ПУБЛИКУЙТЕ НОВОСТИ О ГЛАВНЫХ СОБЫТИЯХ
СВОЕЙ КОМПАНИИ НА EXPERT.RU

Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Мир

Прах к праху, но красота спасет мир

2012

Фильм Александра Сокурова «Фауст» снят не по мотивам великого произведения Гете, хотя в нем сохранены имена его героев и некоторые события. Он основывается на более ранней, средневековой интерпретации известного мифологического сюжета, в которой преобладает дидактика и выносится моральный приговор не только главному герою, но всему выросшему на антично-ренессансной культуре человечеству. Правда, к такому выводу приходишь не сразу, не во время и даже не после просмотра фильма, а после чтения критических комментариев и интервью, данных режиссером, а также статей по ключевым понятиям сюжета. Сама по себе картина производит созерцательное впечатление. В ней отсутствует пафос обличения, а мотив искушения, взлета и падения выражен крайне слабо. Тема героизма, игры-противостояния Дьяволу, характерная для гетевской версии, отсутствует. Вместо этого вы окунетесь в жизненный мир средневекового города, но и он не воссоздан с исторической тщательностью. Не это автор ставил своей целью. Скорее его задачей было воссоздать в качестве гиперболы исторического подхода гностическое мироощущение, согласно которому мир погряз во зле и становится адом. Поэтому появление в фильме на следующем его круге наряду с людьми зомби, как будто бы забредших из фильмов ужасов или компьютерной игры — выглядит вполне логичным. Да и живые персонажи предстают в фильме слоняющимися в поисках пристанища, вечно голодными и жаждущими пищи, словно вампиры крови, плотскими призраками. Похоже, режиссер решил разыграть знаменитую классическую партию, но без Бога, который согласно более поздней версии уже умер. Сокуров показал ад натурально, Дьявол у него не просто бродит, а живет среди людей. Они не только узнают его в лицо, но и выстраиваются к нему в очередь. Мефистофель предстает у него совсем не в традиционном облике остробородого злого гения в красном камзоле и плаще. Под одеждой он напоминает сильно сдавшего козлоногого сатира, но без полового органа. Что-то похожее на обрубок виднеется у черта сзади. Кстати, Сокуров, несмотря на вольное обращение с первоисточником, решил сохранить родной язык Гете. Актеры в фильме говорят по-немецки. Один и тот же голос, не меняя интонации, синхронно переводит речи персонажей. Из-за чего, если в разговор вступает больше двух человек, становится трудно разобрать, кто какие слова произнес.

 kaz_350_035-1.jpg

Картина начинается с анатомирования мертвеца. Все показано, с одной стороны, натурально, с другой — выдержано в готической эстетике романтизма. Будь то вываливающиеся внутренности трупа или красота буйной европейской растительности (елей и дубов), холодных снежных вершин и долин гейзеров, или зеленых горных озер — все будто бы созревает на кладбище или питается подземным огнем. С первых кадров оказываешься в плену стилистики картины, необычной операторской работы француза Бруно Дельбоннеля («Амели», «Гарри Поттер и Принц-полукровка», «Мрачные тени» Тима Бертона) и, конечно, очаровываешься непредвиденными поворотами сюжета — вроде бы ключевые моменты его и сохранены, но проигрываются, словно музыкальное произведение, совсем иначе. Меняются аранжировка и тембр — меняются переживания и смыслы. Вот доктор препарирует подвешенный труп — вываливаются кишки. Он пытается их запихнуть обратно. Преданный ученик интересуется: «А где тут душа?» Доктор ворчит что-то малоразборчивое и крамольное: «Нет никакой души». Затем ополаскивает руки в стоящем в темном углу тазу, обтирает услужливо поданной учеником «чистой» тряпкой. Кругом все серо, мрачно и роятся мухи. Что, в общем-то, и понятно, по современным представлениям, царство зла — это царство антисанитарии. Еще один лейтмотив, приковывающий внимание зрителя с самого начала просмотра — вечный голод. Доктор Фауст, известный и уважаемый человек, с первых кадров фильма ищет чем бы поживиться. А философские рассуждения о тщетности существования рождаются прямиком из его пустой утробы. Что поесть — похоже, самый насущный вопрос в сокуровском мире. Сегодня, несмотря на то что значительная часть населения планеты по-прежнему не доедает, на повестке дня стоит уже следующий острый вопрос: как избавиться от лишнего веса и ожирения? Решение проблемы, как быстро и дешево накормить всех, обернулось для человечества новой напастью.

