Трудный путь наверх

Москва, 06.03.2000
Рынок новых автомобилей пережил худшие времена

Ровно год назад "Эксперт-Авто" опубликовал заметку под заголовком "Авторынок: хуже не будет". И в самом деле, хуже не стало. А стало лучше. Опасения пессимистов, предрекавших, что российский рынок могут покинуть крупные компании и что они, уж точно, откажутся от планов разворачивать в нашей стране производство, не оправдались. Потери, несомненно, были. объемы продаж ряда иностранных компаний снизились в несколько раз. Однако ни одна из них не хлопнула дверью. Судя по беседам с руководством многих корпораций, стратегия проникновения в Россию осталась прежней, изменилась лишь тактика. В реализации некоторых проектов был взят тайм-аут, но теперь работа продолжается.

Каковы же итоги прошлого года? В этом обзоре речь пойдет лишь о продажах автомобилей через официальных дилеров. Картина, безусловно, будет неполной, но тем не менее заслуживающей внимания.

Азиатские тигры

Первые четыре строки в рейтинге популярности на российском рынке (среди иностранных производителей) занимают азиаты. На протяжении последних лет лидерство уверенно удерживает Daewoo. Никакие кризисы и финансовые трудности не помешали этой компании продать 15092 автомобиля - лишь чуть меньше, чем в 1998 году. Лучше других моделей шла Nexia (9532 машины), за ней следуют Espero, Tico и "Донинвест Кондор".

Хуже обстояли дела у Hyundai. Ее продажи упали в два раза. С неутешительными результатами завершила год и Kia, хотя автомобили этой марки собирались в Калининграде: 705 автомобилей, на 38,6% меньше, чем годом раньше.

Совсем другое дело Mitsubishi. Этой компании удалось выйти по объему реализации в России на второе место. Что можно назвать сенсационным достижением, учитывая восьмое место в позапрошлом году. По данным официального дистрибутора, ЗАО "Рольф Холдинг", план продаж на 1999 год перевыполнен на 30%. Продано 4183 автомобиля, что почти вдвое больше, чем за предыдущие 12 месяцев. Таким образом, Mitsubishi опередила своих извечных конкурентов Nissan и Toyota. Планы на этот год - не меньше 5 тысяч. Ставка в первую очередь делается на Pajero третьего поколения, компактный внедорожник Pajero Pinin и Galant.

Nissan сократила объемы реализации на 42%, тем не менее результат в 4098 автомобилей позволил компании получить "бронзовые медали". Лучше других продавалась Almera (1688 машин). За ней следует Primera (1174) и Maxima QX (555).

Замыкает список азиатских производителей Toyota, продавшая 4093 машины (годом раньше - 6000). Козырной картой компании стал Land Cruiser 80/100: реализовано 1785 экземпляров.

Тысячную отметку сумела пересечь японская Honda (1046 машин). Это достигнуто благодаря успешному сбыту внедорожников CR-V и HR-V.

За 12 месяцев своих покупателей нашли 450 Subaru (ранее - 767). Как и прежде, почти половина от этого количества пришлась на Legacy.

Кто следующий?

В трудном 1999-м только три иностранные компании смогли сохранить и приумножить прежние достижения. Кроме Mitsubishi победителями стали Audi и DaimlerChrysler. О рубежах Audi рассказывает полномочный представитель компании. Что касается ЗАО "ДаймлерКрайслер Автомобили РУС", то "прибавка" составила 294 автомобиля (всего реализовано 1650 машин). Наибольшим спросом пользовались дорогие модели Mercedes S-класса (579). Второе место в рейтинге популярности занял Е-класс, за ним следует класс С.

Что касается американской продукции, то официальным дилерам удалось продать 227 автомобилей марок Chrysler и Jeep. Но даже этот результат, по словам представителей концерна, намного превысил план на прошлый год.

Как-то незаметно, но уверенно на рынок вышла малазийская компания Proton, реализовавшая 620 автомобилей. Успех налицо, учитывая не особую известность марки.

В целом неплохо обстояли дела и с продажами автомобилей Volkswagen (3479). Причем самой популярной моделью стал отнюдь не дешевый Passat. Их продано почти на сто штук больше, чем автомобилей Golf. Сокращение объемов реализации в 1,3 раза на фоне посткризисной ситуации можно считать скорее победой, чем поражением.

