Вода, еда и… работа

Международный бизнес
Москва, 12.11.2012
«Эксперт Казахстан» №45 (386)
К 2020 году доля туристической отрасли в ВВП Венгрии должна вырасти вдвое. Это станет возможным лишь в том случае, если стране удастся привлечь новых туристов

Зал прилета аэропорта Будапешта производит впечатление места, повидавшего виды. Особенно удручающе это выглядит после европейского шика пражской воздушной гавани. Не радуют глаз и виды, открывающиеся по дороге в центр: серые безликие здания — наследство советской эпохи. Нет по-европейски уютных улочек с разноцветными невысокими домами, а лишь типовые многоэтажки и угрюмые административные здания, которые можно встретить в любом городе бывшего Советского Союза. Все это наводит на размышления: почему Будапешт является одним из самых посещаемых туристами городов мира, называемым вторым Парижем? И лишь свернув с кольцевой дороги и въехав в центр Пешта (как известно, Будапешт создан слиянием двух городов — Буды и Пешта), понимаешь, что именно привлекает путешественников со всех уголков света. Здесь есть все: от брусчатки на дорогах, так характерной для старинных европейских городов, до множества памятников и разнообразных крыш, свидетельствующих о смене предпочтений в архитектуре. Самое удивительное то, что Будапешт был практически полностью разрушен во время Второй мировой войны. Но вместо того чтобы возводить что-то новое, венгры до сих пор по кирпичу восстанавливают то, что было. И не зря. Ведь именно за этим в страну едут многочисленные туристы.

Смена привычек

Некоторые считают, что венгерская столица даст сто очков вперед французской в ее современном виде. Венгрия — страна не очень богатая. При этом получить здесь гражданство довольно сложно. По крайней мере, так было до последнего времени: буквально недавно венгерские парламентарии предложили законопроект, согласно которому любому желающему будут давать вид на жительство в обмен на то, что он купит государственные облигации на 250 тыс. евро и будет удерживать их в течение 5 лет. Пока же в стране нет большого количества эмигрантов, отстаивающих свои права не самыми мирными способами. Потому в любом венгерском городе, в том числе и Будапеште, где живет более пятой части десятимиллионного населения страны, очень спокойно, и если кто-то и повышает голос, то по двум причинам: либо от переизбытка положительных эмоций, либо пытаясь докричаться до не понимающего его собеседника (в основном русскоязычных туристов). Хотя справедливости ради стоит отметить, что некоторые венгры — процентов 10% — говорят на русском. Преимущественно это представители старшего поколения, для которых русский был обязательным предметом в школе. Остальные, особенно те, кто так или иначе связан с туристической отраслью (лавочники, продавцы в крупных магазинах, портье и швейцары, официанты и метрдотели), пытаются. Дело в том, что за последнее время турпоток из русскоязычных стран значительно вырос. Раньше Венгрия, и особенно ее курортные городки, считалась традиционным курортом для европейцев, по большей части — немцев и австрийцев. Именно они стали первыми посещать такие курорты, как, например, Хевиз. И до сих пор старшее поколение по привычке приезжает подлечиться «на воды» в Венгрию. Ежегодно страну посещают 25–30 млн туристов (в три раза больше, чем само ее население). На первом месте по численности иностранных граждан, посещающих Венгрию, стоит Румыния, затем следуют Словакия, Австрия, Сербия и Черногория, Германия, Швеция и Украина.

Но молодые немцы и австрийцы предпочитают отдыхать в других странах. Может, оттого в венгерских курортных городках и создается впечатление, что в Европе почти никто не рожает последние лет пятьдесят. Будапешт, конечно, «более молод», но крайне редко даже на улицах можно увидеть маленьких детей, зато количество подростков — от 15 и старше — просто огромное.

От Европы к Азии

Венгерская экономика в значительной мере зависит от туризма: доля туристической отрасли в ВВП достигает 10%. Кроме того, в условиях кризиса именно туристическая отрасль показывает наибольшую устойчивость. В прошлом году, по данным центрального статистического управления (ЦСУ) Венгрии, объем ВВП вырос на 1,7% (хотя ожидалось, что эта цифра будет на уровне 2%). В нынешнем, как прогнозируют эксперты, он будет и вовсе отрицательным –0,1%. Но даже в этих условиях туризм остается не только устойчивым, но и развивается.

