Культура

Москва, 23 июл, среда

Кино в поисках будущего

«Эксперт Казахстан» №42 (189) 27 окт 2008, 00:00

Чтобы успешнее решать проблемы отечественного кинопроизводства, надо прислушиваться к мнению непосредственных его участников. Вопросы развития кино должны подниматься открыто, в ходе общественной дискуссии

Именно для этого на базе алматинской киностудии «Казахфильм» была создана площадка для обсуждения новых кинопроектов и актуальных проблем кинопроизводства – клуб «Территория кино». Его участники надеются на коренные изменения с приходом нового руководства студии. На первом заседании клуба, которое состоялось в середине октября, прокатчики, продюсеры, режиссеры, юристы подняли важные для казахстанской киноиндустрии темы – финансирование и прозрачность бюджетов кинопроизводства, взаимоотношения «Казахфильма» с независимыми компаниями, юридическое сопровождение кинопродукции, дистрибуция, прокат и продвижение фильмов на отечественном и зарубежных рынках, новая стратегия развития отечественного кинематографа и анимации.

Впереди большие перемены

По словам нового президента национальной кинокомпании АО «Казахфильм» Ермека Аманшаева, студию ждут изменения. «Мы собираемся провести полную техническую модернизацию съемочных павильонов, оборудовать комплексы для создания киносериалов (“Астана – любовь моя”, продолжение “Громовых”), укрепить производственные цехи. «Казахфильм» будет сотрудничать с частными независимыми компаниями на конкурсной основе. Раньше, в советское время, на нашей студии вручалась премия Союза молодежи. Теперь мы хотим восстановить традицию премирования талантливых молодых кинодеятелей. Сейчас начался конкурс на лучший режиссерский проект. Его победители отправятся на обучение в европейские киношколы, американскую кинокомпанию Universal и “Мосфильм”, – рассказал он о текущих изменениях и ближайших планах.

Надо привлекать заведомо успешные проекты – мы сможем поучиться у профессионалов, поднять свой уровень

Перемены ожидают и мультипликацию. Руководитель проекта анимационных фильмов Ернар Курмашев представил стратегию развития в этом направлении: «На базе “Казахфильма” планируется создание современной анимационной студии и привлечение инвесторов для крупных проектов, выход казахстанской анимации на международный рынок. Стратегия опирается на опыт и достижения в области анимации компаний Dream Cortex (Гонконг), Simples (Молдова), “Мельница” (Россия) и направлена на поиск новых талантов, создание новых анимационных проектов. В конце ноября планируется открытие сайта с возможностями разработки комиксов и их закачки. По результатам его работы будет проведен конкурс на лучшую анимационную идею. В планах создание базы данных аниматоров и приглашение зарубежных специалистов. На разработку и продвижение масштабного анимационного фильма предполагается потратить 66 миллионов тенге за счет госбюджета и частных инвестиций. Бюджет всего проекта – 122 миллиона 850 тысяч тенге».

Вышли в прокат

Кино должно находить своего зрителя. О состоянии отечественного кинопроката рассказала директор проката «Казахфильма», представитель кинокомпании «ХХ century Fox» в Казахстане Салтанат Чегибаева: «В кинотеатрах Казахстана сейчас демонстрируется фильм “Баксы” Гуки Омаровой, выпущенный количеством 10 копий на русском языке. Успешно начался прокат фильма Рустема Абдрашева “Подарок Сталину” с 23 копиями, мы покрываем практически все регионы. Увеличили количество сеансов до пяти в день в многозальных кинотеатрах».

