Заговор титанов

Автосалон
Москва, 18.10.1999
Крупнейшие мировые производители делают ставку на малый класс

Чередующийся с парижским, автосалон во Франкфурте относится к самым представительным автосмотрам. Только мировых премьер в этом году здесь было пятьдесят две. Описать все в рамках одного репортажа невозможно. А вот выявить на фоне происходящего на салоне основные тенденции автомобилестроения весьма интересно. Первое, на что обращаешь внимание - великое разнообразие спортивных модификаций серийных автомобилей. Второе - появление однообъемных мини-вэнов в производственных программах компаний, которые прежде не занимались их выпуском. Наконец, и это, пожалуй, главное, практически все крупные производители представили новые модели малого класса.

Хозяева поля

Естественно, в Германии с особенной силой проявились амбиции немцев. Чего стоит хотя бы впечатляющая своими масштабами экспозиция Mercedes-Benz. Среди премьер отметим динамичную А190, мотор которой объемом 1,9 л развивает мощность 125 л. с. До 100 км/час этот маленький Mercedes разгоняется за 8,8 сек, а его максимальная скорость составляет 198 км/час. В числе новинок прототип суперкупе Vision SLR Roadster, а также S-класс с новыми двигателями и Е-класс после рестайлинга. Крупным российским чиновникам и нуворишам наверняка придется по душе модель S600 с 12-цилиндровым силовым агрегатом мощностью 367 л. с. До 100 км/час новый "шестисотый" разгоняется всего за 6,3 сек. при максимальной скорости в 250 км/час. В отличие от многих конкурентов Mercedes не привез во Франкфурт революционных малолитражных новинок. Но ему это и не нужно.

Как гром среди ясного неба была воспринята мировая премьера малолитражной модели Сhrysler Java. Уже сейчас многие эксперты предсказывают ей отличные продажи в Европе. Первые образцы Java появятся в европейских странах к 2002 году. Таким образом Daimler/Chrysler окажется представленным во всех секторах рынка и победить этого монстра будет крайне трудно. Java - пока концептуальная разработка, но уже известно, что на машину будет установлен четырехцилиндровый двигатель мощностью 80 л. с. и 18-дюймовые колеса с шинами размером 185/50. Максимальная скорость малолитражки из США составит 170 км/час. А до "сотни" автомобиль будет разгоняться за 12,9 сек.

Жесткая конкуренция в малом классе подталкивает других производителей к активным действиям. Речь, в частности, идет об Opel, входящей в GM. Компания ответила концептуальной разработкой, получившей индекс G90. Вес машины всего 750 кг. Кроме оригинального дизайна модель выделяет новый двигатель объемом 973 куб. см, который отличается рекордно низкими вредными выбросами в атмосферу. Трехцилиндровый агрегат развивает мощность 60 л. с., что позволяет разгоняться до 180 км/час. Разгон до 100 км/час занимает 14 сек. Для любителей более динамичной езды будет предложена версия с силовым агрегатом 1,2 л (75 л. с.). Его максимальная скорость больше на 20 км/час. В автомобиле с комфортом разместятся четыре человека. Небольшой G90 оснащен 17-дюймовыми литыми дисками, которые в последнее время становятся привычным атрибутом автомобилей малого класса.

Однако моделью настоящего, а не будущего, стало новое купе Astra. Серийное производство намечено на 2000 год. Машина будет предлагаться с тремя вариантами двигателя: 1,8 л (максимальная скорость 205 км/час), 2,2 л (215 км/час) и двухлитровый с двумя турбинами (190 л. с., 240 км/час). Немецко-американский концерн продемонстрировал также новый вариант Omega, о котором "Эксперт-Авто" рассказывал в предыдущем номере.

О том, каких принципов придерживается Opel, создавая автомобили ХХI века, говорит Роберт Хендри, председатель совета директоров Adam Opel AG:

- Принципа четыре: хорошая динамика, внешняя привлекательность, высокий уровень комфорта и доступность новых технологий. Последнее означает, что самая передовая техника должна предлагаться потребителю по приемлемой цене. Думаю, что эти принципы обязательно сохранятся и через десять лет.

- Как сегодня обстоят дела с продажами в различных регионах?

