В царстве роботов

Москва, 08.05.2000
Audi определяет новые стандарты производства

Небольшой городок Некарсульм в нескольких часах езды от Мюнхена значит для немецкого автомобилестроения едва ли не столько, сколько Детройт - для американского. Здесь еще в 1905 году фирма NSU начала производство автомобилей. Местный завод принадлежал ей до 1969 года, когда NSU стала частью Auto Union (так в то время называлась Audi). Теперь здесь выпускают модели A6 и A8, а начиная с нынешней зимы и принципиально новый автомобиль - A2.

Тихо, идет операция!

Сравнение с операционной возникло как-то сразу и само собой: стерильная чистота, редкие люди - и те в белых халатах или серых комбинезонах, ощущение хирургической точности в каждом действии. Словно у персонала, как у врачей, нет права на ошибку. По большому счету, так оно и есть. Но в новом цехе, где выпускают A2, есть нечто более существенное, что переворачивает традиционные представления о сборочном производстве.

Это "нечто" - конвейер нового типа. Его никак не назовешь "ниткой". Кузова обрастают узлами и агрегатами, двигаясь зигзагообразно то в одну, то в другую сторону. Такая компоновка позволила разместить на малой площади больше оборудования, то есть добиться повышения эффективности процесса. Здесь в полном смысле слова - царство роботов, многие из которых будто материализовались из фантастических романов. Засмотревшись на одного из них, я вдруг почувствовал, что пол подо мной стал смещаться в сторону. В голове мелькнула строка из песни Высоцкого: "При современном машинном обилии трудно по жизни пройти до конца". Вспомнив спортивное детство и обещание написать репортаж, я все же успел отпрыгнуть в сторону под ехидный смех местного служащего. С головой у меня было все в порядке, а участок пола поехал, потому что именно таким образом автомобиль попадает на встречную ленту конвейера. Разумеется, все происходит автоматически. Могу себе представить, что тут будет происходить, когда цех заработает на запланированной скорости (пока, говорят, операция происходит медленнее). Фантастика!

Создание столь высокотехнологичного производства, конечно же, потребовало серьезных инвестиций. В проект уже вложено более 400 млн немецких марок. Выход на плановый уровень производства, который к 2001 году должен обеспечить выпуск 60 тысяч автомобилей, потребует дополнительных затрат.

Алюминиевая мечта

Забавно: почти девяносто лет понадобилось Audi, чтобы вернуться к идее автомобиля из алюминия. Первая машина с кузовом из "крылатого" металла была разработана немецкими инженерами еще в 1913 году. К слову, сейчас в компании работают над воссозданием того самого образца. Известно, что в том же направлении работают и другие компании. Чтобы опередить конкурентов, пять лет назад Audi создала специальный алюминиевый центр. По словам его директора Хуберта Майера, главным достижением центра можно считать рождение цельноалюминиевого автомобиля A2.

Прообраз этой машины могли лицезреть посетители Франкфуртского автосалона еще в 1997 году, когда был показан концепт Al2. Через два года началось производство, мощность которого на сегодняшний день достигла 300 машин в день. Но продажи новинки начнутся только летом.

Что касается параметров автомобиля, то его вес намного ниже, чем у машин-одноклассников, - всего 895 кг. Этого удалось добиться благодаря применению новейшей технологии Space Frame, позволяющей снизить массу конструкции на 43%. Применение алюминия одновременно позволило на 40% повысить стойкость к коррозии. При этом по сравнению с обычными автомобилями на 240 единиц сократилось количество деталей. Если, скажем, для A8 изготавливают десять отдельных кузовных частей, то в новой машине используют укрупненные конструкции, например боковую панель кузова. Для соединения элементов в основном применяется лазерная сварка, которая, как и многие другие операции, полностью автоматизирована.

От немногочисленных конкурентов A2 отличается просторным салоном, где для удобства задних пассажиров в полу предусмотрены специальные ниши для ног. На машину устанавливаются два мотора - бензиновый и дизельный, оба объемом 1,4 л. Их отличительная черта - низкий расход топлива. В дизельном варианте он не превышает трех литров на сто километров пробега. В базовой комплектации присутствуют ABS и ESP (система курсовой устойчивости).