  Фото: Лиана Бахалова
Фото: Лиана Бахалова

«Как только мы начали работать с кинотеатрами, многие прокатчики относились с опаской, поскольку это казахстанская картина. Мы заключили договор с прокатчиком, было сделано 23 копии, это большое количество, еще не было таких прецедентов. “Подарок Сталину” снят на двух языках – русском и казахском, так как его события происходят в Казахстане. Планируем, что он выйдет и на российские экраны в Москве, Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде. Картина открыла кинофестиваль в Пусане, в Южной Корее. Продюсеры не ошиблись – картина поднимает общечеловеческие проблемы, у нее нет национальности. Для нас это очень важно. Интерес объясняется, как я полагаю, несколькими факторами: продуманностью проекта и развернутой рекламной кампанией, пробудившей к фильму интерес. Думаю, что картина оправдала зрительские ожидания», – пояснила координатор проекта Дарья Дьякова.

Также с 6 ноября начинается широкий прокат экранизации одноименной повести Чингиза Айтматова «Прощай, Гульсары!» режиссера Амира Амиркулова. Изготовлено 20 копий (15 на русском, 5 на казахском языке), которые будут демонстрироваться в 80 коммерческих кинотеатрах Казахстана. Помимо этого, его покажут в 25 муниципальных кинотеатрах. Премьера фильма состоится в Бишкеке, поскольку там этот год объявлен Годом Чингиза Айтматова, а потом – в Алматы. 20 ноября состоится третья крупная премьера – «Мустафа Шокай» Сатыбалды Нарымбетова. «Мы будем работать с 25 копиями по всем регионам Казахстана. Потенциал у казахского кино есть. Я давно работаю в прокатном кино и знаю, что от российских фильмов, когда они только начинали прокатываться в 2000 году, отдачи сразу не было. Прокату казахских фильмов в кинотеатрах старт дан. На следующий год заявлено 13 фильмов», – рассказала Салтанат Чегибаева. Кроме уже названных режиссеров и фильмов новое казахское кино представляют Сабит Курманбеков и Канымбек Касымбеков с комедией «Аулым – нім» («Аул мой – песня моя»), которая выйдет на экраны кинотеатров и на DVD в декабре этого года, а также драма «Вдвоем с отцом» Данияра Саламата. В доработке на стадии постпродукции находятся «Келін» режиссера Ермека Турсунова и «Час волка» Рымбека Альпиева. На DVD в начале декабря выйдут «Баксы», «Прощай, Гульсары» и ко Дню независимости – «Мустафа Шокай».

Больше рекламы

По мнению участников мероприятия, в бюджет нужно заранее закладывать расходы на рекламу. Некоторые из них даже считают, что этот момент нужно закрепить законодательно. К примеру, чтобы на продвижение фильма расходовалась 1/10 часть бюджета. Салтанат Чегибаева как прокатчик обратилась к режиссерам с просьбой как можно больше давать информации зрителям о создаваемых фильмах. «Сейчас в казахстанских кинотеатрах демонстрируется российский фильм «Адмирал» о Колчаке. Фигура для многих в Казахстане, особенно для молодых, не очень известная. Но фильм идет очень хорошо – потому что о фильме дается широкая информация. У меня просьба к создателям фильма: делайте больше кинороликов. Тот же «Прощай, Гульсары» начнется без показа киноролика. Хочу сказать, что вы создаете фильмы в первую очередь для зрителей. У них должна быть информация с момента создания проекта, нужно задействовать ТВ и печатные издания. Например, Тимур Бекмамбетов сказал, что его фильм «Особо опасен» получил хороший прокат в Казахстане. Рекламный ролик сопровождал почти каждый фильм, который шел на экранах казахстанских кинотеатров. Я видела реакцию зрителей, которые аплодировали потому, что это поднимало их самосознание», – говорит Салтанат. По ее мнению, «Кочевник» на фоне остальных казахстанских фильмов прошел лучше благодаря рекламе и слухам, которые муссировались вокруг фильма. «У нас сейчас открывается сайт, на нем будет опубликована вся информация о фильмах и готовящихся проектах. Кроме того, будет создан форум, где можно оставить отклики на фильмы. Давайте работать на взаимовыгодной основе. Мы проанализировали, откуда зритель получает информацию о фильмах. Большая ее часть, 70%, идет от кинотеатров, от ролика, который демонстрируется перед началом фильма. Такой роли уже не играют ни телевидение, ни газеты, ни журналы, а именно реклама в кинотеатрах», – добавила она.

