ПУБЛИКУЙТЕ НОВОСТИ О ГЛАВНЫХ СОБЫТИЯХ
СВОЕЙ КОМПАНИИ НА EXPERT.RU

Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Покупай – подешевело

2008

Пытаясь преодолеть спад на рынке торговли предметами искусства, аукционные дома пытаются раскрутить работы новых авторов и до недавнего времени маловостребованных направлений. Но пока не теряют цены только работы старых мастеров

В последние годы мировой арт-рынок переживал настоящий бум. Поскольку значительная часть сделок с произведениями искусства совершается в тени, частным образом, ориентирами тут являются старейшие и известнейшие аукционные дома Sotheby’s и Christie’s, контролирующие более 90% публичного мирового рынка искусства. Так, в 2006 году оба дома продали произведений искусства на 8,1 млрд долларов, причем доля Christie’s составляла 54%, а Sotheby’s – 46%. В 2007-м и тот и другой получили крупнейшие за всю историю суммы: годовой объем продаж составил 6,3 млрд долларов у Christie’s и 6,2 млрд у Sotheby’s.

Тогда же были выявлены новые приоритетные направления в продажах. Вслед за такими сегментами рынка – традиционными лидерами по продажам, как искусство импрессионизма и модерна и искусство старых мастеров, вперед выдвинулись современное и послевоенное искусство и русское искусство. В частности, русские торги 2007 года принесли Christie’s в сумме 324,9 млн долларов, что на 45% больше, чем в 2006-м, когда общая стоимость лотов, реализованных в ходе русских торгов, составляла 223,6 млн долларов.

Ожидалось, что бум продлится и в уходящем 2008-м. Но кризис внес свои коррективы.

Джентльмены предпочитают подешевле

В минувшем октябре Sotheby’s выставил на торги несколько весьма дорогостоящих лотов. Но, как сообщила пресс-служба аукционного дома, вырученная сумма оказалась заметно ниже ожидаемой. Работа Энди Уорхола «Черепа» при эстимейте в пять-семь миллионов фунтов была продана за 4,35 млн фунтов и стала самым дорогостоящим приобретением аукциона. Вторую позицию занял Герхард Рихтер – за абстракцию «Гниение» было заплачено 2,8 млн фунтов (эстимейт три-четыре миллиона фунтов). Общая сумма, вырученная от продажи работ современных художников, среди которых были Рой Лихтенштейн, Дэмиен Херст, Бэнкси, Люсьен Фрейд, составила 22 млн фунтов при ожидаемом результате в 30,6–42,8 млн фунтов.

Аукцион Christie’s послевоенного и современного искусства, прошедший в Лондоне 19 октября, представив произведения таких авторов, как Фрэнсис Бэкон, Лусиен Фрейд, Лучио Фонтана, Герхард Рихтер и Энди Уорхол, принес всего 31,9 млн фунтов – при нижней границе эстимейта 57 млн. Итоги аукциона: из 47 лотов не продали 21.

Специалисты сходятся во мнении, что всему виной завышенные цены на произведения. Нью-йоркский дилер Альберто Муграби предложил 1,85 млн фунтов за «Девять разноцветных Мэрилин» Уорхола и отказался поднимать цену до 1,9 млн, хотя нижний эстимейт составлял 2,2 млн. Аукционному дому пришлось выкупить картину самому. Муграби, чья семья обладает одной из самых больших коллекций произведений Уорхола, объяснил свое нежелание покупать работу тем, что цена, которую надеялся выручить Christie’s, совершенно не соответствует нынешнему положению дел на мировых рынках.

Около 40% предметов современного китайского искусства, выставленных на торги 4 октября аукционным домом Sotheby’s в Гонконге, и 20% лотов, выставленных 6 октября, остались невостребованными. На состоявшихся тогда же ювелирных торгах уникальный желтый бриллиант весом 102,56 карата, выставленный на торги, так и не был продан, пишет РИА «Новости». «Дело не в том, что бриллиант не стоит так дорого, дело в том, что настроение испорчено слабостью экономики», – сказал крупнейший гонконгский ювелир Амир Гад.