В Венгрии 60% крупных промышленных предприятий и 80% экспорта создаются за счет иностранного капитала. В свое время в Венгрии действовал десятилетний льготный налоговый режим для иностранных инвесторов, и они с удовольствием им пользовались, выводя при этом деньги из страны. В итоге Венгрия получила огромный дефицит бюджета и теперь всеми способами пытается не повторить судьбу Греции и Испании, кидаясь в поисках помощи то к Евросоюзу, то к МВФ.

После того как Венгрия в 2004 году вступила в Евросоюз, сельское хозяйство оказалось под угрозой. Теперь страна вместо того, чтобы насыщать рынки всех европейских стран своей продукцией, импортирует сельхозтовары. Единственным, что осталось крупной статьей экспорта, является гусиная печенка. Да и то лишь потому, что во Франции «зеленые» запретили выращивать гусей варварским способом (их сажают в мешок, постоянно кормят и поят спиртным, чтобы развился цирроз печени), но французы оказались не готовы отказаться от фуа-гра.

Теперь молодые немцы и австрийцы предпочитают отдыхать в других странах. Может, оттого в венгерских курортных городках создается впечатление, что в Европе почти никто не рожает последние лет 50 kaz_386_024.jpg
Теперь молодые немцы и австрийцы предпочитают отдыхать в других странах. Может, оттого в венгерских курортных городках создается впечатление, что в Европе почти никто не рожает последние лет 50

Получается, что туризм остался практически единственной успешной и, главное, той отраслью, в которой работают преимущественно венгры. Видимо, поэтому и сами венгры, и те, кто проживает здесь уже долгое время, очень ревностно относятся ко всему, что с ним связано. Именно за счет него живет весь малый бизнес, а это ни много ни мало 90% всех предприятий, работающих в стране. Правда, всего в 7% из них работают более пяти человек, в остальных же — не более двух человек.

Чтобы снизить свою зависимость от европейских туристов, которые в кризис сократили время своих отпусков, а также предпочли проводить их у себя на родине и диверсифицировать турпоток, Венгрия решила выйти на новые для себя рынки. Между тем еще каких-то десять лет назад она об этом и не помышляла — ей вполне хватало традиционных направлений. Но в 2009 году, когда турпоток из этих стран значительно снизился, оказалось, что надеяться на одних только соседей, пусть и богатых и уже прекрасно знающих страну, нельзя. Потому Венгрия постепенно начала привлекать путешественников из развивающихся стран.

За последние три года на 22,6% возрос приток туристов из стран Азии, на 16,2% — Америки. Кроме того, в Венгрию стало приезжать все больше путешественников из России и Казахстана. Именно эти рынки, а также китайский, являются приоритетными с точки зрения притока туристов. Это и понятно: Китай и Россия станут основными «поставщиками туристов» в другие страны в ближайшие годы. За пять лет — с 2010 по 2015 годы — выездной турпоток из Поднебесной вырастет на 20 млн человек, из России — на 12 млн человек. И, согласно отчету Всемирной туристической организации, за первое полугодие 2012 года расходы на отдых у жителей Китая выросли на 30%, у россиян — на 15%. А еще в 2001 году эти две страны входили в группу тех, граждане которых тратят на отдых не более 150 долларов в день — наименьший показатель. Сейчас все изменилось: доходы растут, как и аппетиты туристов. Насытившись массовыми направлениями, они желают посмотреть и другие.

Из развивающихся стран зачастую приезжают люди средней возрастной категории — так называемой второй группы. Первую группу составляет молодежь до 30 лет, вторую — люди 30–50 лет и третью — те, кому уже больше 50, хотя в последнее время начала формироваться и четвертая группа, в которую входят те, кому за 70 лет. Для индустрии гостеприимства именно вторая группа является наиболее интересной. Во-первых, потому что люди среднего возраста ищут удобства и комфорт и готовы за это платить. Во-вторых, эта группа — основные потребители дополнительных услуг, на которых приходится примерно половина доходов отелей. И, в-третьих, именно они могут стать постоянными гостями и еще долгие годы посещать понравившуюся гостиницу.

Еще одним фактором привлекательности казахстанских, российских и китайских туристов является то, что их поездки обычно носят длительный характер в связи с географической удаленностью наших стран от Венгрии. И, как объясняют отельеры, для них работа с такими «долгими» туристами более экономически выгодна, нежели с теми, кто приезжает лишь на выходные.

