Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!
Интервью

Ford Focus, made in Russia

1999

Первый американский автомобиль, сделанный во Всеволожске под Санкт-Петербургом, должен выйти за ворота завода в 2001 году

Собеседник "Эксперта-Авто" - Алан Батти, президент Ford Motor Company по России и странам СНГ. До назначения на этот пост он представлял компанию в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В Индии, Таиланде, Филиппинах и Вьетнаме Ford открыл собственные производства концерна.

- Прежде всего хочу подчеркнуть, что возвращение Ford в Россию, а компания, как вам известно, была здесь представлена в начале века и уже имеет определенную российскую историю, совсем не случайно, - говорит Алан Батти. - Решение об этом было принято еще пять лет назад и является частью нашего глобального плана Ford-2000.

Так вот, я был назначен в Россию в мае прошлого года, должен был завершить переговоры и приступить к организации нового производства во Всеволожске. Теперь представьте, прилетаю в Москву как раз семнадцатого августа, меня встречает водитель и первым делом спрашивает: "Вы сегодняшние газеты читали? Нет? А следовало бы..."

Естественно, пришлось пересмотреть многие аспекты нашей деятельности, на это ушло время с августа по декабрь. До кризиса кампания по продажам была довольно успешной, в девяносто седьмом году мы реализовали более пяти тысяч автомобилей и столько же за первое полугодие прошлого года, но потом продажи упали примерно до ста пятидесяти машин в месяц, а в этом году мы надеемся реализовать лишь около трех тысяч автомобилей. То есть доходы резко сократились, хотя в последнее время дела идут заметно лучше. Вместе с тем, уже создана обширная дилерская сеть (сегодня компанию представляют тридцать три официальных дилера), способная продавать и обслуживать значительное большее количество машин. Словом, учитывая все обстоятельства и, главное, перспективы российского рынка, было принято окончательное решение о создании производства под Санкт-Петербургом. А несколько недель назад наконец подписано инвестиционное соглашение с Министерством экономики России.

- То есть настало время конкретных действий. Каковы же они?

- Создана компания "Ford - Всеволожск", в Петербурге открыт офис, идет процесс организации совместного предприятия с одним из банков. Одновременно завершается подготовка дополнительных соглашений с Ленинградской областью и Всеволожским районом. Я уверен, что никаких проблем не возникнет и примерно через месяц мы подпишем необходимые документы.

- Почему именно Всеволожск? И насколько тесны ваши взаимоотношения с "Русским дизелем"?

- Надо сказать, прежде чем сделать окончательный выбор, наша команда посетила около двухсот российских заводов. И вначале определила регион, Ленинградскую область. Здесь есть незамерзающий порт, что позволяет сократить издержки при транспортировке деталей. Здесь второй по значению рынок сбыта в России. Наконец, это относительно близко к главному на сегодняшний день рынку, к Москве.

Затем начали искать площадку вблизи Санкт-Петербурга и выявили возможность сотрудничества с "Русским дизелем". Этот завод пару лет назад построил несколько новых, по высоким стандартам качества, зданий, но не использовал их. И готов был продать часть площадей. Так что мы оказались соседями. Но пока не планируем быть партнерами по бизнесу. Впрочем, в будущем, возможно, завод сможет стать поставщиком некоторых комплектующих.

- Насколько известно, комплектующие - отдельная проблема, поскольку половину из них через пять лет надо производить в России. Что делается на этом направлении?

- Это действительно проблема, причем, я бы сказал, нелегкая. Потому что в связи с известным постановлением российского правительства номер сто тридцать пять возникает ряд вопросов. Один из самых сложных связан с правами собственности наших традиционных поставщиков, которые находятся в других странах. Скорее всего, мы будем поощрять создание совместных предприятий российских и зарубежных производителей комплектующих, чтобы и те и другие получили в итоге лучшие условия для работы. То есть, по моему мнению, вопросы эти естественные и вполне разрешимые.

С другой стороны, наши сотрудники курсируют по стране в поисках потенциальных поставщиков. Потому что в идеале мы хотели бы достигнуть стопроцентной локализации производства комплектующих в России. Это, естественно, позволит снизить себестоимость автомобиля и защитит нас от курсовых колебаний валюты. Хочу подчеркнуть, что мы крайне заинтересованы в создании российской сети поставщиков, без этого одна стоимость транспортировки способна убить проект.

