Автокурьер

Автокурьер
Москва, 03.04.2000
«Эксперт Авто» №4 (14)

Ford создал СП с российским банком

Ford объявил о создании совместного предприятия с Промышленно-строительным банком Санкт-Петербурга, который входит в состав финансовой группы "Банкирский Дом". Соглашение является продолжением работы над проектом организации в России сборочного производства. Напомним, что речь идет о конверсии производственных мощностей, ранее принадлежавших заводу "Русский дизель" во Всеволожске. Первоначальные инвестиции в размере 150 млн долларов позволят производить до 25 тыс. автомобилей в год. Затем объем выпуска может быть увеличен до 100 тыс. машин. Производство будет включать изготовление кузова, покраску и окончательную сборку. Как известно, запуск завода, который займется изготовлением автомобилей на платформе Ford Focus, запланирован на 2001 год. Президент "Форд Мотор компани" в России и СНГ Алан Батти заявил, что опыт работы и знание российского финансового рынка, которыми обладают партнеры, будут способствовать дальнейшему продвижению торговых марок компании на рынке страны. А вице-президент по финансам Леонард Мини добавил: "Выбор Промышленно-строительного банка в качестве стратегического партнера даст нам дополнительные возможности для изучения рынка страны".

Самый красивый автомобиль

Opel Astra Coupe признан самым красивым автомобилем мира на завершившейся в Милане выставке "Дизайн в движении 2000". Этот громкий титул присвоило международное жюри, состоящее из журналистов, художников и дизайнеров. Неудивительно, что новая модель Opel получила награду именно в Италии, ведь внешний облик машины создавался в престижном итальянском кузовном ателье Bertone. Европейские продажи Astra Coupe начинаются нынешней весной. А в следующем выпуске "Эксперта-Авто" будет опубликован репортаж с тест-драйва новинки.

Съезд производителей

В Москве прошел учредительный съезд Национальной ассоциации производителей автомобильных компонентов (НАПАК). Эта негосударственная некоммерческая организация создается по инициативе Министерства экономики РФ и Российского центра содействия иностранным инвестициям. В съезде приняли участие около трехсот делегатов - представителей заводов, институтов, министерств и ведомств, а также зарубежных автомобильных компаний. В итоге почти сто предприятий подали заявки на участие в ассоциации, и они продолжают поступать.

В числе главных задач, которые собирается решать ассоциация, - привлечение инвестиций, создание конкурентной среды, реструктуризация предприятий, занятых выпуском запчастей и комплектующих, всесторонняя защита их интересов.

На сегодняшний день сфера производства автомобильных компонентов является наиболее привлекательной для иностранных инвесторов. Обусловлено это многими причинами, одна из которых - требование правительства к зарубежным компаниям обеспечить в течение пяти лет производство по меньшей мере 50% комплектующих в России. Если, конечно, они собираются налаживать выпуск автомобилей в нашей стране и получить предусмотренные в таком случае льготы. Большинство же российских заводов обеспечить требуемое качество продукции без привлечения финансовых средств и новейших технологий не в состоянии. В поиске партнеров им также должна помочь ассоциация.

Стоит заметить, что аналогичные организации действуют во многих странах и на международном уровне. Так что создание ассоциации выглядит вполне логичным и своевременным шагом.

Шоу не будет?

Иностранные производители бойкотируют MIMS-2000. Группа ведущих автомобильных компаний отказалась от участия в московском мотор-шоу MIMS-2000, которое запланировано на август. Об этом они уведомили организаторов выставки - английскую компанию ITE (ни один другой салон, кроме Московского, она не проводит) и российский "Автосельхозмаш-холдинг".

Мотивируя свое решение, компании указывают на то, что по принятым в Европе нормам автосалоны устраиваются один раз в два года. Так, к примеру, поступают во Франкфурте-на-Майне и Париже. Исключением является лишь престижная выставка в Женеве. А вот в Москве, несмотря на малое количество мировых премьер, выставки проводятся каждый год. Представители Европейского делового клуба, в который входит большинство автопроизводителей, заявляют: "При проведении выставки с годовым промежутком компании имели бы возможность показать российской публике более современные стенды и прототипы".

Формально одна московская экспозиция называется автосалоном и входит в международный календарь, а вторая - мотор-шоу - считается мероприятием местного значения, относящимся к компетенции дилеров, а не производителей. Но, по сути, и в том и в другом случае компании вынуждены нести огромные расходы - в среднем по 500 тыс. долларов, чтобы участвовать в выставке. А стоимость квадратного метра составляет около 350 долларов. По этому показателю мы почему-то впереди планеты всей. Даже в Женеве участие обходится дешевле.

Неудачным признается время проведения салонов, ведь август - период отпусков. Раздражают автомобилестроителей и такие "мелочи", как громкая музыка.

