После кризиса

Москва, 20.09.1999
В ближайшие годы доля новых иномарок на рынке РФ составит около 40 процентов

После кризиса западные автоконцерны всерьез задумались о перспективности российского рынка. Заказали маркетинговые исследования и решили остаться, поскольку, хотя наш рынок даже в лучшие времена не был для них жизненно важным, маркетологи сошлись на том, что в ближайшие годы доля новых иномарок на рынке РФ составит около 40%. И если, согласно прогнозам Минэкономики России, платежеспособный спрос населения уже в будущем году позволит продать полтора миллиона автомобилей, то за 600 тысяч машин уже стоит побороться.

Серых дилеров загоняют в угол

Посткризисная статистика продаж иномарок подтвердила мнение, что в России среднего класса нет. Резко упали продажи новых иномарок ценой от 8 тысяч долларов. Зато объемы реализации престижных и дорогих машин остались практически на прежнем уровне. Падение спроса ударило не только по официальным продавцам, но и по серым дилерам. К примеру, если до августа прошлого года через дилерскую сеть Volkswagen продавалось примерно 40% автомобилей, то в начале года ситуация изменилась с точностью до наоборот. Правда, в московском представительстве немецкого концерна не исключают, что серые дилеры вновь могут усилиться после стабилизации спроса. Чтобы этого не произошло, Volkswagen пытается создать для своих официальных представителей максимально выгодные условия закупки. Это, в частности, прямые договоры с заводами в Германии, по которым российские партнеры концерна не обязаны осуществлять стопроцентную предоплату.

Другой немецкий производитель, BMW, ведет борьбу с нелегальными поставками иными способами. Дело в том, что российский серый дилер не может купить машины непосредственно на заводе. Следовательно, он должен их приобретать у официального продавца на Западе. А при возникновении подозрений BMW может потребовать у дилера отчет, куда ушла та или иная партия автомобилей. В случае, если нарушение доказано, виновник лишается прибыли.

Неофициальные поставщики автомобилей уязвимы и с другой стороны. Предлагаемые ими машины часто не адаптированы к холодам и плохим дорогам. При этом обещанная гарантия нередко оказывается фикцией - авторизованные сервис-центры отказываются осуществлять ремонт. Поэтому экономия в 2-3 тысячи долларов может обернуться для клиента существенными потерями в дальнейшем.

Конечно, есть у "серых" еще один козырь - оперативная реакция на спрос. Показательна ситуация с внедорожниками Mercedes M-класса. Первые партии машин для России оснащались не самыми мощными моторами, что не нравилось потенциальным покупателям. На это мгновенно отреагировали неофициальные продавцы. Но как только в салонах дилеров Mercedes появилась вся гамма моделей, привлекательность неофициального завоза сошла на нет.

Самым основательным борцом с серыми дилерами зарекомендовала себя Volvo. Для шведского концерна трехлетняя схватка привела к победе благодаря применению ряда нестандартных ходов. Например, "на путь истинный" были наставлены крупные неофициальные продавцы, занимавшие ведущие позиции в продажах Volvo на территории России. В 1994 году нелегалы продали более двух тысяч машин, что в два раза превышало официальную реализацию. Через год счет стал равным, а спустя еще год Volvo уже выигрывала с счетом 1590:347. В ближайшем будущем ожидается полный разгром "серых". Сейчас на сервисных станциях вводятся сложные и дорогостоящие системы диагностики, без которых невозможен качественный ремонт новейших автомобилей, таких как S80. Естественно, что программное обеспечение, обновляемое каждые полгода, будет поставляться только официальным продавцам. И серые дилеры просто не смогут обслуживать машины.

Пожалуй, оптимальный метод борьбы "с нелегалами" выбрала французская Renault. В представительстве компании сообщили, что у них вообще нет данных о серых дилерах. Причина проста: официальным продавцам предоставляются настолько выгодные условия, что закупать автомобили где-то за границей, а затем везти их в Россию экономически невыгодно. К примеру, Megane Classic стоит у нас дешевле, чем во Франции или Германии.