5 ноября в Нью-Йорке состоялись аукционы торгового дома Christie’s произведений импрессионистов и модернистов из коллекций Риты Хиллман и Элис Лоуренс. Торги принесли всего 47 млн долларов, при эстимейте в 102–149 млн.

Нью-йоркской аукцион «Современное искусство», который провел дом Sotheby’s 12 ноября, принес 125,1 млн долларов при ожидавшемся минимуме в 202,4 млн.

По сообщениям ИТАР-ТАСС, прошедшая в конце ноября в Лондоне Неделя русских торгов сделала очевидным тот факт, что мировой экономический кризис отразился негативно на продажах произведений русского искусства. Надежды организаторов торгов на то, что владельцы капитала будут вкладывать свои средства вместо акций и недвижимости в предметы изобразительного и декоративно-прикладного искусства, так и не оправдались. По итогам трех торгов в ведущем аукционном доме Sotheby’s, на которых также были выставлены иконы и русские книги, организаторам торгов удалось продать менее половины из более 350 лотов, выручив лишь три миллиона фунтов вместо планировавшихся шести миллионов.

Дилеры сходятся во мнении, что люди продолжат покупки в галереях и на аукционах, но будут экономить и отказываться от приобретения произведений искусства по запредельным ценам.

Креативный подход

В создавшейся ситуации арт-дилеры предпринимают новые шаги в надежде вернуть капитал на рынок.

В расчете заинтересовать российских покупателей аукционный дом Sotheby’s в преддверии ноябрьских торгов в Нью-Йорке представил в Москве с 16 по 19 октября одну из самых крупных и значительных выставок, когда-либо им организованных. На ней были представлены топ-лоты предстоящего нью-йоркского аукциона – уникальные работы импрессионистов, модернистов и произведения современного искусства. В экспозицию вошли произведения Эдгара Дега, Эдварда Мунка, Пабло Пикассо, Клода Моне, Анри Матисса, Джеффа Кунса, Роя Лихтенштейна, Ричарда Принса и других художников. Самой большой сенсацией стала «Супрематическая композиция» Казимира Малевича, выполненная в 1916 году, с предварительной оценкой в 60 млн долларов.

Эта работа – одно из значительнейших произведений русского авангарда ХХ века. Картина была написана в 1916-м, в том же году, когда Малевич опубликовал знаменитый «Манифест супрематизма». Полотно находилось около 50 лет в музее Стеделик в Амстердаме, и после 17-летнего спора с наследниками Малевича музей в прошлом году возвратил его. На эстимейт картины повлияло и то, что Малевич – один из самых подделываемых художников. Относительно безопасно работать с его вещами могут только очень опытные коллекционеры. Данная же работа имела 100-процентное происхождение и юридически абсолютно чиста.

В целом организаторы выставки рассчитывали собрать на предстоящих торгах 317,8–475,4 млн долларов.

3 ноября в Нью-Йорке состоялся аукцион произведений импрессионистов и модернистов Sotheby’s. Еще до аукциона стало известно, что у Sotheby’s уже есть гарантированный покупатель на картину Малевича, который обещал купить ее по цене, равной эстимейту – 60 млн долларов. Он стал единственным, кто предложил цену, больше желающих приобрести работу русского художника не нашлось. Конечно, 60 млн долларов – цена фантастическая, но, если говорить о полотнах Малевича, то она уже не кажется запредельной. Поэтому таинственного покупателя можно поздравить с выгодной покупкой. Ведь в более благоприятное время цена на полотно уровня «Супрематической композиции» могла бы подняться до 100 млн долларов.

