Испытания для Chevrolet Blazer 4x4

Эксперт-тест
Москва, 14.06.1999
«Эксперт Авто» №4 (4)
Как выяснилось, экономическая ситуация для него опаснее любого бездорожья

Был, признаемся, был момент, когда по спине пробежал отвратительный холодок. Blazer влетел в огромную лужу с жидкой грязью на дне, и его стало стремительно заносить всем могучим корпусом вперед и вправо на короткий бетонный бордюр, за которым лежала глубокая впадина с безымянным ручьем на дне. Вот-вот правое переднее колесо столкнется боковиной с преградой, а сила инерции довершит дело, перевернет джип и уложит его крышей на дно безымянного притока Камы.

Оставался единственный шанс и одна надежда: на то, что у двухсотсильного V6 еще есть запас мощности, а автоматическая коробка передач проявит "сообразительность" и не будет медлить с ответом на резкое дожатие педали газа. Мотор взревел так, что его стало отчетливо слышно, все четыре колеса принялись еще стремительнее выгребать из-под себя водно-грязевую подушку и, зацепившись за что-то более или менее твердое, позволили вывести машину из заноса и в последний момент избежать аварии.

Слава богу, на этот раз водителю была прощена ошибка. Все произошло так быстро, что нештатную ситуацию в полной мере оценил лишь один из четырех пассажиров, раллист, не преминувший вскоре заметить: "Понял теперь, что означают пглный прзвод, моьный двимок и адпптивная,коробка/передач?!" Да что там понял, как говорится, нутром ощутил! И особенно порадовала именно АКПП, мгновенно подстраивающаяся под стиль вождения. Подобную отзывчивость "автомат" проявляет лишь на очень дорогих автомобилях, таких как Сadillac STS. А наш Blazer, между прочим, родом из Бразилии и собран здесь, в Елабуге.

Прогулка по СЭЗ

Нвкогда бы не подумали, что со словом "зона" в нашей стране может быть связано хоть что-то доброе. Между тем в свободной экономической зоне "Алабуга", на площади в 16,5 кв. километра, предпринимателю дышится заметно легче, чем на большей части остальной российской суши. Республика Татарстан освободила бизнесменов от платежей в свои бюджетные и внебюджетные фонды, за исключением отчислений в Пенсионный фонд, фонд занятости, на социальное и медицинское страхование. В общем, у того, кто решился организовать здесь производство, есть возможность легально сократить налогооблагаемую базу на 70%. Плюс, коль скоро речь идет об автомобильном производстве, определенные льготы предоставляет и федеральное правительство (о них уже говорилось в этом выпуске "Эксперт-Авто"). Прибавьте развитую инфраструктуру, немалый промышленный потенциал региона, и тогда удаленность от Москвы или Санкт-Петербурга не покажется чрезмерной.

Пока всеми этими преимуществами реально воспользовалась только корпорация General Motors, организовавшая в СЭЗ, на промышленной площадке Елабужского автомобильного завода, СП "ЕлАЗ-GM". Как известно, собирают здесь по "отверточной" технологии Chevrolet Blazer. Если сказать, что дела у предприятия идут хорошо, значит погрешить против истины. Мы видели на заводской площадке более тысячи готовых внедорожников, которые еще не нашли покупателя, а в просторном корпусе, где ведется сборка, стояло явное затишье. Кризис не обошел, да и не мог обойти СП.

Руководство предприятия тем не менее настроено весьма оптимистически. По словам управляющего директора "ЕлАЗ-GM" Луиса Мадалено, есть надежда, что уже в ближайшие три месяца удастся реализовать семьсот джипов. А корпорация GM вовсе не намерена отказываться от планов развертывания в Елабуге крупномасштабного производства.

На чем основывается этот оптимизм? Прежде всего на конкурентоспособной цене. Blazer 4x4 made in Елабуга предлагается за 28 тыс. долларов с небольшим. Допустим, за 26 тыс. можно приобрести Nissan Terrano II в трех или пятидверном исполнении, "паркетный" джип Honda CR-V обойдется в 24 тыс., еще на тысячу дешевле - популярный трехдверный Mitsubishi Pajero в скромном исполнении. Но ни один из этих автомобилей не обладает тем набором качеств (начиная от мощности двигателя и кончая комфортабельностью), что отличают Blazer. Его прямые конкуренты находятся, пожалуй, в ценовой нише за 30 тыс. долларов. Кстати, в самой Бразилии, откуда поступают машинокомплекты, он стоит 40 тыс.

Кроме того, медленно но верно идет процесс локализации производства комплектующих. Пока удалось сертифицировать покрышки "Нижнекамскшины" и домкрат. На подходе обивка сидений, фары, указатели поворотов местного производства и, возможно, радиаторы с Оренбургского завода.