В среднем заполняемость гостиниц в Венгрии составляет порядка 70–75%. Есть и более успешные проекты, в которых этот показатель достигает 80–85%. В основном это отели класса 4 звезды и 4 плюс. Стоит отметить, что именно они оказались наиболее живучими в кризис. В отличие от отелей менее высокого класса, не сумевших предложить гостям ничего, кроме низких цен. Что же касается гостиниц категории 5 звезд, то они все в основном сосредоточены в Будапеште. В столице представлены практически все мировые гостиничные бренды: «Four Seasons» и «Ritz Carlton», и «Hilton», построенный в Буде и своим современным видом не вписывающийся в средневековую архитектуру. В маленьких же городах пятизвездочных гостиниц нет, так как там нет большого спроса на них.

За здоровьем —  в здоровую страну

Оздоровительный туризм — это ниша Венгрии. Благодаря тому, что 80% венгерской территории богаты лечебно-термальными водами, ее называют «горячий ключ» Европы.

На этом рынке Венгрия, входящая в первую пятерку стран по количеству термальных источников, конкурирует с Чехией. Правда, как шутят венгры, «в такой воде, которую пьют чехи, мы  купаемся». И уточняют, что у них разная направленность: в Чехии — в частности, в Карловых Варах — специализируются на лечении болезней желудочно-кишечного тракта, в Венгрии — опорно-двигательного аппарата.

Каждый третий турист, въезжающий в страну, едет «за здоровьем». Особенно популярны отдых и лечение на венгерских курортах у граждан Германии, США, Австрии, а также у населения самой Венгрии. При этом внутренний оздоровительный туризм развивается более динамично, чем въездной. Венгры составляют 80% гостей в велнесс-гостиницах, а их доля в общем объеме ночевок — 70%. Это и неудивительно: венгры — нация, помешанная на здоровье, это становится понятно, когда и днем, и ночью, в дождь и в солнце, встречаешь толпы бегущих.

Если на глобальном туррынке Венгрии приходится конкурировать с Чехией, то на рынке стран СНГ — с Польшей и Литвой, которые более демократичны по ценам, да и географически более близки к осколкам СССР.

Вообще оздоровительный туризм — главный тренд современного туррынка, и очень многие страны, которые до этого были мало представлены в этом сегменте, делают акцент на его развитие. Возможно, уже скоро венграм придется придумывать шутки по поводу термальных источников, предположим, Туниса.

Поработать и погулять

Деловой туризм появился в Венгрии еще в позапрошлом столетии, но интенсивно стал развиваться только в 60-е годы прошлого века. Будапешту повезло оказаться построенным в самом центре Европы, и это удачное географическое месторасположение позволило ему к двухтысячным войти в тройку городов-лидеров по количеству проводимых здесь конференций и корпоративных собраний.

Такой вид туризма является неплохим подспорьем для туротрасли страны, так как он не носит ярко выраженного характера сезонности. Кроме того, деловой туризм генерирует более высокий доход: такие туристы остаются на большее время и тратят большие средства.

 kaz_386_025.jpg

Правда, уже в начале 2000-х ситуация начала меняться, причем не только в Венгрии, но и в целом по Европе, позиции которой на этом рынке сильно пошатнулись. По темпам роста делового туризма она отстает от других регионов мира, причем этот разрыв постоянно увеличивается. Дело в том, что в условиях экономического спада европейским компаниям пришлось урезать расходы на деловые поездки и уж тем более — сокращать траты на организацию отдыха и развлечений своих сотрудников (что, кстати, являлось двигателем роста для смежных отраслей). В то же время американские компании, напротив, наращивали объемы финансирования, потому центр тяжести делового туризма переместился из Европы в Америку.

Пока Венгрия вполне успешно конкурирует в традиционных для себя сегментах — оздоровительном и культурно-познавательном туризме. Но, обрати она внимание на развивающиеся рынки не два года назад, а хотя бы лет за пять до того, успех мог быть еще более значительным.

У партнеров

    «Эксперт Казахстан»
    №45 (386) 12 ноября 2012
    Урбанизация
    Содержание:
    Чужие в городе

    Массовое переселение сельских жителей в города больше свидетельствует об упадке деревни, чем о процветании городов, которые не могут обеспечить мигрантов ни жильем, ни работой

    Реклама