- Прежде всего рост отмечен на рынках Европы. Благодаря новой Astra и Zafira производство выросло на восемьдесят тысяч автомобилей. Данные о регистрации новых машин в Западной Европе свидетельствуют об увеличении реализации на 6,7 процента. Таким образом, наша рыночная доля увеличилась с 10,6 до 10,9 процента. Самый впечатляющий рост отмечен в Греции (98,2 процента), Португалии (43,6 процента), Испании (31,1 процента).

- Не опасаетесь ли вы, что спрос может превысить предложение?

- Нам это не грозит, потому что мы разворачиваем строительство нового завода в Рюссельсхайме, работа на котором начнется в две тысячи втором году. Проект потребует инвестиций в размере восьмисот двадцати миллионов немецких марок. Предприятие станет образцом самого совершенного автомобильного производства в Европе. Но это будет не единственное серьезное капиталовложение. С помощью головной корпорации General Motors в ближайшие четыре года объем европейских инвестиций превысит восемь миллиардов долларов, из которых пять с половиной миллиарда достанется Германии, - подытожил г-н Хендри.

Верность моделям малого класса подтвердил во Франкфурте и Volkswagen. Одной из новинок стал обновленный Polo, который появится в продаже через несколько месяцев. (О тест-драйве этой модели читайте в следующем выпуске "Эксперта-Авто".) Получила дальнейшее продолжение и тема карликового Lupo. Теперь любителям экзотики предлагается модификация со средним расходом топлива 3 л на 100 км. И таких уже нашлось немало. За первые девять месяцев с начала производства концерн принял 2500 заказов. Тот же двигатель устанавливается на Arosa Seat.

Франкфуртская выставка совпала с выпуском стомиллионного автомобиля Volkswagen. Юбилейной машиной, конечно, оказался New Beetle.

Volkswagen устроил в Германии мировую премьеру лимузина Concept D. При разработке команда дизайнеров под руководством Хартмута Варкусса старалась соединить в четырехдверном концепте спортивность и роскошь. На новой модели установлен двигатель, который нельзя встретить на других машинах высшего класса: V-образный 10-цилиндровый дизель с прямым впрыском топлива. Рабочий объем - 5 л (мощность 313 л. с. при 4000 об./мин.).

По популярности стенд дочерней Skoda ничуть не уступал экспозиции Volkswagen. Публика рассматривала премьерную модель Fabia, призванную заменить на конвейере Felicia. Конечно, интерес к чешской продукции подогревался многочисленными танцевальными шоу и свежим пивом, но и сами экспонаты заслуживали пристального внимания. Fabia разработана на базе новейшего Volkswagen Polo. Можно быть уверенным, что машина будет неплохо продаваться в Европе. Это подтверждает опыт реализации Felicia. Skoda заняла очень выгодную нишу, продавая вполне добротную продукцию по низким ценам: Felicia с фольксвагеновским мотором 1,6 л в дорогой комплектации стоит на западноевропейском рынке около 11600 долларов. А самая спартанская комплектация (мотор 1,3 л) обойдется немцу или французу в 8000 долларов. За эти деньги можно купить малопрестижную корейскую модель или японскую микролитражку. Fabia наверняка заинтересует и российских потребителей. Тем более что автомобиль, вполне вероятно, будет производиться на совместном предприятии в Ижевске.

Другой представитель концерна Volkswagen, компания Audi, удивила малолитражной моделью А2. Вес машины всего 895 кг. Для нее предлагается новый турбодизель объемом 1,4 л. Средний расход топлива - 4,2 л на 100 км. До скорости 100 км/час дизельная А2 разгоняется за 12,1 сек. Кроме того, покупатель может выбрать бензиновый мотор с расходом 6,1 л на 100 км и мощностью 75 л. с. Любопытно, что ускорение до "сотни" занимает у бензиновой модификации всего на 0,1 сек. меньше, чем у дизельной. А максимальная скорость вообще одинаковая - 173 км/час. В Европе на А2 будет распространяться 12-летняя гарантия от сквозной коррозии. Кузов изготовлен из алюминия.

Но на этом список новинок от Volkswagen не кончается. Преподнес сюрприз испанский Seat, привезший во Франкфурт модель Leon. Согласно маркетинговым исследованиям, покупателями этой машины станут молодые динамичные люди, которые успели обзавестись семьей. На выбор разработчики предлагают сразу шесть двигателей. Самый слабый из них - 1,4 л (75 л. с.), самый сильный - 1,8 л (180 л. с.). Максимальная скорость нового Seat достигает 229 км/час, а до 100 км/час он разгоняется за 7,7 сек. Скоростная модель будет оснащаться шестиступенчатой коробкой передач. Есть и полноприводная модификация. На стенде Seat присутствовали также рестайлинговые версии Ibiza и Cordoba. На суд публики был представлен и спортивный полноприводный автомобиль Toledo Cupra с силовым агрегатом VR6 мощностью 204 л. с., максимальная скорость машины - 328 км/час.