За картину «Фауст», завершающую цикл фильмов, названный тетралогией власти, Александр Сокуров получил «Золотого льва» 68-го Венецианского кинофестиваля. kaz_350_035-2.jpg
За картину «Фауст», завершающую цикл фильмов, названный тетралогией власти, Александр Сокуров получил «Золотого льва» 68-го Венецианского кинофестиваля.

Как заметил другой великий немецкий романтик, любовь и голод правят миром. Этот принцип бытия находит реализацию и в версии «Фауста», изложенной Сокуровым. Любовь к Маргарите не спасает и не преображает героя, а, напротив, открывает низменные стороны его натуры. Любовь по Сокурову  — это тот же плотский голод, т.е. похоть. Именно по велению плоти и выстраивается человеческая очередь к черту. Но парадокс в том, что все, что люди могут предложить — тленно. Бессмертной душой тут не пахнет. Да и у самого черта нет даже золота, в кучах тлеющего хлама он по требованию Фауста с трудом откапывает горсть монет. Подписавший купчую и приведенный Мефистофелем в конце фильма в долину гейзеров и снегов (ад?) Фауст продолжает свое сизифово дело — пытается избавиться от самого Дьявола. Это он делает довольно жестоким способом — забрасывает его камнями — что одновременно выглядит и комично. Кстати, знаменитый гетевский парафраз библейских слов «Вначале было дело» обыгрывается в фильме грубым и пошлым образом. Но вполне в духе саркастических проделок черта.

 kaz_350_035-3.jpg

Кажется, что у фильма никогда не будет эпилога. Но вот Фауст устремляется вперед в неизвестность по первозданной каменной тверди. Картина следует идее Нового времени, согласно которой величественная красота природы торжествует над тленностью и бренностью существования. Она помогает ощутить возвышенное и божественное — начало времен, момент сотворения мира. В этом холодном свете и обречен вечно брести Фауст. Этот холодный свет ранее уже являл себя в образе Гретхен. Эстетика романтизма спасает тлеющий гностический мир, открывая в нем прекрасное измерение, пускай холодное и чужое, но все же обнаруживающее то, казалось бы, чему в этот мир путь заказан. 

«Эксперт Казахстан» №9 (350)
Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама



    Курс на цифровые технологии: 75 лет ЮУрГУ

    15 декабря Южно-Уральский государственный университет отметит юбилей. Позади богатая достижениями история, впереди – цифровые трансформации

    Дать рынку камамбера

    Рынок сыра в России остается дефицитным. Хотя у нас в стране уже есть всё — сырье, поставщики оборудования и технологии

    Струйная печать возвращается в офис

    Обсуждаем с менеджером компании-лидера в индустрии струйной печати

    Когда безопасность важнее цены

    Экономия на закупках кабельно-проводниковой продукции и «русский авось» может сделать промобъекты опасными. Проблему необходимо решать уже сейчас, пока модернизация по «списку Белоусова» не набрала обороты.

    Новый взгляд на инвестиции в ИТ: как сэкономить на обслуживании SAP HANA

    Экономика заставляет пристальнее взглянуть на инвестиции в ИТ и причесать раздутые расходы. Начнем с SAP HANA? Рассказываем о возможностях сэкономить.

    Аквапарк на Сахалине: уникальный, всесезонный, олимпийский

    Уникальный водно-оздоровительный комплекс на Сахалине ждет гостей и управляющую компанию

    Армения для малых и средних экспортеров

    С 22 по 24 октября Ассоциация малых и средних экспортеров организует масштабную бизнес-миссию экспортеров из 7 российских регионов в Армению. В программе – прямые В2В переговоры и участие в «Евразийской неделе».


    Реклама