Нацпроект для чистеньких

Экономика и финансы
Москва, 01.04.2019
«Эксперт» №14 (1114)
Малый бизнес собираются поддерживать прежними способами, только в больших масштабах. Однако эффективность этих способов под вопросом: число малых предприятий, несмотря на поддержку, не растет

Иллюстрация: ИГОРЬ ШАПОШНИКОВ

Господдержка не улучшает положения малых предприятий. К такому выводу в очередной раз пришли аудиторы Счетной палаты (СП), оценив эффективность бюджетных трат на развитие микрофинансирования и гарантийной поддержки в регионах. «В 2015–2017 годах за гарантийной поддержкой обратилось около 0,1 процента от общего количества субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП), за микрозаймами — 0,3–0,4 процента. При этом выборочная проверка показала, что большинство предпринимателей, получивших поддержку, не улучшили свои финансовые показатели, а отдельные и вовсе прекратили свою деятельность вскоре после ее получения», — сообщил на днях на коллегии Счетной палаты аудитор Андрей Перчян.

Заявления о низкой или отрицательной эффективности госпрограмм поддержки малого и среднего бизнеса Счетная палата делала и раньше. Так, в прошлом году СП констатировала: «Одна из основных целей Национальной гарантийной системы (система госгарантий для МСП, которые выдаются Корпорацией МСП. — “Эксперт”) — увеличение объемов долгосрочного кредитования субъектов МСП, — не достигнута». Палата также предупреждала, что высокая степень исполнения плановых показателей по госпрограмме поддержки МСП — это не признак эффективности: показатели подгоняются под реальное положение дел. Целый ряд контрольных показателей на 2017 год были снижены по сравнению с 2014-м. Например, контрольное значение количества новых рабочих мест в секторе МСП снизилось с 108 тыс. в 2014 году до 25 тыс. в 2017-м.

Система поддержки МСП начала формироваться в 2007 году после вступления в силу закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 года № 209 и через десять лет, к концу 2018-го представляла собой два разрозненных направления — региональные меры поддержки и федеральные (а именно льготное кредитование плюс некоторые другие формы поддержки от Корпорации МСП, ранее МСП-банк). Но несмотря на то, что регионы добросовестно выдавали деньги, а Корпорация МСП — кредиты и гарантии, главная цель поддержки оставалась недостижимой: число предприятий малого и среднего бизнеса росло незначительно, и этот сектор так и не стал фундаментом российской экономики.

Вообще, оценивать эффективность господдержки малого бизнеса очень трудно, считает Анастасия Алехнович, директор Института экономики роста имени П. А. Столыпина, руководитель Экспертного центра при уполномоченном при президенте РФ по защите прав предпринимателей: «Дело в том, что система поддержки МСП через федеральные и региональные институты развития имеет весьма ограниченный охват и не может серьезно заменить масштабную государственную политику, которая должна быть направлена на развитие гораздо более значимого числа субъектов МСП и затрагивать налогово-бюджетную, денежно-кредитную политику, контрольно-надзорную сферу, а также регулирование инфраструктурных монополий. Кроме того, усилия федеральных и региональных органов власти по созданию условий для развития МСП часто сводятся на нет уже на уровне муницип

У партнеров

    «Эксперт»
    №14 (1114) 1 апреля 2019
    Тайные чемпионы
    Содержание:
    Реклама