Честно сказать, и у журналистов к организаторам московских выставок претензий немало. Не устраивает прежде всего сложная процедура аккредитации, чего нет ни на одном другом международном автосалоне. Для получения пропуска, который в цивилизованных странах выдается за считанные минуты, одного служебного удостоверения недостаточно. Надо привезти на Красную Пресню письмо, при этом аккредитовать можно почему-то только двух журналистов от издания. А при выдаче долгожданной бумажки вас непременно спросят: есть ли гарантия публикаций?

Но преодолевать трудности приходится не только журналистам. Из года в год возникает одна и та же проблема с парковкой автомобиля. Прибавьте к этому отсутствие кондиционеров, малое количество туалетов - и вы поймете, почему компании не горят желанием выкладывать огромные суммы. На сегодняшний день отказываются от участия в MIMS Opel, Chevrolet, Cadillac, Ford, Mazda, Saab, Mitsubishi, BMW, Land Rover, Rover, Nissan, Toyota, FIAT, Volvo, Mercedes-Benz, Chrysler, Peugeot, Citroen, Jaguar, Volkswagen, Honda, Jeep, Alfa-Romeo, Lancia, Audi, Skoda, Seat. В своем уведомлении они сообщили, что согласны принять участие в выставке 2001 года. Но только в том случае, если организация и планирование мероприятия будут соответствовать их ожиданиям. Мы тоже на это надеемся.

Ford - Rover

Ford договорился с BMW о покупке Land Rover. Стороны подписали так называемый меморандум о взаимопонимании. Окончательное решение о сумме сделки и других условиях последует во второй половине года. "Land Rover - замечательная мировая марка с удивительной историей. Это своего рода Jaguar среди полноприводных автомобилей", - сказал президент и исполнительный директор американской компании Жак Нассер. Land Rover станет частью Ford Premier Automotive Group, объединяющей марки Lincoln, Mercury, Volvo, Jaguar и Aston Martin.

С другой стороны, продажа Land Rover позволит BMW изыскать дополнительные средства на новую систему торговли, запуск которой запланирован на ближайшее время. Речь идет об открытии сети дилерских "универмагов". Под одной крышей будут собраны все автомобильные марки, входящие в состав немецкого концерна. Принцип прост: каждой фирме - свой отдел. Это нововведение связано с тем, что BMW желает объединить свои разрозненные подразделения, торгующие пока через собственных дилеров.

Впрочем, и сам Rover не сидит сложа руки. Во-первых, он представил модификацию внедорожника Freelander. Теперь у этого автомобиля шестицилиндровый двигатель мощностью 176 л. с., который уже устанавливается на модель Rover 75. Машина комплектуется новой пятискоростной АКПП с возможностью ручного переключения передач. Автомобиль также получил 40% новых деталей. Во-вторых, в Англии выпущена юбилейная версия Range Rover. Машина имеет шильдик "30th Anniversary" и окрашена в фирменный зеленый цвет, включая бамперы, зеркала заднего вида и даже кожаные сиденья. А панель приборов выполнена из ценных пород дерева.

Continental приходит в Россию

Одна из крупнейших шинных компаний Continental, занимающая по объему продаж второе место в Европе и четвертое в мире, объявила об открытии московского представительства. Необходимость такого решения назрела давно, поскольку Continental работает в нашей стране с начала 90-х годов. В частности, в России компания закупает каучук и технический углерод. Весьма скромные прошлогодние результаты (100 тыс. покрышек) не отпугивают шинных бизнесменов.

Надежды Continental в России связаны также с вероятной покупкой контрольного пакета акций Московского шинного завода и договором с АвтоВАЗом о поставке продукции на конвейер. Ведутся также переговоры с Ford о поставке покрышек на СП во Всеволожске. Генеральный директор компании по странам Восточной Европы Пол Хендри сообщил, что Continental будет вести себя очень агрессивно. В случае успешного завершения переговоров с московским предприятием фирма собирается инвестировать в него 60-100 млн немецких марок. Но даже при отрицательном результате переговоров Continental не намерена отказываться от организации собственного производства в России. Цели компании амбициозны - 20% рынка первичной комплектации, то есть непосредственно на заводах, и 80% розничного рынка.

DaimlerChrysler - Mitsubishi

DaimlerChrysler и Mitsubishi Motors подписали соглашение, по которому немецко-американский концерн приобретет 34% акций японского производителя. По утверждению председателя правления DaimlerChrysler Юргена Шремпа, Mitsubishi Motors является идеальным партнером для повышения доли концерна на всех азиатских рынках. Японцы же, в свою очередь, надеются получить доступ в Европу и Северную Америку. Эта сделка стала возможной благодаря успешному завершению DaimlerChrysler 1999 года. По данным компании, годовая прибыль достигла рекордных 11 млрд евро, что на 28% больше предыдущего показателя. Годовой оборот вырос на 14% и достиг 150 млрд евро.