- Каковы же инвестиции?

- В проекте нет ничего, что выходило бы за рамки сто тридцать пятого постановления. Ford Motor Company вкладывает сто пятьдесят миллионов долларов и налаживает выпуск в России нашего лучшего сейчас легкового автомобиля, Focus. Первый Focus должен сойти с конвейера в первой половине две тысячи первого года. Но этот объем инвестиций рассчитан лишь на годовой выпуск двадцати пяти тысяч автомобилей. Если рынок будет расти, нам не составит труда увеличить производство до ста тысяч и более. Соответственно возрастут и инвестиции.

Должен отметить, что производство будет организовано таким образом, чтобы мы могли в короткие сроки увеличить объемы выпуска. Например, мы не будем по рукам и ногам связаны конструкцией покрасочного цеха, как это случается. Кроме того, пятьдесят гектаров, которые занимает "Ford - Всеволожск", дают возможность для дополнительного развития. Штамповки там пока не будет, поскольку для двадцати пяти тысяч автомобилей это не является необходимостью, но мы уже начинаем искать возможность штамповать в России небольшие элементы, кроме кузова. Словом, вопрос увеличения производства связан лишь с количеством занятых на нем людей, а с трудовыми ресурсами, я полагаю, проблем не будет. Кстати сказать, на заводе уже на первом этапе будет занято около полутора тысяч человек.

С другой стороны, мы, в общем-то, не собираемся бороться за объемы. Наша задача - создать именно тот брэнд, который россияне хотели бы купить. Первые пять-семь лет, я думаю, мы больше времени потратим на качество обслуживания, на то, чтобы наши дилеры обеспечивали наилучший сервис из существующих. Само собой разумеется, что и на самом заводе будет гарантировано высшее качество автомобилей. Среди прочего это потребует обучения работников в Германии.

Кстати, существует неоспоримая истина: одним из основополагающих факторов качества являются люди, которые работают на заводе. А в России, так же как и в Белоруссии, например, уровень образованности самый высокий в мире. Только около одного процента взрослых людей неграмотны. Это тот фактор, которого мы больше нигде не найдем. Поэтому и качество наших сотрудников, если можно так выразиться, будет на порядок выше, чем где бы то ни было. Естественно, что это предполагает наиболее легкое и эффективное обучение. Вот почему я уверен, что качество продукта на наших местных заводах будет выше, чем, например, в Германии.

На мой взгляд, важно и другое: Ford возвращается в Россию не только с лучшим продуктом, но с новейшими технологиями и самыми высокими стандартами производства и качества. Я лично обещал руководству района: они будут гордиться тем, что наше предприятие расположено на их территории, и мы будем лидерами в вопросах сохранения окружающей среды. Места там очень красивые, и мы хотели бы не только сберечь их, но и улучшить экологическую ситуацию.

- Можете ли вы сказать, по какой цене будет продаваться Focus российской сборки?

- Я вижу свою задачу в том, чтобы он продавался по той же цене, по которой сейчас продается белорусский Escort, то есть примерно за тринадцать тысяч долларов.

- Надеюсь, чтобы купить Focus, желающим не придется ждать начала его производства во Всеволожске?

- Конечно, нет. Мы планируем начать официально импортировать Focus с октября. И хотели бы оценить реакцию рынка. К сожалению, учитывая таможенные сборы и налоги, он будет стоить дороже тринадцати тысяч. Но мы постараемся сделать цену как можно более приемлемой и сейчас работаем над этим. Одновременно будет предложен специальный финансовый механизм, который поможет людям купить этот автомобиль.

- Наш журнал уже рассказывал о том, что на рынок пришел Ford Credit, заключивший соглашение со Сбербанком РФ и предложивший лизинговую программу. Вы это имеете в виду?

- Да, и это тоже. Возможно, будут предложены и новые привлекательные схемы расчетов за автомобили.