Однако продажа следующих за топ-лотом шедевров мирового искусства уже не дала ожидавшихся результатов. «Танцовщица» Эдгара Дега была продана за 37 млн долларов, при эстимейте 40 млн, но две другие его работы – нет. Работа норвежского символиста Эдварда Мунка «Вампир» – за 38 млн, при ожидавшихся 40–42 млн долларов. Работы Клода Моне, Камиля Писсаро, Марка Шагала вообще остались без внимания. Незадолго до торгов стало известно, что очень редкое полотно «Арлекин» Пабло Пикассо, оцениваемое в 30 млн долларов, снято с аукциона и неизвестно, когда снова появится на рынке. Итог аукциона – каждая третья картина не продана, многие ушли ниже того, за что предлагались. В сумме аукцион выручил 223, 8 млн долларов, что было признано организаторами удовлетворительным результатом.

28 ноября аукционный дом Christie’s подвел итоги недели русского искусства. Суммарный объем продаж составил 13,7 млн фунтов (21 млн долларов). Показатели за весь 2008 год (37,5 млн фунтов, или 67,6 млн долларов) являются третьими по величине в данной категории и лишь на незначительную сумму отстают от показателей 2006 года (38 млн фунтов, или 70 млн долларов). Самым дорогим лотом, проданным в рамках недели русского искусства, стал «Натюрморт с арбузами» Наталии Гончаровой, ушедший с молотка за 1,5 млн фунтов (2,3 млн долларов).

Алексей Тизенгаузен, глава департамента русского искусства Christie’s, прокомментировал итоги прошедших торгов: «На неделе русского искусства Christie’s активное участие принимали частные коллекционеры со всего мира, которые демонстрировали существенный интерес по отношению к редким и выдающимся произведениям. Внушительные цены были достигнуты при продаже изделий Фаберже, произведений живописи конца XIX — начала XX века, а также русских книг с богатым провенансом. Степень значимости русского искусства на мировом рынке не перестает возрастать. И несмотря на то, что цены на отдельные работы в данный момент несколько снизились, мы ожидаем притока новых покупателей со всего мира».

Старый мастер эстимейт не портит

2 декабря в Лондоне состоялся аукцион Christie’s, на котором были представлены произведения старых мастеров. До аукциона эксперты говорили, что его итоги будут служить лакмусовой бумажкой состояния дел на рынке старых мастеров. Торги показали, что все совсем неплохо. Ведь рынок произведений художников, творивших до XIX века (именно их относят к старым мастерам), изначально был более здоровым, чем раздутые спекуляцией рынки модернизма и современного искусства.

В этом году на торги было выставлено сравнительно немного лотов – всего 44. Аукцион принес 14,7 млн фунтов стерлингов при нижнем эстимейте в 15,6 млн. Покупателей нашли 36 лотов (80%). В прошлом декабре на аукционе старых мастеров Christie’s в Лондоне появилось 70 произведений, из которых ушли 37 (54%). Тогда общий результат торгов составил 18,8 млн фунтов. Главной сенсацией стала продажа полотна «Флора» кисти итальянского художника XVIII века Джованни Баттисты Тьеполо. Организаторы надеялись выручить за картину 700–900 тыс. фунтов стерлингов, но принесла она целых 2,8 млн, превысив верхний эстимейт в три раза.

Для сравнения: 13 ноября на нью-йоркских торгах дома Phillips de Pury & Co оцененная в три-четыре миллиона долларов картина британца Дэмиена Херста не нашла покупателя. Желающих купить картину Херста «Безумная сафическая вдохновенная гипнотическая картина прекрасных Артемиды, Тора, Нептуна, Одина» также не нашлось. Да и в целом итоги аукциона по продаже произведений современных художников оказались плачевны: ведущему вечера удалось продать лотов на 9,6 млн долларов, притом что низкая оценка суммарных результатов составляла 23 млн. Через несколько дней после неудачных торгов Дэмиен Херст, самый богатый ныне живущий художник, признал, что глобальный финансовый кризис ударил по рынку современного искусства и что он снизит цены на свои работы: «Я думаю, что искусство стоит столько, сколько за него готовы заплатить».

