Компания номер один

Москва, 20.09.1999
«Эксперт Авто» №7 (7)
Штрихи к портрету General Motors

Перед моей поездкой в Детройт один умный человек заметил: "Писать о General Motors - все равно, что о смысле жизни". Очень скоро я получил прекрасную возможность убедиться в справедливости этих слов. Завод, технологический центр, подразделения, создающие автомобили будущего, музей, многочисленные беседы, в том числе с высшими руководителями корпорации, - все это не столько утоляло, сколько разжигало интерес к крупнейшему в мире производителю. Что стоит за почти вековой историей, за сухой цифрой годового оборота в 150 миллиардов долларов, как удается заставить гигантский механизм с производствами в семидесяти странах работать с точностью швейцарских часов, наконец, насколько велика роль GM в мире и какое место в ее планах отводится России? Едва ли возможно исчерпывающе ответить на подобные вопросы. Поэтому даже информация из первых рук и личные впечатления - лишь штрихи к портрету компании номер один в мировой табели о рангах.

Рассказом о General Motors, который будет завершен в октябрьском выпуске "Эксперта-Авто", мы продолжаем серию публикаций о крупнейших мировых производителях автомобилей.

Cadillac в вашем распоряжении, добро пожаловать в Понтиак!

Уже стемнело, когда мы с директором по связям с общественностью "GM - Россия" Дмитрием Шульгой (что бы я делал без него в Америке?!) добрались до одного из паркингов Детройтского аэропорта. Улыбающийся диспетчер, с некоторым недоумением повертев в руках мое российское водительское удостоверение, все-таки выдал конверт с ключами от роскошного молочно-белого Cadillac STS. Между прочим, самого мощного переднеприводного автомобиля в мире. Стоило мне погрузиться в обшитое нежнейшей телячьей кожей водительское сиденье, как я почувствовал себя истинным гостем GM.

В довольно плотной программе нашего пребывания в Детройте вечер прилета был обозначен словами "тест-драйв". К сожалению, рамки репортажа из цитадели американского автомобилестроения не позволяют сколько-нибудь подробно рассказать об этой машине. Ограничусь поэтому лишь общими словами: поверьте, замечательный автомобиль, своего рода воплощение американской мечты и американского образа жизни. Впрочем, мне доводилось ездить на нем по Москве - столь же прекрасные ощущения. Это безупречный комфорт, это уровень, к которому стоит стремиться. А что касается "тест-драйва", то он продолжался почти неделю: ровно столько, сколько мы находились в США, Cadillac, к огромному удовольствию автора, был в нашем полном распоряжении. Как-то незаметно наездили мы на нем добрых 500 миль.

Первая поездка состоялась уже следующим утром в небольшой городок Понтиак под Детройтом, на завод по производству пикапов, без преувеличения, самого популярного средства передвижения на континенте. Cреднее по размерам (по масштабам GM) предприятие, общая протяженность конвейеров которого составляет 25 миль! И одно из ведущих в корпорации по производительности труда. Три с половиной тысячи человек выпускают здесь в сутки 1300 автомобилей, то есть около четырехсот тысяч машин в год. Собирают они сразу несколько модификаций Chevrolet и GMC - с двухдверными и трехдверными кабинами, задне- и полноприводные, грузоподъемностью от 1/2 до 3/4 тонны. Для сравнения: в Тольятти, если мне не изменяет память, трудятся около ста тысяч человек, делающих в год около семисот тысяч "Жигулей". Даже если принять во внимание, что на берегу Волги вынуждены не только собирать автомобили, но и изготавливать двигатели, трансмиссии и прочее, что в Понтиак приходит в готовом виде, все равно разрыв весьма существенный.

О производительности разговор особый. Мы прошли практически по всему конвейеру, и то, как работают люди, было самым ярким впечатлением. Чисто субъективно и искренне: ни на одном другом заводе иных компаний - ни в России, ни в Америке, ни в Германии, где довелось побывать, - столь четко организованной и столь напряженной работы мне наблюдать не доводилось. От места, где на автомобиль устанавливают автоматическую коробку передач, меня буквально оттягивали за рукав. Потому что я не мог поверить своим глазам: двоим рабочим нужно секунд двадцать, чтобы с помощью тельфера зацепить, поднять, переместить, опустить на раму и как положено закрепить трансмиссию весом в несколько сотен килограммов. Я поймал себя на мысли, что ни за какие деньги просто не смог бы так работать и уж точно через полчасика потребовал бы перекур.

И еще одна простая мысль пришла в голову: именно здесь и находится то место, где куется благосостояние Америки. Во всяком случае, существенная его часть. Когда видишь, как здесь работают, перестаешь спрашивать, откуда деньги.

А чего стоит "эргономическое кресло" (на снимке), подвешенное на специальном креплении и позволяющее рабочему по мере надобности передвигаться параллельно конвейеру? Оно появилось совсем недавно и является плодом совместного творчества рабочих, инженеров и менеджеров. Прежде человеку приходилось, привинчивая что-то очень нужное, много передвигаться и часто наклоняться. В результате у него уставали ноги, побаливала спина и он обращался в медицинский пункт. Теперь рабочий перемещается в кресле, оборудованном специальными ящиками для расходных материалов. Производительность труда на этом участке, между прочим, резко возросла.