Киноколбаса

Отдельной темой обсуждения стал вопрос юридического сопровождения продукции студии «Казахфильм». Как оказалось, в этой сфере еще немало нерешенных проблем. Юридические тяжбы стали причиной исчезновения казахстанских фильмов с прилавков магазинов. По словам заведующего национальными проектами компании «Меломан» Низами Мамедова, на данный момент магазин не имеет права продавать продукцию «Казахфильма»: «В итоге страдает народ, который хочет, но не может смотреть отечественное кино. Буквально недавно мне звонила покупательница и возмущалась фактом отсутствия в магазинах таких фильмов. Изначально казахское искусство, кино и музыку продавать нашей компании коммерчески было невыгодно. Мы и не преследовали таких целей. А просто хотели донести наше искусство до народа, чтобы соотечественники могли за 900 тенге приобрести и посмотреть “Кыз-Жибек” или “Иглу”. Также мы могли представить наше кино гостям из-за рубежа. Но сейчас мы лишены этой возможности. В продаже нет ни одного казахстанского фильма. Хотелось, чтобы эта проблема скорее решилась. Сейчас ждем разрешения от “Казахфильма” на реализацию кинопродукции».

  Фото: Лиана Бахалова
Фото: Лиана Бахалова

Сложившуюся ситуацию в отечественной дистрибуции прояснил глава юридического департамента «Казахфильма» Темирлан Толегенов: «В течение долгого времени каталог “Казахфильма” был под контролем компании Kazakh Cinema Distribution, которая за копейки продавала многомиллионное достояние “Казахфильма”. Мы это приостановили. Договор с этой компанией прекратил действие 31 декабря 2007 года. Сейчас идет процесс передачи материалов, которые были в руках у этой компании. С ней будет заключен договор на продажу остатков. После чего весь этот каталог будет отправляться дирекции по дистрибуции. Мы проводим техническую экспертизу. Значительная часть продукции была изготовлена в Китае, и есть подозрение, что она плохого качества. Один договор мы уже подписали. В нем шла речь о передаче кинокопий. Есть продукция упакованная (диски в коробках. – “ЭК”), а есть на штырях (диски без коробок. – “ЭК”), так называемая колбаса. Нам остается только проверить и принять ее, а потом она появится в “Меломане”. Параллельно будет запущена продажа свежей продукции, новых фильмов. Нужно чуть-чуть подождать».

Он также рассказал о том, что уже завершен первый этап юридической работы с продукцией «Казахфильма», который состоял в формировании каталога студии. Поскольку юридическое оформление фильмов не соответствовало действующему закону об авторском праве, начался второй этап – пресечение незаконной деятельности телерадиокомпаний, которые без выплаты вознаграждения используют фильмы каталога. «Уже достигнуто соглашение с одной крупной телекомпанией, показывавшей в течение полугода без разрешения фильмы каталога, о выплате компенсации в 2,4 миллиона тенге. Это первая ласточка, такие проверки сейчас идут по всей стране», – добавил он.

Закон о кино

Темирлан Толегенов поднял вопрос о ситуации вокруг закона о кино, который, как известно, не был принят. Некоторые положения о кино вошли в закон о культуре, принятый в конце 2006 года. По мнению юриста, так случилось потому, что в проекте закона о кино был выбран неправильный вектор: «Если мы посмотрим на российский закон о кино, то увидим, что он создает инвестиционную привлекательность кинопроизводства. А те, кто занимался разработкой нашего закона, почему-то об этом забыли и стали заниматься какими-то общими вещами, прояснять, что такое кино. И, естественно, когда шло обсуждение проекта в правительстве, Министерство юстиции вполне логично предложило внести его в закон о культуре». По словам г-на Толегенова, в закон впихнули положения и о музеях, и о театрах, и о библиотеках, и т.д. «Прежде всего задачей закона о кино должна стать господдержка кинематографа. Мы в этом направлении и работаем. Сейчас принимается новый налоговый кодекс, и нужно постараться изыскать возможности, чтобы сделать кино инвестиционно привлекательным, чтобы в кинопроизводство потекли деньги», – отметил он.

