ВАЗ: о моде и завтрашнем дне

Москва, 08.05.2000
Тольятти обещает радовать новым автомобилем не реже, чем раз в пять лет

История, слов нет, дело увлекательное, и тридцатилетие со дня выпуска первых "Жигулей", конечно, событие. С сегодняшней ситуацией на флагмане российского автомобилестроения все тоже более или менее ясно. А дальше что? На чем базируется непоколебимая вера в перспективы, сквозившая в словах буквально каждого моего собеседника в Тольятти? Наконец, какого качества продукцию нам предложит Волжский автозавод этим летом, через год-другой? Завершая начатый в прошлом выпуске "Эксперта-Авто" рассказ об АО "АвтоВАЗ", постараюсь, прежде всего, ответить на эти вопросы.

Марафон по НТЦ

Автомобили собирают десятки компаний, но немногие из них имеют в своем распоряжении хорошо оборудованные научно-технические центры (НТЦ). В числе немногих - АвтоВАЗ. Столь важное (и весьма дорогостоящее) приобретение стало возможным благодаря знаменитой фразе Михаила Горбачева в бытность его Генсеком: "ВАЗ должен стать законодателем автомобильной моды". В 1986 году слова партийного босса, даже способные вызвать улыбку, кое-что значили. За фразой появилось постановление, были выделены первые деньги, и началось сооружение НТЦ. Причем Центр должен был обслуживать весь отечественный автопром, чем он и занимался и от чего не отказывается и сейчас.

Во время экскурсии по НТЦ мне и моему гиду, начальнику управления специальных испытаний Сергею Прохорову, приходилось буквально бегать, поскольку нескольких часов явно недостаточно, чтобы увидеть хотя бы десятую часть комплекса. Наш марафон начался с лабораторий исследования шума. Специалисты рассказали, что, оказывается, уровень шума в "десятке" практически такой же, как в лучших зарубежных моделях. Правда, звуки неприятные и даже раздражающие. Поэтому наши машины кажутся более шумными. Но, заверили меня, так будет не всегда, "мелодии новых моделей станут радовать слух".

В лабораториях по соседству проверяют воздействие различных излучений на автомобильные детали и приборы. Здесь часто сверкают настоящие молнии, правда, без грома. Цель - максимально обезопасить машину и пассажиров от электрических разрядов. А рядом есть помещения, в которых моделируют любую погоду - от африканского зноя до арктической стужи. Но особая гордость НТЦ - аэродинамическая труба. Говорят, по своим параметрам она не уступает той, какой располагает Porsche. Во всяком случае, в ней можно испытывать полноразмерные модели, а этим способен похвастаться не всякий техцентр. Именно тут я увидел перепачканный грязью универсал на базе "Калины" (все другие перспективные разработки предусмотрительно попрятали). Хозяевам трубы пришлось объяснять, что они намеренно распыляли грязную жижу при сильном встречном ветре - чтобы понять, будут ли достаточно прозрачны стекла во время ненастья и не нужно ли вносить изменения в конструкцию кузова.

Однако все, подсмотренное мною в НТЦ, - это частности. О главном мы беседуем с руководителем Центра, вице-президентом по техническому развитию АО "АвтоВАЗ" Константином Сахаровым:

- НТЦ символизирует новый подход к созданию автомобиля, - говорит он. - Раньше дело обстояло так: мысли конструктора воплощались дизайнерами в конкретные формы, после чего начиналась работа над технологией производства. Все это напоминало эстафету: специалист завершал разработку своей части проекта и передавал его дальше. В результате те или иные подразделения простаивали, а постановка новой модели на конвейер растягивалась на десять лет. Непозволительная роскошь по нынешнем временам. Теперь мы, продолжая спортивные аналогии, играем в регби: все игроки команды бегут вперед, передавая мяч друг другу. Подчеркну - команды, которая действует по одним правилам, под одной крышей и под единым руководством. Необходимость такого подхода мы осознали еще при разработке семейства "Самара". Тогда наши конструкторы и технологи поехали в Италию, чтобы привести конструкцию в удобную для производства форму. На техническом языке этот процесс называется инжинирингом.

- А зачем понадобилось ехать за границу?

- Так еще не было НТЦ. А без такого комплекса заниматься инжинирингом, да и вообще полноценно конкурировать на рынке невозможно. Поэтому проект Центра в свое время поддержало правительство. Но достраивал комплекс АвтоВАЗ уже собственными силами, поскольку в тысяча девятьсот девяносто первом году государственное финансирование прекратилось. И даже в самые тяжелые для завода времена работа не остановилась. Если бы это произошло, тогда бы ВАЗ и в самом деле не имел перспектив. С НТЦ они у нас есть. Мало того, мы готовы помогать, и помогаем другим предприятиям.

