ПУБЛИКУЙТЕ НОВОСТИ О ГЛАВНЫХ СОБЫТИЯХ
СВОЕЙ КОМПАНИИ НА EXPERT.RU

Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Красивая игрушка

2005

Редакционная статья

Споров о том, требуется или нет Алматы метрополитен, практически нет. Горожане поставлены перед фактом: уже построено около половины первой очереди метрополитена, и, несмотря на огромные финансовые и организационные трудности, его строительство будет завершено. О метрополитене говорят только потому, что строительство уже ведется. Правда, освоено только 25% от заложенных в проект средств, но метростроевцы утверждают - обратной дороги нет, надо заканчивать прокладку тоннелей. Не закапывать же их обратно. Теперь споры ведутся исключительно в экономической плоскости - будет ли метро рентабельным. Озвученные планы - строительство лишь одной ветки протяженностью немногим более 10 километров по центральным улицам - делают ответ на этот вопрос достаточно пессимистичным. Да, очевидно, что метрополитен - удобный вид массового пассажирского транспорта, но следует признать, что он, особенно в условиях Алматы, будет нерентабельным. Скорее, речь идет о неких качественных моральных выгодах: иметь собственное метро престижно, пассажиры быстро перемещаются по городу, снижается число дорожно-транспортных происшествий, экономится городская наземная территория, улучшается экология.

Если же взвалить все расходы по эксплуатации метрополитена на пассажира, стоимость поездки окажется недоступной. Нынешние оптимистичные прогнозы относительно срока окупаемости алматинского метрополитена (за 22 года) строились на том, что тариф на пользование метро будет составлять 20 тенге. При условии, что платить будут 100% пассажиров. Но практически все заинтересованные стороны признают, что подобное нереально.

Значит, содержание метрополитена ляжет на городской бюджет. В принципе, это общемировая практика. В Нью-Йорке, к примеру, муниципальные органы власти дотируют до 70% расходов на содержание метро. Вопрос только в том, насколько бюджет Алматы готов к подобным расходам. Причем ситуация усугубляется тем, что одна-единственная ветка метрополитена, от проспекта Райымбека по улице Фурманова и проспекту Абая до улицы Гагарина не сможет разрешить транспортных проблем города. Строительство же других двух веток метро, как это было запланировано в советские годы, ныне представляется весьма сомнительным занятием с точки зрения экономики.

Строительство и эксплуатация метрополитена - это еще и вопрос безопасности алматинцев, ведь прорытые в условиях сейсмической неустойчивости грунта тоннели являются источником повышенной опасности. Да, перед тем как начать строительство подземки в Алма-Ате, этот вопрос прорабатывался ведущими советскими институтами. И их пожелания метростроевцы учитывают: в возведении тоннелей используются антисейсмические технологии. Однако следует признать, что при наличии множества технологических нюансов и свойств алматинского грунта риск возникновения нештатной ситуации при эксплуатации метро резко увеличивается. Удастся ли жителям столицы преодолеть эти фобии, с учетом того, что реальная экономия времени при пользовании метрополитеном составит от силы 20 минут?

На содержание красивой, но малополезной игрушки придется тратить миллионы тенге в месяц, не рассчитывая при этом на то, что функционирование метро позволит разгрузить наземные транспортные магистрали. Возможно, именно поэтому возникает ощущение, что городским властям южной столицы метро-то особо и не нужно. Сейчас главное - избавиться от автомобильных пробок, что прежде всего связано с неурегулированностью дорожного движения, но никак не с отсутствием в городе "подземки".

«Эксперт Казахстан» №25 (51)
«Эксперт» в Telegram
Поставить «Нравится» журналу «Эксперт»
Рекомендуют 94 тыс. человек



    Реклама



    «Экспоцентр»: место, где бизнес развивается


    В клинике 3Z стали оперировать возрастную дальнозоркость

    Офтальмохирурги клиники 3Z («Три-З») впервые в стране начали проводить операции пациентам с возрастной дальнозоркостью

    Инновации и цифровые решения в здравоохранении. Новая реальность

    О перспективах российского рынка, инновациях и цифровизации медицины рассказывает глава GE Healthcare в России/СНГ Нина Канделаки.

    ИТС: сферы приложения и условия эффективности

    Камеры, метеостанции, весогабаритный контроль – в Белгородской области уже несколько лет ведутся работы по развитию интеллектуальных транспортных систем.

    Курс на цифровые технологии: 75 лет ЮУрГУ

    15 декабря Южно-Уральский государственный университет отметит юбилей. Позади богатая достижениями история, впереди – цифровые трансформации

    Когда безопасность важнее цены

    Экономия на закупках кабельно-проводниковой продукции и «русский авось» может сделать промобъекты опасными. Проблему необходимо решать уже сейчас, пока модернизация по «списку Белоусова» не набрала обороты.

    Новый взгляд на инвестиции в ИТ: как сэкономить на обслуживании SAP HANA

    Экономика заставляет пристальнее взглянуть на инвестиции в ИТ и причесать раздутые расходы. Начнем с SAP HANA? Рассказываем о возможностях сэкономить.

    Армения для малых и средних экспортеров

    С 22 по 24 октября Ассоциация малых и средних экспортеров организует масштабную бизнес-миссию экспортеров из 7 российских регионов в Армению. В программе – прямые В2В переговоры и участие в «Евразийской неделе».


    Реклама