Сразу три премьеры продемонстрировал BMW: Z8, М3 и Touring третьей серии. Последняя модель оснащается новым дизелем с непосредственным впрыском мощностью 184 л. с. Z8, на котором лихо разъезжает Джеймс Бонд, разгоняется до "сотни" всего за 5 сек. и набирает 250 км/час. Новые BMW третьей серии отныне будут продаваться в трех комплектациях: "спорт", "комфорт" и "наивысший комфорт".

Другой немецкий производитель, Porsche, представил две новинки. Первая - Boxter S c новым 252-сильным мотором. Вторая - полноприводная модификация модели 911, на которую устанавливается двигатель 3,6 л. с. двумя турбонаддувами. Мощность этого чудовищного агрегата - 450 л. с. Ставка на Boxter вполне понятна. Ведь буквально через год после представления этой модели в 1996 году фирма Porshe установила небывалый для себя рекорд продаж - 30 тыс. машин, что приблизительно в полтора раза больше уровня последних лет. Как известно, кур, которые несут золотые яйца, не режут. Чтобы удовлетворить огромный спрос, компании пришлось перенести часть производства в Финляндию на завод Valmet.

Европейские соседи

Fiat Punto нового поколения стал одним из главных экспонатов Франкфурта. В этой машине новое все - от кузова до гаммы моторов. Предлагается два вида двигателей объемом 1,2 л и мощностью 60 и 80 л. с. Для тех, кого не устраивают эти средние технические данные, итальянцы предлагают спортивный Punto. Его мощность - 131 л. с. Чтобы разогнаться до 100 км/час, необходимо затратить 8,6 сек. Спортивность автомобиля, способного набрать 205 км/час, подчеркивают низкопрофильные шины.

Lancia Libra, дебютировавшая в Германии, призвана заменить на конвейере модель Dedra, созданную на базе Fiat Marea. Предлагается она с тремя бензиновыми моторами мощностью 103, 131 и 154 л. с. и двумя дизельными - 105 и 134 л. с.

А у французской Peugeot появился новый флагман модельного ряда, получивший индекс 607. Он призван заменить модель 605, построенную на удлиненной платформе 406. На выбор предлагается четыре мотора, самый мощный из которых развивает 240 л. с.

Во Франкфурте было немало спортивных автомобилей на базе небольших серийных машин. Например, Renault не удержалась от создания двухлитрового Clio со 170-сильным двигателем. Другой новинкой, вызвавшей неподдельный интерес, стал полноприводный мини-вэн Scenic. Приятно, что его мировая премьера состоялась не в Германии, а на московском автосалоне. Кроме того, в самые кратчайшие сроки концепт-кар Avantime, представляющий собой помесь купе и мини-вэна, превратился в серийный образец. Известно, что он будет оснащаться V-образным шестицилиндровым мотором мощностью 210 л. с.

Citroen в ответ на машину конкурента предложил компактный мини-вэн Xsara Picasso. Это семиместный автомобиль с возможностью установки двух бензиновых и двух дизельных моторов. Причем в Европе наверняка будут пользоваться популярностью именно дизели. Самый сильный из них - 110 л. с. при объеме 2 л.

И все же будущее за гольф-классом. Так считает Ингвар Свигам, директор Ford Europe по маркетингу, продажам и сервису: "Я думаю, что любая автомобильная продукция будущего века должна соответствовать нескольким требованиям, главные из которых - сокращение вредных выбросов, экономия топлива и утилизация как расходных материалов, так и самих машин. На мой взгляд, наиболее популярными в Европе останутся небольшие автомобили типа Volkswagen Golf, Opel Astra и, конечно же, нашего Ford Focus, который уже предпочли полмиллиона европейцев. Аналитики считают, что этот сегмент в ближайшем будущем значительно расширится".