Платить тем, кто трудится

Присутствующие говорили и о самом наболевшем в кинопроизводстве. Всех одинаково возмущали низкие зарплаты киноработников и неравенство в оплате труда.

«Я как режиссер получаю гонорар 3,5 тысячи долларов, меньше, чем актер (10 тыс. долларов). Даже водитель получает больше, чем я. Это надо как-то регулировать», – посетовал режиссер Сабит Курманбеков.

По мнению режиссера Дарижана Омирбаева, важно понять, что продукцию производит все-таки киногруппа, которая работает и на холоде, и на жаре: «Нужно, чтобы эти люди получали хорошее вознаграждение за свой нелегкий труд. Я, например, знаю опытного оператора, которому 60 лет, а он живет в общежитии. Есть молодые специалисты, которые снимают квартиры и нищенствуют. Надо как-то им помочь, если есть возможность».

Как заметил Ермек Аманшаев, продюсерские компании должны нести ответственность за распределение средств бюджета кинопроизводства: «Некоторые наши доморощенные продюсеры дошли до того, что когда я изучал смету, то обнаружил, что, к примеру, помощник швеи получает 110 тысяч тенге. В то время как зарплата режиссера – 40 тысяч. Понятно, для чего так сделано. Некоторые делают так: нанимают водителей и ставят им зарплату 110 тысяч тенге. Причем не одного, на один проект берут нередко по пять-семь водителей».

«Громовы»: за и против

В планах «Казахфильма» участие в съемках продолжения успешного российского сериала «Громовы», режиссером которого стал наш соотечественник Александр Баранов. Но, как считает кинокритик Гульнара Абекеева, копродукция не всегда способствует развитию национального кинематографа. Она полагает, что Громовы не наши персонажи, а российские. «Зачем тратить казахстанские деньги на продвижение российского бренда? Нужно снимать наши казахстанские истории», – предлагает она.

  Фото: Азиз Мамиров
Фото: Азиз Мамиров

А по мнению молодого режиссера Берика Сембаева, совместная съемка продолжения сериала «Громовы» будет для казахстанского кинематографа полезной. «Российский кинематограф, что бы мы ни говорили, все-таки опережает наш и на полшага идет впереди. Надо привлекать заведомо успешные проекты, когда состоявшиеся режиссеры снимают, а мы сможем поучиться у профессионалов, поднять свой уровень. Говорить, что «Громовы» российский сериал, не отражающий нашу специфику, не совсем правильно. Не стоит делить кино по политическим, национальным признакам, оно должно быть просто хорошим. К тому же “Громовы” вполне могли бы жить в Казахстане и по сюжету переехать сюда, ведь по большому счету наш образ жизни и российский похожи», – считает он.

Был поднят вопрос и о том, кто имеет право снимать на деньги отечественных налогоплательщиков. Как считает Дарижан Омирбаев, на это имеют право только граждане Казахстана. С ним не согласился режиссер Амир Каракулов: «Я, например, знаю, что у Серика Апрымова – грин-карт. А Рашид Нугманов – гражданин Франции. Мне кажется, неправильно считать, что если режиссер поменял гражданство, то снимать в Казахстане он уже не может. Существуют открытые и закрытые системы. Открытая система не боится, а абсорбирует все, с чем взаимодействует. А если мы закроемся и скажем, что снимать должны только казахстанцы, а потом только казахи, а потом только один жуз, тогда придет конец не только нашему кино, но и всем нам. Надо открываться, у нас есть потенциал, не надо бояться. Как сборная России по хоккею привлекает канадских хоккеистов, так же и мы можем привлекать зарубежных режиссеров и работать с ними», – возразил он.