- По большому счету, - говорит Ильдар Гильфанов, технический директор ПО "ЕлАЗ", - на ста шестидесяти заводах России, в том числе Татарстана, уже готовы делать до шестидесяти пяти процентов комплектующих для "Блейзера" и "Опеля-Вектра", которые здесь планируется выпускать. Правда, по нормам американцев нужно, чтобы таких заводов было три сотни. Но, надеюсь, дело пойдет. Мы полностью подготовили корпус под установку сварочного и малярного оборудования, на КамАЗе готовы делать холодную штамповку. Думаю, что по меньшей мере покрасочный комплекс, на поставку которого уже подписан договор, может заработать к концу будущего года.

Однако на все это требуются деньги. GM готов финансировать организацию производства, но требуется и немалый вклад российской стороны. Позже нам удалось выяснить в Министерстве экономики РФ, что примерно 120 млн долларов на сварочное и окрасочное оборудование все же решено изыскать. 15% этой суммы должны поступить из бюджета Татарстана, а большая часть будет оформлена в виде кредита одного из крупных японских банков под государственные гарантии. Остается надеяться, что эти планы осуществятся, а когда завод заработает на полную мощность (около 75 тыс. автомобилей в год), в стране появится достаточное количество покупателей и на Opel Vectra, и на Blazer.

Впрочем, все это перспективы. А реальность, данная нам в ощущениях, это Blazer 4x4.

Бразильский вариант

Прежде всего поясним, почему машинокомплекты поступают именно из Бразилии (как говорится, не ближний свет), а не, скажем, из самих США (Blazer собирают еще в Венесуэле и Индонезии). Как нам рассказали специалисты, "бразильский вариант" был сочтен наиболее подходящим для России: упроченный кузов, усиленная подвеска (точнее, шаровые опоры, рессоры, поворотный кулак), увеличенный дорожный просвет. Кроме того, для Елабуги поставляются комплекты с рассчитанной на холода системой впрыска и соответствующими техническими жидкостями, включая масла. Только к нам идут особые аккумуляторные батареи и кабели.

Безусловно, главное достоинство Blazer - рамная конструкция. Она не слишком популярна на серийных моделях, поскольку требует дополнительных затрат при производстве. Но наличие рамы позволяет автомобилю уверенно преодолевать глубокие рытвины, бревна, высокие бордюры, не опасаясь повредить днище кузова. И только на несущую раму можно установить защитные дуги и подножки, которые не будут лишь декоративными элементами. Автомобиль имеет настоящую внедорожную трансмиссию с раздаточной коробкой. С ее помощью можно в полной мере передавать и распределять крутящий момент на оба моста. Многие конкуренты Blazer не имеют раздаточной коробки и по сути являются переднеприводными автомобилями с подключаемым (чаще всего через вискомуфту) задним мостом. Это дает выигрыш в городе, но не оправдывает себя на пересеченной местности.

Трансмиссия Chevrolet Blazer 4x4 получила название Insta Trac. Она позволяет на любой скорости простым нажатием кнопки, расположенной на приборной панели, переключатся с полного привода на режим 4x2 и обратно. Для включения понижающей передачи необходимо остановиться, но и здесь электроника полностью проконтролирует процесс. Вообще, управлением всеми системами заняты два компьютера, каждый из которых по мощности равен Pentium 90.

И все же полным приводом инженеры рекомендуют пользоваться только при необходимости: на бездорожье, на скользком покрытии. При постоянной езде в режиме 4х4 вначале изнашивается крестовина, затем диски в АКПП. Да и резина стирается быстрее.

Под капотом Blazer скрывается V-образный 4,3-литровый двигатель Vortec. Этот агрегат классический пример американской школы моторостроения. В нем сочетаются простота конструкции, выносливость и высокая степень ремонтопригодности.

Переднюю подвеску Blazer можно назвать чисто внедорожной. Она имеет верхние и нижние поперечные рычаги. Последние выполнены из мощных треугольных пластин и по сути являются продолжением защиты картера двигателя. Еще одно преимущество передней подвески - торсионная конструкция. В отличие от пружин торсионы практически не имеют ограничений на ход сжатия или отбоя. Это придает подвеске необычайно большой ход.

И последнее. По данным представителей GM, Россия продолжает оставаться самым крупным потребителем "Блейзеров" в Европе.

Рабочий объем двигателя, куб. см

4300

Мощность, л. с. при об./мин.

199/4500

Крутящий момент, Нм. при об./мин.

353/2800

Разгон до 100 км/час, сек.

10,1

Макс. скорость, км/час

180

Снаряженная масса, кг

1660

Габариты, мм

4435x183x168

Расход топлива, л на 100 км

12,6



У партнеров

    Реклама