Больше не повезло "дочке" VW - чешской Skoda. Падение составило 74,5%, до 1879 автомобилей. При этом лучше распродается дорогая Octavia, которая в несколько раз опережает некогда популярную в России Felicia.

Несколько уменьшилась реализация BMW - до 700 машин против 949 в 1998 году. В основном покупатели отдают предпочтение пятой серии (423 машины).

Нечем похвастаться и американцам. У компании Ford итог года оказался скромным - 1175 автомобилей. Это означает, что продажи упали в 4,3 раза.

Среди продукции General Motors превалируют машины, собранные в Елабуге. К примеру, из 442 машин, проданных под маркой Chevrolet, 358 оказались внедорожниками Blazer из Татарстана. Там же было собрано 66 из 179 проданных автомобилей Opel Vectra.

Renault, несмотря на выпуск в Москве модели Megane, дошла лишь до рубежа в 1146 автомобилей (2652 - в 1998 году). Еще плачевней обстояли дела у Citroen - 122 машины против 400 годом ранее. Также серьезно, в 2,2 раза, сократилась реализация Peugeot (604 автомобиля). Переживает спад продаж и FIAT - куплено лишь 802 автомобиля, что в 2,5 раза меньше, чем за предыдущий период.

И все же - "Жигули"!

Как и следовало ожидать, более 70% рынка по-прежнему оставалось в руках отечественного автопрома. К сожалению, итоги сбыта российских автомобилей пока не подведены, поэтому можно оперировать только данными о производстве. Тем не менее и они в состоянии дать представление о доле того или иного завода на рынке, поскольку почти все производители реализовали свои автомобили. Исключение лишь "Ижмаш-Авто", на складах которого скопилось около пяти тысяч машин.

Первое место на протяжении вот уже трех десятилетий удерживает АО "АвтоВАЗ". Его производство по сравнению с 1998 годом увеличилось на 14%. Всего выпущено более 677 тысяч автомобилей, свыше 50 тысяч отправлено на экспорт. Особенно заметным стал рост выпуска "десятого" семейства, составивший 60,6%. В этом году запланировано сохранить достигнутый результат, а объем производства "десяток" должен увеличиться на 36%.

Горьковский автозавод сохранил объемы производства 1998 года, выпустив более 125 тысяч машин. Главным событием ближайшего будущего станет намеченный на второй квартал запуск в серию новой "Волги" под индексом 3111.

Значительный рост выпуска "Оки" отмечается на КамАЗе (46,6%) и СеАЗе (27,3%). Суммарно они произвели за год 42 тысячи микролитражек. Также на 21,2% увеличен выпуск ульяновских внедорожников, во многом за счет пятикратного роста производства нового вездехода "УАЗ-31601".

В 1999 году продолжился спад на столичном предприятии "Москвич", которое изготовило 30112 автомобилей против 40004 за предшествующий период. Как сообщил "Интерфаксу" генеральный директор завода Рубен Асатрян, в этом году объем выпуска должен остаться на прежнем уровне.

Всего за прошлый год российский автопром произвел 955479 легковых машин. Такое достижение объясняется в том числе и падением спроса на новые иномарки, который составил 45-50%.

В 2000 году, по данным Министерства экономики, выпуск автомобилей в России должен увеличиться на 5,3%. Таким образом, полностью отечественные заводы и СП изготовят один миллион машин. Это означает, что по сравнению с импортом доля российской продукции снова возрастет.

Сколько же всего новых и подержанных автомобилей продано в России в минувшем году? Какую долю рынка сумели завоевать официальные импортеры? На что можно рассчитывать в текущем году? Обо всем этом в апрельском выпуске "Эксперта-Авто".

Volvo: спрос растет

Донал О`Донован, генеральный директор представительства Volvo Car International AB в Москве, предсказывает увеличение продаж и обещает появление новых моделей

- Когда я сравниваю реальные результаты - восемьсот двадцать шесть проданных автомобилей - с планами, которые мы строили на прошлый год, то не могу сказать, что удовлетворен. Еще больше огорчаюсь, если смотрю на цифры продаж за девяносто седьмой - первую половину девяносто восьмого года. Но когда я рассматриваю итоги нашей работы на фоне общей ситуации в автомобильном бизнесе, то испытываю удовлетворение. Еще больше радуют результаты продаж дорогих автомобилей, особенно если принимать в расчет общую экономическую ситуацию в России. Следует отметить и динамику: резкое увеличение объемов реализации началось с середины года. И темпы сохраняются. Поэтому, на мой взгляд, уже можно говорить о тенденции. Она отражает то, что происходит в стране в целом: ситуация стабилизируется, люди начинают верить в экономический успех и позволяют себе покупать хорошие автомобили.