Положение серых дилеров усугубляется тем, что государство оставляет все меньше лазеек для недорогой таможенной очистки автомобилей. А ведь благодаря этому неофициальные продавцы добивались значительного (до 40%) снижения розничных цен. Закрыт "чернобыльский коридор", лишены льгот граждане России, прожившие за границей более полугода. Разумеется, кое-какие лазейки остались, и неофициальные продавцы не собираются сворачивать бизнес. Впрочем, и в "серых" есть прок: они, например, заставляют производителей поставлять на рынки разных стран именно ту продукцию, которую требуют потребители.

Трудная дорога в гору

Многие иностранные компании до сих пор отказываются сообщать точные данные о продажах в России. Это вызывает недоумение, поскольку на любом цивилизованном рынке из таких данных не делают тайны. Тем не менее некоторые представительства секретничают, ссылаясь на завышение показателей конкурентами. Видимо, истинные причины кроются в объемах реализации, о которых говорить просто стыдно. Еще в начале года многим казалось, что официально продавать новые автомобили невыгодно. Автогиганты, реализующие миллионы машин во всем мире, довольствовались в России лишь десятками.

Пожалуй, единственным положительным моментом кризиса стало серьезное снижение цены многих автомобилей. Год назад в сектор машин до 10 тысяч долларов входило всего 14 моделей. Сегодня стало почти вдвое больше.

Первую скрипку на рынке иномарок по-прежнему играют корейские производители. Их довольно дешевые машины становятся еще более доступными благодаря массовой сборке на предприятиях России и СНГ. Лидирует Daewoo, многомиллиардные долги которой не мешают активно продавать на российском рынке модели, собранные в Ростове-на-Дону, в Узбекистане и на Украине. Бестселлером компании до недавнего времени была Nexia, не ставшая популярной в Западной Европе, но нашедшая поклонников в Восточной. Буквально за два года машина подешевела в два раза, что позволяет ей почти на равных конкурировать с продукцией из Тольятти и Нижнего Новгорода. Daewoo принадлежит и самая доступная на нашем рынке микролитражная модель Tico, цена на которую упала с 8000 до 3700 долларов за базовую комплектацию. Неплохо продается и подешевевший до 8800 долларов Espero, который можно отнести к автомобилям бизнес-класса. Невысокая цена объясняется не только малыми затратами на производство и таможенными льготами, но и устарелостью моделей. И Nexia, и Espero созданы на платформе Opel Kadett и Ascona, выпускавшихся в восьмидесятые годы.

Впрочем, это мало смущает российских потребителей, которые приобрели в прошлом году более 16 тысяч автомобилей Daewoo. Результат текущего года окажется, несомненно, скромнее, хотя и он должен вызвать зависть конкурентов. За семь месяцев южнокорейский концерн продал 5673 машины. Причем Espero удалось обогнать Nexia на 913 штук. Затем со значительным отставанием следует Leganza, разработанная три года назад совместно с компанией Ital Design (263 машины). Автомобиль относится к наиболее комфортабельным моделям Daewoo. Его производство постепенно осваивается в Ростове-на-Дону.

Нетрудно посчитать, что если продажи пойдут такими же темпами, то к концу года более 10 тысяч человек станут владельцами новых корейских автомобилей. И концерн удержит абсолютное лидерство на рынке России.

В 1998 году Skoda Auto реализовала на российском рынке 6737 автомобилей против 9157 годом раньше. Сейчас продажи вновь упали. Бывший лидер скатился вниз "турнирной таблицы". За семь месяцев реализовано лишь 534 автомобиля. Симптоматично, что более дорогая Octavia заметно опережает популярную некогда Felicia.

Ford за январь-июнь продал 666 автомобилей. Самой популярной моделью по-прежнему остается Escort. На его долю приходится 30% продаж. Второе место занимает Mondeo, 20,1%. Третья позиция у микроавтобусов Transit (27%). По этим данным видно, что американской компании вряд ли удастся достичь прошлогоднего уровня реализации, когда было продано более пяти тысяч машин.