Кстати, о деталях. На каждом рабочем месте существует запас из восьми комплектов. Как только он начинает иссякать, сборщик нажимает кнопку, и запас пополняется. У завода 260 поставщиков из разных регионов и стран. Но если еще недавно запас комплектующих всегда был на четыре дня, то теперь - на четыре часа. Зачем занимать лишние площади под склады, если можно обеспечить четкий график поставок?

И еще один штрих, чтобы завершить разговор о производительности. За последние несколько лет заводу удалось только за счет внутренних резервов увеличить выпуск примерно на 400 автомобилей в сутки. Работа здесь организована в три смены, технологический перерыв между сменами 22 минуты, чтобы успели освободиться обширные стоянки для автомобилей, на которых подъезжают работники.

Несколько слов о качестве. Разумеется, на ключевых этапах - доштамповки, сварки, соединения узлов и агрегатов и т. п. - за всем следит электроника. Помимо этого существует так называемый корпоративный аудит. Наконец, за качеством пристально следят независимые эксперты и общественный совет.

Гари Пурман и другие

В экскурсии по предприятию нас сопровождал главный администратор Гари Пурман (на снимке). Он признался, что на этот завод гостей, тем более журналистов, приглашают крайне редко. (Вообще-то и меня привело сюда стечение обстоятельств: на Cadillac шла подготовка к выпуску новой модели, а то бы я оказался именно там. Впрочем, ничуть не жалею, что побывал в Понтиаке.) Так вот, Гари давал пояснения настолько ясно и вдохновенно, словно рассказывал о чем-то бесконечно ему дорогом. Наверное, так оно и есть. Выяснилось, что господин Пурман - джиэмовец в третьем поколении. Его дед, ремесленник Игнасио, пришел трудиться на GM в 1919 году и проработал до 72 лет. И отец отдал корпорации 38 лет жизни. А три года назад в компанию пришел и сын моего гида.

Честное слово, никак не ожидал встретиться с трудовой династией. В советские годы мне доводилось выполнять задания редакции и делать заметки на подобные темы. Помню, как клещами вытаскивал из "славного представителя" ни ему, ни мне не нужные признания вроде: "Не только же ради денег работаем..." Представьте, насколько странно мне было слышать практически ту же мысль из уст американца, причем без намека на нажим с моей стороны. Вот почти дословная цитата: "Знаете, ведь не только за деньги мы работаем. Мы делаем автомобили - это культура Детройта. А разве не доставляет радость видеть, как наши пикапы обгоняют по популярности легковые машины?.." Последнее замечание - сущая правда для Америки, где за последние годы спрос на этот тип автомобилей утроился.

Ну и все же, сколько получают за свой труд рабочие вот этого конкретного завода? Надо сказать, что подавляющее большинство, 3200 человек из 3488, находятся на почасовой оплате. Она средняя по стране: 23 доллара в час, если не считать всевозможных социальных гарантий, и 40 долларов, если вместе с ними. Гарантии - это полная медицинская страховка плюс различные программы, от оказания финансовой и юридической помощи и бесплатного обучения на степень бакалавра и магистра, до программ лечения алкоголизма и наркомании. К тому же рабочие могут рассчитывать на приобретение автомобиля со скидкой. По словам директора по персоналу Джона Майерса, реально рабочие зарабатывают вдвое больше, чем значится в трудовом соглашении.

В заключение этой части репортажа напомню, что именно на базе пикапов, которые делают в Понтиаке, собирают знаменитые и в России Tahoe и Suburban. На предстоящем в январе будущего года Детройтском мотор-шоу будут показаны новые двигатели объемом 6,6 л и новые механическая шестиступенчатая и автоматическая пятиступенчатая коробки передач для этих монстров. А всего в ближайшие пять лет General Motors планирует представить более сорока новых моделей пикапов и внедорожников на их основе. Причем это будут не только версии уже известных автомобилей, но и машины, созданные на основе совершенно новых платформ.

Продолжение репортажа из Детройта читайте в следующем выпуске "Эксперта-Авто".

Сенсации от Powertrain

Powertrain - крупнейшее подразделение General Motors, в котором трудятся 76 тысяч человек. Они придумывают и делают двигатели и трансмиссии для всей гаммы автомобилей, которые выпускает корпорация во всех странах мира.

"Эксперт" стал первым журналом, которому Рик Донаган (на снимке), директор Powertrain по маркетингу, показал новейший двигатель LS1-V8 (VORTEC 57.00) объемом 5,7 л и мощностью 430 л. с. Именно этот силовой агрегат решено использовать на всех гоночных автомобилях Американской гоночной ассоциации.

Кроме того, он поделился еще одной сенсацией: у Suburban появится новый мотор, V8 объемом 8,1 л. Впервые он будет представлен на Детройтском автосалоне в январе. Пока на рынке нет ничего подобного.

В следующем выпуске "Эксперта-Авто"

Продолжение рассказа о General Motors: беседы с президентом корпорации Ричардом Вэгонером и главным экономистом Мустафой Мохатаремом; скандал с иском в пять миллиардов долларов и комментарий вице-председателя совета директоров GM Гарри Пирса; поездка в электромобиле и репортаж из технологического центра.

Кроме того, в выпуске: репортаж с автосалона во Франкфурте и тест-драйв новейшего купе от Mercedes.

"Эксперт-Авто" выражает благодарность Службе международных информационных связей корпорации General Motors за помощь в организации бесед и подготовке материалов о GM.

У партнеров

    «Эксперт Авто»
    №7 (7) 20 сентября 1999
    N07 (7) 20 сентября
    Содержание:
    Реклама