Реальный рынок

Москва, 03.04.2000
«Эксперт Авто» №4 (14)
На чем мы ездим и что покупаем

В мартовском выпуске "Эксперта-Авто" был опубликован обзор продаж отечественных и зарубежных легковых автомобилей в прошлом году. Теперь в распоряжении редакции оказались данные, позволяющие дополнить картину и сделать предварительный прогноз на нынешний год. Можно с уверенностью сказать, что 1999-й был самым кризисным годом. Дело не только в общем уменьшении объемов реализации автомобилей. Они не были катастрофическими, хотя упали почти на триста тысяч штук по сравнению с "золотым" 1997 годом, когда удалось продать 1930 тысяч машин - новых и подержанных. В прошлом году, впервые за последние шесть лет, прирост парка легковых автомобилей составил менее миллиона машин - около семисот двадцати тысяч. Для сравнения: даже в 1998 году он увеличился более чем на 1368 тысяч единиц.

Одновременно замедлились темпы вывода из эксплуатации старых машин. На 1 января 2000 года доля легковых автомобилей со сроком эксплуатации более десяти лет достигла 47,3%. То есть за 12 месяцев она увеличилась примерно на 7%. А машин моложе пяти лет - меньше 20% от общего количества. Но эти факты сколь огорчают, столь и обнадеживают: по меньшей мере половина российских автовладельцев должна быть озабочена проблемой замены отходившего свой срок транспортного средства.

Любопытные данные приводит в этой связи независимый исследовательский центр РОМИР, опросивший пятьсот московских автовладельцев. Москва, правда, далеко не вся Россия, и уровень доходов здесь в среднем выше. Но результаты опроса таковы: 40% граждан планируют заменить автомобиль в течение ближайших шести месяцев; 15% намерены сделать это в течение года; 35% - в течение двух лет, а 27% - в течение трех. Очень немногие откладывают это дело на далекую перспективу. Причем 69% опрошенных предпочли бы автомобиль импортного производства.

Однако на российском рынке по-прежнему доминируют отечественные производители. Их доля в силу понятных причин даже увеличилась и составляет сейчас около 70%. На фоне заметного снижения спроса на новые иномарки их парк в целом уверенно растет, главным образом за счет ввоза подержанных машин.

Рыночные тенденции прошлого года в полной мере сохранялись и в первом квартале нынешнего. Помимо сезонного спада на объемах продаж, безусловно, сказалось вступление в силу статей Налогового кодекса, предусматривающих контроль за крупными расходами граждан. Но этот фактор, надо полагать, носит временный характер.

Чего следует ожидать? По самым осторожным прогнозам Минэкономики России, объем рынка легковых автомобилей в нынешнем году составит 1700 тысяч машин. По моему мнению, эту цифру можно смело увеличить еще тысяч на пятьдесят-семьдесят. Причин для такого оптимизма несколько. В их числе - выход на рынок целого ряда новых моделей, увеличение объемов выпуска машин на некоторых совместных предприятиях, более агрессивная рекламная кампания. Кроме того, прошлогоднее снижение продаж можно рассматривать и как отложенный спрос, учитывая изношенность половины парка.

Наряду с этим стоит учитывать, что мощности крупных отечественных предприятий (прежде всего ВАЗа и ГАЗа) практически полностью исчерпаны. То есть они не смогут произвести больше, чем в прошлом году. Следовательно, ожидаемый рост рынка будет обеспечен либо за счет продукции новых автосборочных предприятий России, либо за счет импорта новых и подержанных машин.

Парк легковых автомобилей на 1 января 2000 года

 

ВАЗ

ка"

"Москвич"

ГАЗ

УАЗ

всего

в т.ч. со сроком эксплуатации меньше 5 лет

в т.ч. со сроком эксплуатации от 5 до 10 лет

Россия

9665765

154915

2841783

1334540

611490

19717782

3939876

6439516

Москва

979843

22753

188013

185627

20187

1957664

679734

807413

Московская область

592057

12065

121081

81473

12879

1136205

280932

265719

Санкт-Петербург

372404

3959

54878

45276

5384

788907

140829

193514

Иномарки

 

всего

с правым рулем

ЗАЗ и "Таврия"

произведенные в России

Россия

4295407

837409

1475152

78726

Москва

521004

13665

110378

15765

Московская область

241911

380

75098

245

Санкт-Петербург

282721

615

50599

295

Источник: данные ГИБДД



У партнеров

    «Эксперт Авто»
    №4 (14) 3 апреля 2000
    N04 (14) 3 апреля
    Содержание:
    Реклама