Не исключено, что следствием кризиса станет не только снижение уровня цен, но и сокращение количества произведений искусства на рынке в целом и в первую очередь искусства высшей категории. В условиях кризиса продавцы предпочтут придержать свои произведения до лучших времен, во-первых, из-за будущей потенциальной возможности продать их более выгодно, во-вторых, из-за того, что искусство остается все же сравнительно надежной инвестицией. Впрочем, как показывает история, затишье это временное, и после спада непременно будет очередной подъем цен. Вопрос даже не столько в том, как скоро это произойдет, сколько в том, в каком сегменте арт-рынка следует ожидать подъема.

Жестокий мир высокого искусства

Аукционный дом Christie’s основан в 1766 году Джеймсом Кристи. Аукционный дом ежегодно проводит более 600 торгов в 80 категориях, включая все области изящного и прикладного искусства, ювелирные украшения, фотографию, вино и так далее. Цены варьируются от 200 долларов до 80 млн долларов. У аукционного дома 85 офисов в 43 странах и 14 торговых площадок по всему миру, включая Лондон, Нью-Йорк, Лос-Анджелес, Париж, Женеву, Милан, Амстердам, Тель-Авив, Дубай, Гонконг и Цюрих. В последнее время Christie’s активно расширяет деятельность в таких странах, как Россия, Китай, Индия и ОАЭ, а также проводит успешные торги и выставки в Пекине, Мумбае и Дубае.

Аукционный дом Sotheby’s основан 11 марта 1744 года в Лондоне книготорговцем Самюэлем Бейкером. Sotheby’s был закрытым клубом, где работу могли получить только аристократы. В 1955 году было открыто отделение в Нью-Йорке. Филиалы также открылись в Париже, Лос-Анджелесе, Цюрихе, Торонто, Мельбурне, Мюнхене, Эдинбурге, Йоханнесбурге, Хьюстоне, Флоренции. В 1977 году акции Sotheby’s начали продаваться по открытой подписке и быстро подросли в цене. К началу 80-х годов ХХ века Sotheby’s практически обанкротился из-за начавшегося промышленного кризиса. В 1983 году Sotheby’s был продан американскому предпринимателю А. Альфреду Таубману – владельцу крупной сети магазинов в США. В 1998-м Таубман вывел акции Sotheby’s на биржу. В мае 2007-го первым из ведущих аукционных домов открыл отделение в Москве.

После продажи Sotheby’s Таубману аукционный дом Christie’s попытался вытеснить с рынка конкурента путем снижения тарифов на услуги. К 1993 году выручка Sotheby’s снизилась более чем на 50% в сравнении с 1989-м.

В 1993 году на место руководителя Christie’s пришел Энтони Теннант, ранее работавший в пивной компании Гиннесс. Таубман и Теннант договорились о фиксировании тарифов на услуги (price-fixing), что не является преступлением по законам Великобритании, но считается преступлением по законам США, где Sotheby’s получал большую часть своей выручки. Рrice-fixing запрещен в США Антимонопольным законом Шермана 1890 года.

О неформальных договоренностях знали только Таубман и Теннант и СЕО (исполнительные директора) Christie’s и Sotheby’s.

В начале 2000 года ФБР США начало расследование деятельности аукционных домов. В декабре 2001-го Таубман был признан виновным в преступном сговоре и приговорен к 1 году и 1 дню тюремного заключения. СЕО Sotheby’s – Диана Брукс – к трем месяцам домашнего ареста и штрафу в 350 тыс. долларов.

Великолепные пятерки

«Топ-5» самых дорогих картин мировых художников

  1. Пабло Пикассо. Мальчик с трубкой. 1905. Sotheby`s. 05.05.04. 104,17 млн долларов.
  2. Густав Климт. Портрет Адели Блох---Бауэр II.-- 1912. Christie’s. 08.11.06. 87,936 млн долларов.
  3. Френсис Бэкон. Триптих 1976. Sotheby’s. 14.05.08. 86,281 млн долларов.
  4. Винсент Ван Гог. Портрет доктора Гаше. 1890. Christie’s. 15.05.90. 82,5 млн долларов.
  5. Клод Моне. Пруд с кувшинками. Christie’s. 24.06.08. 80,45 млн долларов.