- И как дорого стоят ваши услуги?

- Наши цены в среднем на двадцать-тридцать процентов ниже мировых. А качество работ, по оценке, например, нашего партнера - Opel, на высоком уровне. Проблема в том, что на всей территории бывшего СССР остались лишь два крупных и нормально действующих завода - ВАЗ и ГАЗ. Довольно активно с нами сотрудничают иностранные компании. Я это объясняю тем, что у нас иной образ мышления. Например, западные специалисты признаются, что не могут создать автомобиль дешевле двенадцати тысяч долларов. А мы можем сделать машину и за три тысячи.

- То есть дешевизна отечественных разработок, по вашему мнению, напрямую зависит от российского менталитета?

- Совершенно верно. При этом по эффективности труда мы практически не отстаем от аналогичных зарубежных техцентров. НТЦ рассчитан на создание одной базовой модели в пятилетку. А что касается модификаций, то их мы можем предлагать каждый год. Мне приходилось бывать в техническом центре Chrysler, который, как памятник себе, воздвиг знаменитый Ли Якокка. Строительство обошлось в миллиард долларов. Кредиты под него, кстати, давало государство. Познакомился я также с одним из старейших и самых совершенных в мире техцентров General Motors. Он включает в себя планетарий, музей, конгресс-зал, не говоря уже о промышленных лабораториях. Бывал на BMW, Opel, Volkswagen. Все эти центры были созданы не без поддержки государства. У нас же автомобильные заводы и государство существуют как бы раздельно. Вот, например, передовое изобретение - электронный впрыск топлива. В Европе автомобиль, оснащенный этой системой, освобождается от части налогов. У нас инжекторные машины стоят дороже. Складывается впечатление, что забота об окружающей среде никого из высоких чиновников всерьез не волнует.

- Кажется, о претензиях к государству на ВАЗе не говорит только ленивый...

- И не только на ВАЗе, уверяю вас. Да и как иначе, если нет разумных и определенных на сколь-нибудь длительный срок правил игры? Когда я знаю, что с каждой проданной машины двести долларов - мои, то строю соответствующую программу производства и развития. Но если программа уже есть, а финансирование вдруг урезается, то ничего хорошего из этого выйти не может. Автомобиль можно сконструировать за пять-семь лет, а можно и за три года. Кстати, запускать принципиально новую машину раз в семь лет - не так уж плохо. Сейчас много разговоров о том, что многие западные компании обновляют модельный ряд чуть ли не каждый год. Но речь, как правило, идет все же о модификациях, а не о базовых моделях. В среднем крупные производители меняют машины один раз в пять лет.

- Насколько ваши разработки зависят от возможностей смежников?

- Зависимость прямая. Скажем, гарантия от сквозной коррозии требует применения оцинкованного металла. Но если этот металл не смогут поставить на завод, то ВАЗ не выполнит обязательств. Еще один пример. Сейчас на мне нет ни одной отечественной вещи. А в наших машинах почти все - российского производства. До кризиса в себестоимости вазовских автомобилей импортных комплектующих было более, чем на шестьсот долларов, сейчас - только около двухсот. Да, в том числе по этой причине наши машины выглядят не так элегантно, как иностранная продукция. Но они и стоят дешевле. Словом, мы бы рады использовать велюр, но вынуждены обходиться "шинельным" сукном, то есть продуктами с не самыми высокими потребительскими свойствами. Между тем вазовские поставщики постепенно начинают оживать. Особенно производители пластмассовых деталей, с которыми мы ведем постоянный диалог. Но чтобы освоить новую продукцию, им необходимо купить современное оборудование, качественное сырье. Для этого нужны деньги, которые ВАЗ дать не может. Мы говорим: "Сами финансируйте производство, а мы гарантируем, что купим вашу продукцию".

- Как идет работа с Opel по освоению модели Astra?

- У нас тридцатилетний опыт работы с немецкими фирмами. Инженеры ВАЗа, участвующие в международном сотрудничестве, владеют английским и немецким языками. Политика заключается в том, чтобы общаться не через переводчиков, а напрямую. Кроме того, наши специалисты работали за границей, например в компании Porsche. А в системах управления компьютерами мы обладаем теми же программными пакетами, что и наши иностранные коллеги. Что касается испытаний, то и они проводятся по схожим методикам. В рамках сотрудничества с Opel НТЦ выполнил два контракта по испытанию автомобилей, получивших высочайшую оценку. К слову сказать, вазовских специалистов по моторам приглашала на работу Porsche. Только в прошлом году трое уехали работать за рубеж.