Три кита кинематографа

Недавно директор международного кинофестиваля «Евразия», продюсер Гульнара Сарсенова получила награду Пусанского международного кинофестиваля «Лучший продюсер мирового азиатского кино 2008 года». В ее активе номинировавшийся на «Оскар» «Монгол», получивший в Каннах спецприз «Тюльпан», «Электрический туман» и «Маркет». Ее премировали потому, что среди своих азиатских коллег она единственная, кто работает не только с Азией, но и с Америкой, Европой и Россией. Фильм «Маркет» совместного производства Турции, Германии и Великобритании взял приз на фестивале в Локарно за лучшую мужскую роль, а на только что закончившемся кинофестивале в Анталье он признан лучшим фильмом года.

– Гульнара, какое значение будет иметь создание площадки кинопроектов «Территория кино»?

– Создание клуба на базе «Казахфильма» – очень значительный шаг. Инициатива Ермека Аманшаева – это попытка объединить все силы, которые есть в нашем кинематографе. Это необязательно только государственное кино, но и независимое. Мне приятно было видеть на первом заседании независимых продюсеров, режиссеров и сценаристов. Среди них были и те, кто давно уехал и живет за рубежом – Амир Каракулов, Бахыт Килибаев, Рашид Нугманов. Теперь они возвращаются к своим истокам и заинтересованы делать кино в Казахстане.

– Как вы оцениваете состояние продюсерского кино в Казахстане?

– Продюсерское кино – это кино независимых компаний, продюсерских денег и инвестиций или их поиска. Хотя мы можем участвовать и в гостендерах. В независимом кино роль продюсера одна из самых главных. К продюсерскому кино движется сейчас и государственное. Все лучшие фильмы, созданные за последние три года в Казахстане, – это независимое кино: «Рэкетир», «Баксы», «Подарок Сталину», «Монгол», «Тюльпан». Многие из них сделаны с помощью технических средств «Казахфильма». Мы не можем быть полностью независимыми от государства. Это невозможно и не нужно. Когда государство помогает, от этого лучше всем. На данном этапе нужно делать не коммерческое кино, а кино, которое оправдывает затраченные на него средства.

– Продюсерское кино – не всегда кино коммерческое?

– В мировой киноиндустрии нет такого понятия – продюсерское кино. Все кино – продюсерское. Продюсеры – владельцы и заказчики, все зависит от них.

– А если кино не доходит до зрителя?

– В силу геополитических обстоятельств в Казахстане не очень хорошая ситуация в кинопрокате, нас всего 14 миллионов. Поэтому, чтобы окупиться, фильм должен стоить не более четырех тысяч долларов. Но что это за картина? Короткометражка или низкобюджетный фильм, который не будет качественным (я не имею в виду великих режиссеров или продюсеров, которые могут снять талантливое кино на ничтожные деньги). В массе своей на эти деньги хорошее кино сделать практически невозможно. Надо искать рынки сбыта не только в Казахстане, но и в России. Поэтому нужна копродукция. С одной стороны, профессионализм, а с другой – медийные лица, которые хорошо продаются на рынке России. А рынок России – это все-таки около 200 миллионов потенциальных зрителей. Надо делать фильмы, которые будут интересными не только нам, но и другим странам. Если кино будет не то чтобы доходным, но хотя бы самоокупаемым, возможно, придут серьезные деньги и продюсеры, которые сделают кино одновременно прибыльным и профессиональным.