«Топ-5» самых дорогих картин ныне живущих художников

  1. Люциан Фрейд. Спящий инспектор по пособиям. 1995. Холст, масло. 151,3 x 219. Эстимейт: 25–35 млн долларов. Цена продажи: 30 (33,6) млн долларов Christie’s. 13.05.08. Лот 37.
  2. Джефф Кунс. Цветок из воздушного шарика (Пурпур). 1995–2000. Нержавеющая сталь, полупрозрачное цветное покрытие. 40x285x260. Цена продажи: 12,92 млн фунтов стерлингов. Christie’s. 30.06.07. Лот 12.
  3. Дэмиен Херст. Золотой телец. 2008. Чучело быка, 18-каратное золото, стекло, позолоченная сталь, силикон, формальдегид, постамент из каррарского мрамора. 215,4х320х137,2 см. Эстимейт 8–12 млн фунтов стерлингов. Цена продажи: 10,3 млн фунтов. Sotheby’s. 15.09.2008. Лот 13.
  4. Джаспер Джонс. Цифра 4. 1959. Холст, масло, см.т. 51,4х39,4. Цена продажи: 15,5 (17,4) млн долларов Сhristie’s. 16.05.07. Лот 25.
  5. Герхард Рихтер. Свеча. 1983. Холст, масло. 95x90. Эстимейт: 1,8–2,5 млн фунтов стерлингов. Цена продажи: 7,1 (7,97) млн фунтов. Sotheby’s. 27.02.08. Лот 8.

«Топ -5» самых дорогих картин русских художников

  1. Марк Ротко. Белый центр. 15.05.2007. 65 млн долларов.
  2. Казимир Малевич. Супрематическая композиция. 03.11.2008. 60 млн долларов.
  3. Василий Кандинский. Фуга. 17.05.1990. 19 млн долларов
  4. Алексей Явленский. Шокко в широкополой шляпе. 05.02.2008. 8,4 млн фунтов стерлингов.
  5. Хаим Сутин. Мужчина в красном шарфе. 05.02.2007. 7,8 млн фунтов стерлингов
«Эксперт Казахстан» №50 (197)
Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама



    Самозанятым помогут заявить о себе

    Альфа-Банк первым представил мобильное приложение для самозанятых

    «Экспоцентр»: место, где бизнес развивается


    В клинике 3Z стали оперировать возрастную дальнозоркость

    Офтальмохирурги клиники 3Z («Три-З») впервые в стране начали проводить операции пациентам с возрастной дальнозоркостью

    Инновации и цифровые решения в здравоохранении. Новая реальность

    О перспективах российского рынка, инновациях и цифровизации медицины рассказывает глава GE Healthcare в России/СНГ Нина Канделаки.

    ИТС: сферы приложения и условия эффективности

    Камеры, метеостанции, весогабаритный контроль – в Белгородской области уже несколько лет ведутся работы по развитию интеллектуальных транспортных систем.

    Курс на цифровые технологии: 75 лет ЮУрГУ

    15 декабря Южно-Уральский государственный университет отметит юбилей. Позади богатая достижениями история, впереди – цифровые трансформации

    Когда безопасность важнее цены

    Экономия на закупках кабельно-проводниковой продукции и «русский авось» может сделать промобъекты опасными. Проблему необходимо решать уже сейчас, пока модернизация по «списку Белоусова» не набрала обороты.

    Новый взгляд на инвестиции в ИТ: как сэкономить на обслуживании SAP HANA

    Экономика заставляет пристальнее взглянуть на инвестиции в ИТ и причесать раздутые расходы. Начнем с SAP HANA? Рассказываем о возможностях сэкономить.

    Армения для малых и средних экспортеров

    С 22 по 24 октября Ассоциация малых и средних экспортеров организует масштабную бизнес-миссию экспортеров из 7 российских регионов в Армению. В программе – прямые В2В переговоры и участие в «Евразийской неделе».


    Реклама