Вместе с тем, нас поощряет успех Focus в Европе. Я не думаю, что есть существенная разница между рынками, между утонченностью вкуса тех людей, которые покупают Focus в Европе, и тех, которые хотят приобрести его в России. Единственное, что я хотел бы в связи с этим сказать: мне кажется, что здесь рынок более фрагментирован. Если в Европе Ford Focus воспринимается больше как автомобиль для семьи, то я вполне понимаю, что семью в России скорее привлечет машина местного производства, поскольку она более доступна. Поэтому, создавая портрет российского покупателя Focus, а без этого невозможно составить план по маркетингу, надо, я думаю, поднимать планку выше. Мне видится, что наш покупатель - прежде всего человек, который хочет каким-то образом выделиться, ищет что-то особенное. И разница, допустим, в тысячу долларов его, скорее всего, не испугает. Если же он не собирается покупать именно эту модель, то и низкие цены не заставят его это сделать.

В заключение я бы хотел сказать, что наша деятельность в России не является краткосрочной. Мы приходим сюда надолго. Нас спрашивают: почему именно сейчас? Не боитесь ли кризиса? Да, мы кризиса боимся. Но мы видим перспективу не на год или два, а на столетия. Россия, если хотите, является для нас очень эмоциональным местом работы. Поэтому Ford настроен весьма серьезно. Мы просто не можем позволить себе не добиться здесь успеха. Это важно не только для России, но для имиджа компании во всем мире.

Кроме того, компания приходит не с одним брэндом. Например, мы сейчас ведем переговоры с Mazda по поводу официальной продажи автомобилей этой марки в России. Плюс ко всему, Ford - это солидный потребитель многих видов услуг. Например, весь бухгалтерский учет компании ведет одна индийская фирма. Уверен, что и в России мы найдем немало партнеров.

Продажи Ford растут

Чистая прибыль Ford Motor Company во втором квартале составила 2,338 млрд долларов. Этот результат немного уступает аналогичному показателю прошлого года, несмотря на общее увеличение продаж автомобилей (рост достиг 135 тыс. единиц). Всего за три месяца американской компании удалось продать почти два миллиона машин.

Skoda из Удмуртии поспеет к зиме

Совместный проект по выпуску в России автомобилей Skoda вышел на финишную прямую. В Праге подписаны учредительные документы совместного предприятия "Шкода-Ауто-Удмуртия", в котором 75% принадлежат чешской стороне, а 25% - Удмуртии. Председатель правления чешской компании Вратислав Кулганек заявил, что производство машин и комплектующих начнется через четыре месяца. Причем речь идет не только о модели Felicia, о российской прописке которой было известно уже давно, но и об Octavia. До конца года в Ижевске запланировано собрать около трех тысяч машин.

Председатель госсовета Удмуртии Александр Волков сообщил, что цена Felicia составит 5-7 тыс. долларов. Вторая модель обойдется отечественным покупателям в 11-13 тыс. Сегодня импортная Octavia в простой комплектации стоит от 14 тыс. долларов.

Вслед за учредительными документами руководителям СП необходимо подписать инвестиционное соглашение с российским правительством, без него новое предприятие не может рассчитывать на государственные льготы. Пока известно лишь о том, что республиканские власти готовы на пять лет освободить "Шкоду-Ауто-Удмуртия" от всех местных налогов. А согласно информации из осведомленных источников, объем инвестиций к 2003 году может достичь 520 млн немецких марок. К этому сроку предприятие должно производить 80 тыс. машин в год.

«Эксперт Авто» №6 (6)
Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама




    Лидеры ИТ-отрасли вновь собрались в России

    MERLION IT Solutions Summit собрал около 1500 участников (топ-менеджеров глобальных ИТ-корпораций и российских системных интеграторов)

    Химия - 2018

    Развитие химической промышленности снова в приоритете. Как это отражается на отрасли можно узнать на специализированной выставке с 29.10 - 1.11.18

    Опасные игры с ценами

    К чему приводят закупки, ориентированные на максимально низкие цены

    В октябре АЦ Эксперт представит сразу два рейтинга российских вузов

    Аналитический центр «Эксперт» в октябре представит сразу два рейтинга российских вузов — изобретательской и предпринимательской активности.

    Эффективное управление – ключ к рынку для любого предприятия

    Повышение производительности труда может привести к кардинальному снижению себестоимости продукции и позволит российским компаниям успешно осваивать любые рынки

    Рынок новостроек станет чище, а дольщики заплатят за свои гарантии

    Девелоперы предлагают поторопиться с покупкой квартир, поскольку ввиду новых правил долевого строительства новостройки могут подорожать уже к началу будущего года


    Реклама