игроки с иностранными корнями. Их продажи стали падать: так, в 2017 году «К-Раута» потеряла 7,6%, OBI — 3%, Castorama — 2%. Только французский ритейлер Leroy Merlin, крупнейший из «иностранцев», существенно вырос — более чем на 20%. И впервые за многие годы в тройку лидеров рынка вошел отечественный игрок — питерская сеть «Петрович», показавшая сопоставимые с французами темпы прироста.

В итоге сеть «К-Раута», принадлежащая финской компании Kesko, в начале 2018 года вообще ушла с рынка, будучи долгое время убыточной. За ней в середине года последовала Castorama, принадлежащая британской компании Kingfisher. За 2017 год убыток ООО «Касторама Рус» составил 2,82 млрд рублей. Сказалось то, что для иностранных сетей российский рынок не приоритетный, и они предпочли не разбрасываться, не инвестировать в продвижение в регионах, а сосредоточиться на тех рынках, где уже достигли лидерства.

Впрочем, не смогли удержать свои позиции и некоторые российские сети. В 2017 году перестали существовать обанкротившиеся федеральные сети гип

У партнеров

    «Эксперт»
    №10 (1110) 4 марта 2019
    ХАКНYТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО
    Содержание:
    «Газпром» уверенно чувствует себя на дне

    Увольнение топ-менеджеров «Газпрома» породило слухи о новых кадровых переменах в компании на более высоком уровне. Они вряд ли произойдут, однако необходимость обсудить эффективность одной из крупнейших российских компаний очевидна

    Международный бизнес
    Экономика и финансы
    Русский бизнес
    Реклама