– На первом заседании клуба речь шла о том, что казахстанское кино на средства налогоплательщиков должны снимать граждане Казахстана, что в основу сюжета фильмов должны быть положены только казахские истории…

– Кино не имеет национальности. У казахстанского кино несколько путей развития. Первая дорога – копродукция, и она обязательна потому, что мы ищем новые рынки сбыта. Любой фильм должен быть окупаемым, я не говорю прибыльным. Это копродукция, где поднимаются проблемы общечеловеческого плана, рассказываются интересные истории. Второе – артхаузное кино как искусство. С развитием массовой культуры интерес к нему упал. Но оно необходимо, чтобы не скатиться до клишированной масспродукции. И оно должно поддерживаться как частными, так и государственными деньгами. А третий путь – развитие национального кино, национальной темы для поднятия национального самосознания. Это история Казахстана, культуры казахского народа, те темы, которые волнуют именно Казахстан. Через эти проблемы проходит понимание места Казахстана в общей картине мирового развития. Такие фильмы должны субсидироваться государством, потому что это нужно для внутреннего проката и патриотического воспитания. Коммерческая отдача от таких фильмов очень низкая. Это три кита, на которых должно стоять казахстанское кинопроизводство.

– Наиболее актуальные проблемы отечественного кинопроизводства?

– Первая проблема – проблема кинопроката. Я понимаю владельцев кинопроката и национальных дистрибьюторов, которые, будучи бизнесменами, считают деньги. При определенных затратах должна быть определенная прибыль. Наши фильмы пока еще не дают такого дохода. Поэтому по сравнению с блокбастерами они проигрывают, например, в зрелищном плане. Тем не менее национальные фильмы должны присутствовать в прокате. Это делает любая цивилизованная страна. Например Франция, где принят закон, что 20% объема проката должны занимать национальные фильмы. Такой закон нужен и нам. За счет этих 20% возникнет рынок, благодаря которому появится конкуренция среди наших продюсеров и режиссеров. Безымянных героев казахстанского кино уже не будет. Вторая проблема – разрозненность, то, что каждая кинокомпания и продюсеры с режиссерами варятся в собственном соку. И создание клуба – это попытка их объединить и консолидировать.



КУЛЬТУРА

Фото: ИТАР-ТАСС

Современное искусство

Самое хрупкое искусство

Из всех искусств музыка наиболее чутко реагирует на то, что происходит в окружающем мире. По мнению Алексея Рыбникова, сейчас она показывает, что человечество в своем развитии достигло интеллектуального предела


РИА Новости

Новости, тренды

СМИ2


Фото: Последний форпост: что ждет Донецк и Луганск

Главные вопросы о войне на востоке Украины



Прайм


Реклама

ИноСМИ


TOP

  1. Армия в котле: почему перелом в войне может сохранить Украину
    В гражданской войне на Украине наметился перелом. Ополченцы использовали стратегические выгоды от оставления Славянска, усилились при помощи нового вооружения и перешли в контрнаступления на позиции украинских войск
  2. Чем грозят России новые санкции США
    США ввели ряд новых санкций в отношении российских компаний и физических лиц. Новые санкции, безусловно, будут более болезненными для российской экономики, чем меры, объявленные весной. Но и для американских компаний запрет взаимодействовать с российскими будет вести к снижению конкурентоспособности американского бизнеса, - считают эксперты. Так или иначе, но санкции уже начали оказывать давление на настроения инвесторов в России. Торги на рынке акций сегодня начались снижением ведущих фондовых индексов
  3. На территории Украины упал малазийский «Боинг». Online-трансляция
    Пассажирский Boeing-777 малазийской авиакомпании упал на территории Украины в 60 километрах от российской границы
  4. "О многих наших проектах враги до сих пор могут только мечтать"
    Академик Саркисов считает, что наша страна по-прежнему единолично владеет многими приоритетными разработками в сфере ядерных энергетических установок
  5. Европейский ход в украинской партии
    Евросоюз принял решение относительно новых санкций против России. Подробные итоги заседания станут известны позже, но уже сейчас можно констатировать, что выбор Европы диктовался очень ограниченными возможностями для маневра


Infox


Новости мира