Daewoo хочет уйти. Но с деньгами

Москва, 08.05.2000
«Эксперт Авто» №5 (15)

"Смертельным ударом" по деловой активности украинско-южнокорейского совместного предприятия "АвтоЗАЗ-Daewoo" назвал генеральный директор СП Ванг Янг Нам постановление об увеличении возрастного ценза ввозимых в Украину транспортных средств с пяти до восьми лет. По его мнению, такой шаг правительства, да еще при одновременной отмене "минимальной таможенной цены автомобиля", которая прежде равнялась 5 тысячам долларов, открывает возможность ввоза на Украину значительного количества старых автомобилей. А это, несомненно, повлияет на финансовое состояние предприятия. В результате СП потеряет даже ту незначительную рыночную долю, которую имеет на данный момент. При проектной мощности в 150 тысяч машин СП произвело за два года чуть более 30 тысяч, а продать удалось только 23,5 тысячи, причем почти половину - по сниженным на 20% розничным ценам. За первый квартал нынешнего года план по реализации автомобилей выполнен на 80% и ежесуточная продажа составила в среднем пятьдесят автомобилей.

Принятие постановления, подчеркнул господин Ванг, "предоставляет нам возможность с целью защиты законных интересов учредителей СП "АвтоЗАЗ-Daewoo" расторгнуть учредительный договор, потребовать возврата внесенных инвестиций и компенсации ущерба, в том числе из-за неполучения прибыли. Мы можем потребовать и возмещения морального ущерба, что предусмотрено статьей 10 закона Украины 'О режиме иностранного инвестирования'". В этом случае инвестор вправе поставить вопрос о возврате 325 млн долларов, уже вложенных в экономику Украины, или затеять громкую судебную тяжбу и выиграть в итоге несколько миллиардов долларов. Ведь постановление об ограничении возраста ввозимых автомобилей до пяти лет было одним из условий создания СП, так что законодательство на его стороне.

Что же заставило кабинет министров Украины сделать шаг, способный привести к разрыву отношений с одним из крупнейших инвесторов? Дело, конечно, не в доводах таможенников, которые считают, что новый документ позволит увеличить ввоз машин и принесет бюджету 120 млн гривен (более 20 млн долларов). Главное - в стремлении обеспечить выполнение соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Украиной и Европейским Союзом. ЕС же не без оснований считает, что недопустимо предоставлять фискальные льготы какому-то одному автопроизводителю. И расценивает действующее с Daewoo соглашение как нарушение режима торговли со стороны Украины, дискриминацию европейских производителей и помеху для ее вступления в ГАТТ/СОТ (всемирные тарифно-таможенная и торговая организации). Предстоящие выгоды от выхода на европейские рынки и заставили украинское правительство пересмотреть свои обязательства в отношении южнокорейской компании и предложить парламенту отменить предоставленные СП льготы, внеся изменения в закон о стимулировании производства автомобилей на Украине.

Все происходит на фоне ни на день не ослабевающего импорта подержанных машин. При любых ограничениях он просто ушел в тень и ныне составляет более 300 тысяч единиц в год. Причем две трети из них официально вообще не проходит через таможенные структуры. Более широкие возрастные рамки для импорта вполне могут превратить Украину в автосвалку Европы. По данным информационно-аналитической группы "Avto-consulting" (Киев), в прошлом году было куплено 83,5 тысячи новых автомобилей (почти 60-процентный рост) и более 700 тысяч подержанных.

В любом случае, считают аналитики, украинское законодательство совершенно не защищает отечественный авторынок. И прежде чем отменять тот или иной нормативный акт, необходимо наработать и принять новый. Такой, который бы соответствовал требованиям Евросоюза и одновременно сохранял возможность для развития собственного автопроизводства.

Киев

У партнеров

    Реклама