В этом году мы намерены продать примерно тысячу сто машин. Цифра вполне реальна. Хотя бы потому, что у нас нет склада в Москве, автомобили строятся под заказ, и даже на первые три месяца этого года месяца заявок достаточно. Возможно, цифра в итоге будет и больше, но надо учитывать, что некоторые машины - популярная S70, например - снимаются с производства, и одновременно на рынок будут выходить новые модели. В их числе абсолютно новая V70, созданная на платформе S80. С сентября мы планируем начать продажи полноприводной версии ХС (Cross Country). Наконец, одновременно с выходом на рынки других стран - в конце года - в России появится новый седан. Пока не могу раскрывать все карты, но скажу, что он будет меньше S80 и, на мой вкус, это самый красивый автомобиль в нашей модельной гамме за последние двенадцать лет.

- Как вы восприняли известие о вхождении Volvo в концерн Ford? Какое влияние это событие окажет на деятельность представительства и дилеров?

- Мне кажется, известие о покупке "Volvo-легковые автомобили" компанией Ford - это хорошая новость. Этот шаг вполне логичен в контексте происшедших в последние годы слияний ряда крупных производителей. С другой стороны, он открывает новые перспективы для развития обеих компаний. Ford укрепляется в сегменте дорогих автомобилей, а Volvo получает, например, возможность стратегического подхода к своему развитию на разных рынках, в том числе на российском. При этом я уверен, что нас ожидает не сужение, а расширение деятельности. Думаю, еще в течение двух-трех лет мы по-прежнему будем независимыми, но это не помешает нам организовывать совместные проекты, искать иные способы интеграции, чтобы делать бизнес более эффективным. Другое дело, что едва ли на своем веку я увижу в одном салоне автомобили Volvo и Ford. Volvo и Jaguar - возможно, общую сервисную станцию - тоже может быть.

Беседу вел Олег Осипов

Рост на фоне кризиса

Оскар Ахмедов, глава Московского бюро Audi, обещает продолжить агрессивную ценовую политику

- Московское представительство Audi начало работу в конце девяносто восьмого, то есть в самый разгар кризиса. В тот год удалось продать лишь сто девятнадцать автомобилей. А в прошлом году - пятьсот две машины, то есть в четыре с лишним раза больше, что нас весьма радует. И такой рост продаж при том, что дилерская сеть находилась в начале минувшего года, по существу, в стадии зарождения, на рынке активно работал лишь один дилер - "Ауди Центр Москва". Сегодня у нас только в столице четыре дилера, по одному в Питере и в Самаре. Собираемся подписать соглашения еще с тремя фирмами, одна из которых расположена в Екатеринбурге.

В этом году мы намерены увеличить объем продаж как минимум на сорок-пятьдесят процентов. Столь оптимистичные планы основываются на нескольких "краеугольных камнях". Во-первых, у нас есть преимущество в сегменте престижных автомобилей: мы предлагаем полноприводные версии во всех классах машин. А, например, семьдесят процентов продаж самой популярной на рынке A6 пришлись именно на полноприводную модификацию. Во-вторых, мы продолжим агрессивную ценовую политику, отпуская официальным дилерам машины по выгоднейшим ценам производителя. Причем это в полном смысле слова специальные цены для России, и повышать их мы не намерены. В-третьих, на российский рынок поступают те же модели и в те же сроки, что и на западный. За редким исключением. Например, A2, самая маленькая машина, с нашей точки зрения, не особенно актуальна для нашего рынка, и мы не настаиваем на ее появлении у нас одновременно с премьерой в Германии. Наконец, в этом году выходит очень важная и конкурентоспособная модель - вседорожник All Road Quattro с изменяемым клиренсом.

Записал Олег Осипов

У партнеров

    Реклама