Ставка Bridgestone

Один из крупнейших производителей автопокрышек - компания Bridgestone - приступила к созданию в России сети торгово-технических центров, которые будут расположены практически во всех крупных городах страны. Первые одиннадцать, входящих в систему Pole Position, уже работают в Москве. Еще двенадцать - на периферии. А всего к 2003 году число центров предполагается довести до двухсот. Одновременно в столице начала действовать дочерняя фирма Bridgestone со стопроцентным японским капиталом - официальный представитель компании в России. Торговая программа Bridgestone стала катализатором активных действий конкурентов. В частности, об открытии своих магазинов Kei Point объявила и итальянская Pirelli.

Сейчас доля иностранных шин на российском рынке не превышает 20%. Тем не менее руководство Bridgestone уверено в перспективе. По прогнозам аналитиков, объем производства отечественных автомобилей к 2003 году должен увеличиться до 1,3 млн штук в год. Естественно, вырастет и спрос на шины. В прошлом году японский производитель реализовал в России покрышек на 35 млн долларов. В ближайшие три года эта цифра должна возрасти в два с лишним раза.

Сейчас Bridgestone входит в тройку лидеров, имея рыночную долю в 18,5%. Аналогичных показателей добилась и французская Michelin. А на первом месте находится международный концерн, образованный в результате слияния американской Goodyear и японской Sumitomo, - 22% мирового рынка.

Хэтчбек в России

Первые партии хэтчбеков "десятого" семейства ВАЗ-2112 начал отгружать потребителям Волжский автозавод. До июля реализация этих автомобилей будет осуществляться только на тольяттинской площадке через фирменную сеть "АвтоВАЗтехобслуживание". Отпускная цена новинки в максимальной комплектации составляет 137525 рублей. К концу года ВАЗ должен закончить подготовку мощностей для выпуска 60 тыс. хэтчбеков в год.

"Девятка" на Украине

Луцкий автозавод (ЛуАЗ) собрал первые автомобили ВАЗ-21093. Эти машины переданы в Национальный центр сертификации транспортных средств для одобрения типа транспортного средства и получения разрешения на право продажи на Украине. Всего АвтоВАЗ отправил в Луцк 150 машинокомплектов. Первая стадия проекта предусматривает сборку на подъемниках четырех машин в день с последующим увеличением до двадцати штук. Затем, после передачи ВАЗом специального оборудования, 21093 будет поставлена на поток. Согласно контракту, заключенному в прошлом году, до конца года в Луцке должны собрать 3500 автомобилей из вазовских узлов и агрегатов.

"Нива" в Эквадоре

В апреле эквадорская фирма Aymesa должна получить первый комплект ВАЗ-21214 ("Нива" с инжекторным мотором). После прибытия полуфабриката специалисты оценят влияние месячной транспортировки через океан на детали внедорожника, особенно на кузовные панели. Кроме того, будет сделано заключение о том, какие комплектующие "Нивы" могут быть изготовлены на предприятиях Эквадора или соседних стран. Отправка первой промышленной партии деталей "Нивы", состоящей из 48 комплектов, запланирована на июнь. Отладив транспортировку этой модели, АвтоВАЗ к концу лета собирается приступить к отправке в Эквадор ВАЗ-2106.

Volkswagen подвел итоги

В конце марта концерн обнародовал финансовые результаты 1999 года. Проданные автомобили принесли компании 147013 млн немецких марок, что на 9,5%, чем годом раньше (134243). Такого итога удалось добиться благодаря увеличению продаж на 175 тыс. автомобилей (4923 тыс. против 4748 тыс. в 1998 году). Теперь Volkswagen владеет 12% мирового рынка пассажирских автомобилей. Самый большой рост продаж отмечен в США - 32,4%.

"Результаты прошлого года довольно неплохи, хотя чистая прибыль после налогообложения несколько уменьшилась по сравнению с 1998 годом", - сообщил председатель правления Volkswagen AG Фердинанд Пиех. Связано это с двумя основными факторами. Первый - южноамериканский кризис, из-за которого прибыль уменьшилась на 710 млн марок. Вторая причина кроется в налоговой реформе, осуществляемой немецким правительством. В итоге концерн не досчитался 389 миллионов. По словам г-на Пиеха, при отсутствии этих негативных факторов прибыль концерна могла бы превысить 2 млрд марок.

Если говорить о подразделениях концерна, то наиболее успешно провела год испанская компания Seat. Ее продажи выросли на 11,5%. Неплохо обстоят дела и у Audi, увеличившей объем реализации на 5,9% (634708 автомобилей). Как сообщил председатель совета директоров компании Франц-Йозеф Пефген, производство автомобилей выросло на 1,1%. А общий объем инвестиций составил почти 3 млрд марок, большая часть пошла на организацию производства новейшей модели A2.

Репортаж со сборочного завода Audi в Некарсульме и интервью с Францем-Йозефом Пефгеном читайте в следующем выпуске "Эксперта-Авто".

Полосу подготовили Андрей Осипов и Станислав Павлов

У партнеров

    «Эксперт Авто»
    №4 (14) 3 апреля 2000
    N04 (14) 3 апреля
    Содержание:
    Реклама