Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Экономика

Автомобили в лизинг

1999

У российских бизнесменов появилась возможность оптимизировать расходы на приобретение автотранспорта и легально сократить налоги

Вслед за дистрибутором Mitsubishi Motors группой "Рольф" на российский рынок лизинговых услуг пришла крупнейшая в мире автомобильная финансовая компания Ford Credit (валютный баланс прошлого года - 133 миллиарда долларов). Ее европейское отделение открыло представительство в Москве и подписало соглашение о сотрудничестве со Сбербанком РФ. О сходных планах заявляют и другие автогиганты, да и некоторые официальные дилеры начали на свой страх и риск практиковать передачу машин в лизинг. Чем же вызвано оживление в этом секторе рынка?

Как ни странно, в первую очередь кризисом. Поскольку объем продаж новых автомобилей резко сократился, корпорации и крупные продавцы оказались перед простым выбором: либо прозябать или вовсе покинуть в перспективе весьма емкий российский рынок, либо предложить новые привлекательные для покупателей схемы продаж. К тому же подавляющее большинство бизнесменов оказалось в сложной экономической ситуации, при которой изымать из оборота сколько-нибудь значительные средства для пополнения или обновления автопарка стало невозможно.

"Кризис стал вызовом для всех, делающих бизнес в России. Но мы не ждем, пока кто-то официально объявит его окончание. Мы пересматриваем стратегию, кое-что меняем в тактике и начинаем осуществление планов, которые определят наш успех в будущем. Лизинговая программа - первый такой шаг", - заявил Найджел Брекенбери, генеральный директор ООО "Форд Мотор Компани, Россия". А его коллега Питер де Руссе-Холл, исполнительный директор Ford Credit Europe, добавил: "Наша тактика всегда заключалась в том, чтобы именно в сложное для страны время делать инвестиции, тем самым подавая пример другим. Таким образом, оставаясь на рынке, не оттягивая, а привлекая средства, мы поддерживаем позитивные перемены в будущем".

Выгоды лизинга

О том, насколько широко используется лизинг в развитых странах, говорит хотя бы тот факт, что каждый третий автомобиль марки Ford реализуется именно по этой схеме (в прошлом году в лизинг переданы 4 миллиона новых "фордов"). Западный потребитель видит в лизинге законный и эффективный способ уменьшения налогов на прибыль и на имущество и сокращения расходов на покупку и содержание автомобилей. Российский федеральный закон "О лизинге", принятый осенью минувшего года, вроде бы предоставляет такие возможности. Нормативной же базой по отражению в бухгалтерском учете операций по договору лизинга пока остается приказ Минфина РФ N15 от 17.02.97.

Главная выгода заключается в том, что лизинговые платежи относятся на затраты, что существенно снижает налогооблагаемую прибыль. Не менее важно и то, что по лизинговым сделкам предусмотрена ускоренная амортизация с коэффициентом до 3. То есть за время действия договора (от года до трех лет) автомобили полностью амортизируются и передаются клиенту в собственность по символической остаточной стоимости или, по его желанию, остаются в собственности лизинговой компании, которая может принять их в зачет новых.

Кроме того, поскольку в течение всего срока действия договора автомобили находятся в собственности лизинговой компании, они являются залоговым обеспечением сделки, так что предприятию не нужно принимать на себя дополнительные залоговые обязательства. Как правило, не требуется и предоставления технико-экономического обоснования окупаемости затрат. Если вы работаете с Ford, то самостоятельно выбираете любую модель и любого официального дилера. Наконец, нет головной боли с регистрацией автомобилей в ГИБДД. Словом, лизинг дает несколько преимуществ. Прежде всего, высвобождая капитал для реинвестирования, оставляя свободными кредитные линии и уменьшая налоги. Но это, как говорится, лишь одна сторона медали.

Пока автомобиль в лизинг может получить только юридическое лицо. Причем "лицо достойное". При заключении договора с участием Сбербанка необходимо, чтобы предприятие имело в нем счет с ежемесячными оборотами, не менее чем в десять раз превышающими сумму ежемесячных лизинговых выплат. Само собой, фирма должна иметь положительный баланс дебиторской и кредиторской задолженностей. Лизинговая компания попросит предоставить полную картину состояния счетов и бухгалтерской отчетности с аудиторскими заключениями, прогноз доходов и расходов и движения денежных средств. Впрочем, у лизинговых компаний, работающих с другими банками, требования к клиентам могут быть менее жесткими. И все же не требования способны смутить потенциальных клиентов.

