У банков отбирают комиссии

Экономика и финансы
Москва, 11.03.2019
«Эксперт» №11 (1111)
Экономическая обоснованность комиссий за эквайринг вызывает все больше вопросов. Тем временем объем этих комиссий приближается к 0,5 трлн рублей. Эквайрингу придется стать дешевле, в числе «пострадавших» могут оказаться Сбербанк и международные платежные системы

Иллюстрация: ИГОРЬ ШАПОШНИКОВ

Каждый житель России в год платит в среднем 3,34 тыс. рублей комиссий банкам и платежным системам за то, что расплачивается безналом. Если вычесть стариков, которые по большей части платят наличными, а также младенцев, получим, что экономические активное население отдает ежегодно за эквайринг почти вдвое больше. Это средняя сумма платежей, рассчитанная на основе данных о расходах россиян (41,949 трлн рублей в 2017 году), доли безналичных платежей (39%) в структуре торговых операций и средней комиссии за эквайринг 3%. И если в 2011 году объем рынка эквайринга, то есть комиссий, по безналичным операциям физических лиц составлял лишь 70 млрд рублей, то по итогам 2017 года он вырос в семь раз и достиг, по оценкам «Эксперта», 490 млрд рублей. Это большие деньги, и неудивительно, что за них развернулась нешуточная борьба, в которую был вынужден вмешаться президент. Владимир Путин в ходе форума «Деловой России» назвал эквайринг «квазиналогом» и дал поручение представить предложения по снижению комиссионных при совершении безналичных торговых операций. Первого марта на совещании у вице-премьера Дмитрия Козака выяснилось, что к законодательному регулированию комиссий никто не стремится и все заинтересованные: банки, платежные системы, ритейлеры — готовы к диалогу на площадке Банка России. И банки, и платежные системы положительно оценили итоги встречи, а ритейлеры, которые и затеяли спор вокруг эквайринговых комиссий, воздерживаются от комментариев. Пока ясности с тем, что же будет с комиссиями, так и не прибавилось: непонятно, изменится ли размер «торговой уступки» (комиссии, взимаемой платежными системами, которая распределяется между банками-эмитентами и эквайерами при проведении безналичных платежей) и кто же в итоге согласится умерить свои аппетиты. Но, похоже, банкам и другим посредникам придется подвинуться. Сейчас лидер на рынке эквайринга — Сбербанк, его доля оценивается в 45% (по итогам 2017 года это около 220 млрд рублей), остальные 55% распределяются между всеми остальными банками. Получается, что Сбербанк примет на себя и основной удар, если решение о принудительном ограничении эквайринговых комиссий все же будет принято.

Угрозы и шантаж

До поры рынок эквайринга был не особенно интересен: его объемы были малы, а первоначальные вложения, которые определяют стоимость входа в сегмент, были довольно значительны. Вообще, эквайринговая комиссия (торговая уступка) — это рыночный тариф, который взимает банк-эквайер с магазинов, ресторанов, парикмахерских и т. п. по операциям безналичной оплаты товаров (работ, услуг) в рамках договора на эквайринговое обслуживание. И конечно, объем рынка эквайринга напрямую связан с ростом доли безналичных платежей в расчетах и торговле.

Еще в 2011 году доля безналичных расчетов в торговой рознице составляла лишь 9%. Но объем безналичных платежей ежегодно рос неплохими темпами, люди все чаще использовали безнал для оплаты товаров и услуг, так что увеличивалось не только количество операций, но и их объем. По итогам

У партнеров

    «Эксперт»
    №11 (1111) 11 марта 2019
    Платежная подать
    Содержание:
    Гигабайты прилетят с орбиты

    Успехи в пилотируемой программе SpaceX не должны вводить в заблуждение. Главная цель Илона Маска — спутниковый интернет. Его проект Starlink призван изменить всю систему связи на Земле и построить новую экономику. Но экономический эффект от этого сейчас неочевиден. Именно поэтому ЕС и Россия начали реализацию более скромных конкурирующих программ

    Главная новость
    Реклама