Шведская Volvo, сбывшая в прошлом году 1279 машин, пока отстает от прежних результатов. К середине августа реализовано 400 автомобилей. Отрадным фактом в представительстве компании считают продажу 56 седанов S80, дебютировавших год назад.

Значительно лучше обстоят дела у немецкого концерна Volkswagen, который с января по август смог продать 1783 автомобиля. Бестселлером компании стал Golf четвертого поколения, который выбрали 648 человек. Затем следует Passat (только в августе 97 машин, рекорд). Причем в последний месяц лета эта, прямо скажем не самая дешевая, модель обогнала даже Golf. Статистика продаж Volkswagen лишний раз подтверждает факт, что в России до сих пор не пользуются спросом маленькие машины. За восемь месяцев удалось продать лишь один Lupo, невероятно популярный в Европе. Да и New Beetle оказался не лучшей моделью для нашего рынка - всего семь машин.

А вот входящая в концерн Volkswagen Audi имеет отличные результаты. Если в прошлом году было продано 119 автомобилей, то на 1 сентября 1999 года - уже 215. Такой рывок связан в первую очередь с временным понижением для российского рынка цен на полноприводные модели.

Сильные и довольно стабильные позиции сохраняют японские производители. За восемь месяцев Nissan удалось реализовать у нас 2803 автомобиля, из них 1230 Аlmera. Мitsubishi продала за восемь месяцев 1902 автомобиля. Наиболее успешная модель - Carisma. Приблизилась к итогам прошлого года Honda, сделавшая ставку на внедорожник CR-V. Этот маленький вездеход пользуется стабильным спросом, на его долю приходится 70% из 550 проданных за семь месяцев машин.

Пожалуй, лучше других чувствует себя Mercedes-Benz, планирующий не только повторить, но и улучшить прежние достижения. Генеральный директор московского отделения концерна Герхард Хильгерт уверен, что компания продаст 1403 автомобиля (итог 1998 года - 1361 автомобиль). Точность в прогнозах объясняется заказами дилеров. На конец августа через сеть официальных продавцов реализовано 908 машин.

Наступление продолжается

Если не брать в расчет традиционных отечественных производителей, то наибольшую активность в послекризисный год проявили иностранные компании, осуществляющие в России совместные проекты. Особенно это касается корейцев. Но уже совсем скоро им придется ощутить серьезную конкуренцию со стороны европейских и американских лидеров автомобилестроения. Собранные в России Renault Megane Classic и Opel Vectra уже продаются в салонах официальных дилеров.

На подходе еще несколько проектов, способных перекроить российский авторынок. Речь идет о возобновлении проекта FIAT - ГАЗ "Нижегород Моторз". По сообщению "Интерфакса", в обновленный бизнес-план заложен более длительный срок окупаемости и снижение минимальной стоимости автомобилей (на 30% от первоначальных 12 тысяч долларов). Решено также отказаться от выпуска Siena как слишком дорогой для России. Сохранится выпуск универсала Palio Weekend и появится новый, более дешевый вариант хэтчбека Palio. Сборка автомобилей из готовых комплектов скорее всего начнется в феврале 2000 года.

Об СП "Форд - Всеволожск" "Эксперт-Авто" рассказывал в пошлом выпуске. В начале 2001 года здесь будет произведен первый Focus. Не собирается отказываться от проекта в Ижевске и Skoda. Согласно заявлению представителей чешской компании, уже до конца 1999 года в России должны собрать и продать около трех тысяч автомобилей Felicia и Oktavia.

Несмотря на объективные трудности, с которыми сталкиваются совместные производства, основу российского авторынка в ближайшем будущем составит именно их продукция.

У партнеров

    «Эксперт Авто»
    №7 (7) 20 сентября 1999
    N07 (7) 20 сентября
    Содержание:
    Реклама