"Нынешний год, - подчеркнул господин Свигам, - без преувеличения можно назвать годом расцвета европейской экономики. Гигантский рынок Старого Света будет развиваться и дальше, правда, за счет новых ресурсов. В частности, если сохранится стабильная ситуация, то в таких странах, как Германия и Англия, заметного роста автомобильных продаж не произойдет. А вот реализация во Франции и Италии должна увеличиться. Но главный потенциал будущего должен сосредоточиться не на западе, а на востоке Европы. Речь в первую очередь идет о Польше и России. К перспективным рынкам также относится Греция".

В качестве шоу-стопера на стенде Ford выступал концепт FC5, производство которого намечено на 2004 год. Принцип работы двигателя нового автомобиля очень сложен. В результате химических реакций с участием метанола и водорода вырабатывается электричество, которое питает силовой агрегат. Предполагается, что его динамика не будет уступать динамике бензиновых моделей. К тому же в новинке на 15% больше деталей, подвергающихся утилизации. Но главное в том, что компания Ford связывает свое будущее с машинами малого класса, ведь FC5 создан на базе модели Focus.

Вторую жизнь обрела фордовская модель ST200, которая пойдет в серию в начале следующего года. Среди новаций - переработанный двигатель V6 объемом 2,5 л, мощность которого увеличена со 170 до 205 л. с. Максимальная скорость "американца" - 230 км/час. Для улучшения устойчивости ST200 будут оснащать 17-дюймовыми литыми дисками.

Японская экспансия

Главным событием на стенде Nissan стала премьера абсолютно новой Almera. Глава европейского подразделения концерна Ян Гибсон заявил, что машина представляет собой первую в малом классе модель Nissan, созданную в Европе специально для местного рынка. Выпускаться она будет на заводе в Англии, а цена новой машины должна возрасти по сравнению с предыдущей версией лишь на 3-5%. Дизельные модификации планируется оснащать моторами, поступающими из филиала в Барселоне. А для японского и североамериканского рынков разработаны оригинальные версии.

Almera не единственная ставка японской компании на рынке Старого Света. Десять новых моделей, которые будут представлены в самое ближайшее время, дадут старт экспансии Nissan на континенте. В частности, речь идет и о другой франкфуртской премьере - однообъемном мини-вэне Tino, сконструированном на базе Almera. Руководители фирмы уверены, что в 2000 году им удастся побить прежние рекорды продаж. И все же Nissan делает основную ставку на объединение с Renault и на Восток. Об этом мы говорим с Питером Слейтером, вице-президентом по маркетингу Nissan Europe:

- Создание международных альянсов - главная тенденция современного автомобилестроения. Последние годы характеризуются уменьшением прибыли производителей, поэтому перед всеми концернами, в том числе и нашими, стоит задача увеличения объемов производства. И хотя рынок Западной Европы по-прежнему растет на полпроцента в год, скоро продажи пойдут вниз. А в подобной ситуации выжить без объединения усилий будет крайне сложно.

- Почему же не произошло полного слияния Renault и Nissan?

- Между нашими компаниями существует большой разрыв. У Renault все в порядке, а Nissan переживает нелегкие времена. Именно поэтому участие французской фирмы в виде обладания тридцатью семью процентами наших акций наиболее целесообразно. Renault осуществляет и оперативное руководство. Если Nissan выздоровеет, у него появится возможность выкупить акции у французов. Но полное слияние пока не планируется.

- Какие рынки Nissan считает приоритетными?

- Сегодня это, без сомнения, Польша, где с января по август продано пять тысяч пятьсот восемьдесят пять автомобилей. В России же показатели почти в два раза меньше. Тем не менее я думаю, что в скором времени ваша страна должна стать главным рынком Восточной Европы.

Иногда кажется, что автомобили разных компаний создают одни и те же люди. Как и Nissan со своим Tino, Toyota разработала микровэн на базе малютки Yaris. Малыш Verso получился симпатичным. Он укомплектовывается двигателем 1,3 л (85 л. с.). Максимальная скорость с ручной коробкой передач - 165 км/час. Понятно, что с автоматом показатели окажутся несколько худшими. Расход топлива при смешанном цикле движения составляет 6,7 л/100 км. Значительно увеличить объем салона можно за счет полностью складывающихся задних сидений. Приятно удивляет минимальный радиус разворота, который наверняка оценят жители мегаполисов, - всего 5,1 м.