Состояние и перспективы лизинга

Почему до последнего времени лизинг был, мягко говоря, не особенно популярен в России? Дело не только в том, что соответствующий закон появился лишь полгода назад. И не столько в традиционном недоверии к отечественным банкам и лизинговым компаниям. А главным образом в том, что покупателю приходилось выкладывать за товар, хотя и с рассрочкой, двойную, а то и тройную цену. Он крепко задумывался и чаще предпочитал платить сразу, но меньше, а от налогов уходить иными всем известными путями.

Теперь ситуация медленно меняется. Ощутим дефицит свободных средств, активизируются налоговые органы, а сами лизинговые компании и банки несколько умерили свои аппетиты и уже готовы идти на определенный риск. Более того, автомобили в отличие от многих других товаров и недвижимости передаются в лизинг компаниями, тесно связанными с производителями, дистрибуторами или дилерами. А их интерес заключается в продаже как можно большего количества машин, а не в получении выгоды собственно от лизинга.

Вот пример. В компании "Кельвин" (группа "Рольф", автомобили Mitsubishi) Pajero Wagon при розничной стоимости 31 911 долларов можно приобрести по трехлетнему лизинговому договору за 47 553 долларов. Если учесть, что выплаты производятся в течение 36 месяцев, экономию на налогах и другие преимущества, о которых уже говорилось, то разница в стоимости может показаться вполне оправданной. Начав действовать в конце прошлого года, "Кельвин" уже передал в лизинг пятьдесят автомобилей, планы на этот год - не менее двухсот машин.

Несколько иные лизинговые схемы (и масштабы) предлагает Ford Credit. По просьбе "Эксперта-Авто" компания "Руст" (принадлежит санкт-петербургскому отделению Сбербанка РФ, с которым, собственно, и подписал договор Ford Credit) подготовила подробную калькуляцию лизинговых платежей в течение трех лет при покупке пяти автомобилей Ford Escort с авансовым платежом 30% от их общей стоимости (см. таблицу). Расчеты сделаны в рублях по курсу 1:25.

Первое, на что следует обратить внимание: процентную ставку диктует Сбербанк, и она не мала - 50% годовых в рублях. Но, как подчеркивают в банке, оплата производится именно в рублях, и клиент избавлен от курсовых валютных рисков. С другой стороны, Сбербанк как бы страхует себя, "закладываясь" по существу на пятидесятипроцентную инфляцию.

Кроме того, здесь намеренно приведена самая жесткая калькуляция. При увеличении количества приобретаемых автомобилей или авансового платежа сумма окончательных затрат по лизинговому договору существенно уменьшается.

В заключение скажем: хорошо уже то, что у покупателей появился выбор. На рынке лизинга автомобилей все больше предложений, и, следовательно, неизбежна конкуренция. "Эксперт-Авто" будет следить за ситуацией и знакомить с ней читателей.

Расшифровка выплаты
Калькуляция лизинговых платежей (курс: 25 руб./долл)
«Эксперт Авто» №3 (3)
Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама




    Лидеры ИТ-отрасли вновь собрались в России

    MERLION IT Solutions Summit собрал около 1500 участников (топ-менеджеров глобальных ИТ-корпораций и российских системных интеграторов)

    Химия - 2018

    Развитие химической промышленности снова в приоритете. Как это отражается на отрасли можно узнать на специализированной выставке с 29.10 - 1.11.18

    Опасные игры с ценами

    К чему приводят закупки, ориентированные на максимально низкие цены

    В октябре АЦ Эксперт представит сразу два рейтинга российских вузов

    Аналитический центр «Эксперт» в октябре представит сразу два рейтинга российских вузов — изобретательской и предпринимательской активности.

    Эффективное управление – ключ к рынку для любого предприятия

    Повышение производительности труда может привести к кардинальному снижению себестоимости продукции и позволит российским компаниям успешно осваивать любые рынки


    Реклама