Несомненно, A2 найдет почитателей в Европе, где растет прагматичная любовь к небольшим городским автомобилям. Там, кстати, модель будут продавать примерно за 17-18 тысяч долларов. Стоимость, которую предложат российские дилеры, пока неизвестна. Но, как говорили мне в Некарсульме, затраты на производство будут постепенно снижаться, что соответствующим образом должно сказаться и на ценах. И все же главное - A2 представляет собой во многих отношениях уникальный и перспективный автомобиль, созданный по технологиям будущего. Нет, уже сегодняшнего дня. Наверняка методы, отработанные на нем, вскоре будут использованы и при производстве других моделей Audi.

Рецепты доктора Пефгена

Председатель совета директоров Audi AG доктор Франц-Йозеф Пефген рекомендует не бояться модели TT и обратить внимание на A2

Несмотря на то что Audi на 99% принадлежит концерну Volkswagen, эта компания всегда отличалась достаточно независимой политикой и самыми смелыми техническими идеями. Двадцать лет назад Audi одной из первых внедрила полный привод, а сегодня запускает в серию автомобиль из алюминия. Каждая новация требует определенной смелости. Люди, знающие господина Пефгена, говорят, что в его характере расчетливость и хладнокровие сочетаются c рискованностью. Беседу с ним корреспондент "Эксперта-Авто" начал с вопроса о достижениях и неудачах прошлого года.

- Без тени сомнения скажу, что прошлый год был успешным для Audi. Мы смогли достичь шестипроцентного роста продаж. На девять процентов вырос и оборот. А вот доход остался на прежнем уровне. Потому что компания инвестировала крупные средства в развитие производства и новейшие технологии. Что касается неудач, то к ним можно отнести скандал с TT, но лишь отчасти. Потому что, я в этом убежден по сей день, реальных технических проблем не существовало. Не так давно получены результаты тщательной проверки, которые еще раз подтвердили: TT - один из лучших, если не лучший, автомобиль спортивного типа, вполне надежный и безопасный. Причем и в прежней версии, без заднего спойлера, который мы поставили после известных публикаций. Кроме того, по статистике, модель TT попадает в дорожно-транспортные происшествия в два раза реже, чем другие автомобили такого класса. Раз уж мы затронули статистику, приведу вам еще один любопытный факт: несмотря на то, что на ряде немецких автобанов, как известно, скорость ограничена лишь возможностями машины, аварийность у нас одна из наиболее низких в Европе. Вместе с тем я прекрасно понимаю, что, предлагая абсолютно новые продукты, компания не может быть застрахована от критики. И это нормально.

- Audi в сознании потребителя это прежде всего престиж. Зачем понадобилось выпускать небольшую A2?

- По той простой причине, что есть перспективный сегмент рынка. Кроме того, модель A2, которая появится на рынке уже в июне, воплощает в себе наши представления об автомобиле двадцать первого века. Он создан по самым последним технологиям, я имею в виду и производство, и конструкцию. Речь, в частности, идет о системе непосредственного впрыска топлива и полностью алюминиевом кузове. И конечно, A2 без труда вписывается в европейские экологические стандарты на много лет вперед. А нормы ужесточаются год от года. Если же говорить о конкурентах, то на горизонте, кроме Mercedes A-класса, никого не видно. Да и то, я могу с уверенностью сказать, мы опережаем его по техническим параметрам.

- Существуют ли планы расширения производственных мощностей за пределами Германии?

- Мы уже располагаем несколькими заводами за границей. TT выпускается в Венгрии, A6 - в Китае. Как и другие производители, мы стремимся максимально приблизить производство к рынкам сбыта. К тому же для Германии немаловажно осуществлять инвестиции в страны с развивающейся экономикой - это часть государственной политики. Но строительства новых предприятий в планах пока нет. Однако, если в Бразилии сохранится динамика экономического роста, то следующее СП мы откроем именно там.

- Какие рынки вы относите к наиболее перспективным, есть ли в этом списке Россия?

- Audi прежде всего интересуют США, Западная Европа и Азия. К развивающимся рынкам мы относим Китай, Восточную Европу и Южную Америку. В вашей стране мы используем опыт чешской Skoda, которая лучше знает специфику российского рынка. Думаю, что при условии стабильного экономического роста производство наших моделей может начаться и в России. Прошлогодние результаты, свидетельствующие о многократном увеличении продаж, вселяют в этом смысле определенные надежды.

Некарсульм-Москва

У партнеров

    Реклама