Для тех, кому маленькие автомобили не по душе, Toyota предложила новую Celica с двигателем 1,8 л (142 л. с.). Новшеств много, главные из них - увеличенная колесная база, что делает машину более стабильной, и некоторое уменьшение длины кузова. До "сотни" Celica, оснащаемая шестиступенчатой коробкой передач, разгоняется за 8,7 сек. А если не отпускать педаль акселератора и дальше, то стрелка спидометра покажет 205 км/час.

Весной следующего года в продаже появятся первые образцы родстера MR2 с мотором 1,8 л, который весит чуть меньше тонны. Несмотря на не очень большой объем силового агрегата, всего 7,9 сек. требуется для набора 100 км/час. Максимальная скорость достигает 210 км/час. Средний расход топлива в городе составляет 10,5 л.

Mazda предложила многофункциональный автомобиль MPV, вмещающий семь человек. Серьезность ориентации компании на машины этого класса подтвердил и премьерный показ сразу двух прототипов "однообъемников" Neospace и Nextourer, предназначенных для длительных, но комфортабельных путешествий. Впервые такие машины появились в США, но в последние годы приобретают невиданную популярность у производителей Европы и Японии.

Корейцы бросают перчатку

Франкфурт, пожалуй, позволяет говорить о появлении корейского стиля в автомобилестроении. Примером может служить концепт Kia, мини-вэн Carens, созданный на базе модели Shuma. Он оснащается 110-сильным мотором объемом 1,8 л. Корейцы дали понять, что их не устраивает роль производителей дешевых малолитражек. Подтверждением служит модель Roadster с мотором 1,8 л, которая разгоняется до 100 км/час за 9 сек. А максимальная скорость спортивного Kia - 200 км/час. Как дань моде фирма создала концепт-кар, получивший название Joice. Он рассчитан на семерых пассажиров, которые располагаются на сиденьях в три ряда. Предполагается, что серийные версии будут оснащаться двухлитровым мотором мощностью 139 л. с. Подвергся переработке и внедорожник Sportage. В частности, кроме нескольких новых стилевых решений появились два модифицированных мотора. Один из них - 16-клапанный бензиновый объемом 2 л. Он позволяет разгонять автомобиль до 172 км/час. Потенциальным покупателям предлагается и дизельный вариант, без которого производителю джипов для Европы рассчитывать на успех не приходится. Турбированный мотор обладает мощностью 83 л. с. Он разгоняет машину до 145 км/час.

Наиболее важной новинкой от Hyundai стал новый Accent. Кроме обычного автомобиля была показана и спортивная полноприводная версия с мощнейшим двигателем в 300 л. с. Такая мощность достигается благодаря двухлитровому мотору с турбонаддувом.

В ближайшее время Daewoo планирует выпускать на всех своих предприятиях 2,5 млн легковушек в год. Такой гигантский рост должен быть достигнут в том числе благодаря широкомасштабной экспансии в Россию и другие страны СНГ. Уже сегодня сборка осуществляется на заводах в Ростове-на-Дону, на Украине и в Узбекистане. Новинкой салона стала модернизированная Daewoo Nubira. Изменения были сделаны с учетом пожеланий владельцев предыдущей версии, которая выпускается с 1997 года. Переработаны передняя и задняя части автомобиля, который стал на 25 см длиннее. За счет улучшения эргономики увеличилось пространство салона. Покупателям предлагаются два типа моторов: 1,6 л (105 л. с.) и 2 л (133 л. с.).

Передел автомобильного рынка

Эксперты, с которыми довелось поговорить во Франкфурте, сходятся во мнении, что рынок Европы перенасыщен. Еще несколько лет, и рост продаж прекратится. Таким образом, автомобильная экспансия вплотную коснется новых рынков Востока. А там роли лидеров могут распределиться иначе, чем сейчас. С каждым годом набирают силу корейские компании, самые динамичные в автоиндустрии. Они постепенно переходят от выпуска лицензионных моделей к собственным разработкам. Южнокорейская продукция неплохо продается в Европе и даже в США, не говоря уж о полном господстве у себя дома. И это одна из причин, по которой к этим компаниям присматриваются автогиганты, например General Motors.

Но Восток - это не только Азия. И самый многообещающий рынок здесь - российский. Это еще одна причина того, что американские и европейские компании рассчитывают на выгодные приобретения в Корее и одновременно делают ставку на создание совместных предприятий с российскими производителями. Но это уже тема для отдельного разговора.

Франкфурт-Москва

У партнеров

    Реклама