- Планируете ли вы создать совместный с Opel автомобиль?

- Это и желательно, и возможно. Представители Opel считают, что только объединенными усилиями можно разработать машину, которая будет успешно продаваться в России. Недаром в планах будущего СП - производство новой "Нивы". В принципе, я убежден, что российскому жителю нужна вместительная машина. В России пока нет достаточного количества кемпингов, мотелей, где можно с комфортом отдохнуть. Во время путешествий мы вынуждены все брать с собой. Попытайтесь себе представить хотя бы путешествие из Москвы в Иркутск.

- Это - кошмар. Я не поеду...

- Хорошо, более короткое путешествие - в Тольятти. На "восьмерке" ехать трудно. К тому же в наших городах, если исключить Москву, пока нет проблем с парковкой. Русские тоскуют по большому и просторному автомобилю. То же самое происходит с жильем. Какие дома сейчас строятся за городом? Просто огромные. Мировая тенденция заключается в том, чтобы производить широкий спектр разных моделей. Например, Mercedes начал заниматься маленьким А-классом. Ford создал Focus. И у нас все идет по тем же рельсам. Есть "восьмерка", "десятка" и ее удлиненная на сто пятьдесят пять миллиметров версия, выпускаемая под индексом "сто восемь". Это автомобиль для чиновника средней руки.

- В технических центрах иностранных компаний мне не раз показывали специальный цех, где разбираются машины конкурентов. Занимается ли НТЦ подобной работой?

- У нас есть зал аналогов, для которого ВАЗ покупает продукцию других производителей. Конечно, разбираем и смотрим, что там внутри. К конкурентам мы относим Opel Vectra и Astra, FIAT Brava. Правда, мы несколько стеснены в средствах и не можем приобретать все, что хотелось бы. Но мы посещаем все автосалоны. Кстати, японцы в свое время отправляли на выставки детей с фотокамерами. Когда они вырастали, то уже абсолютно четко представляли, какой должна быть машина, и у них не возникали трудности с конструированием собственной продукции. А если человек все время смотрит на "полуторку", то и построить он сможет только что-то аналогичное.

Завод в заводе

АвтоВАЗ нередко упрекают в малом количестве модификаций, однообразном оформлении салона, отсутствии дополнительного оборудования, бедности цветовой гаммы. Но в недрах автогиганта набирает обороты мини-завод, уже сегодня изготавливающий автомобили на заказ с учетом самых высоких требований. Называется это предприятие, созданное как подразделение НТЦ, опытно-промышленное производство (ОПП). Перед ним изначально ставились две основные задачи. Первая и главная: изготовление опытных образцов и промышленных партий автомобилей, предназначенных для освоения на главном конвейере. Вторая заключалась в том, чтобы на недозагруженных мощностях ежегодно изготавливать три тысячи машин, отличающихся от выпускаемых на конвейере. После акционирования АвтоВАЗа акценты сместились. В рыночных условиях завод не мог себе позволить содержать подразделение, не приносящее прибыль. Новая цель состояла в том, чтобы, выполняя прежние задачи, приступить к выпуску тридцати тысяч машин в год. В прошлом году ОПП выпустило около тринадцати тысяч машин, то есть автомобилей произведено в четыре раза больше, чем предусматривалось проектом.

Каким образом удалось этого добиться без нового строительства? Понятие "создание производственных мощностей" на ОПП заменили девизом "создание возможностей". Под этим словосочетанием понимается поиск партнеров, которые взяли бы на себя значительную часть работы. За пределы производства вынесено изготовление ряда комплектующих включая детали кузова. Сегодня вокруг ОПП существует множество фирм, работающих в интересах мини-завода. Среди них, например, местный авиазавод, а также другие предприятия "оборонки". Единственное, от чего пока нельзя отказаться, это от окраски кузовов. Хотя с точки зрения потребителей, это - несомненный плюс. Окрасочный комплекс ОПП - лучший в России. Он может красить подряд идущие кузова сразу в семь цветов.

О перспективах опытно-промышленного производства рассказывает его руководитель Сергей Перевезенцев:

- Мы начинали со сборки автомобилей на двадцати четырех подъемниках, теперь переходим к конвейерному методу. Благодаря этому уже сегодня можно изготавливать до двадцати пяти тысяч автомобилей. Этого количества достаточно не только для развития ОПП, но и для НТЦ. У нас есть собственная дилерская сеть, через которую реализуются шестьдесят процентов продукции. Остальное продается через официальных дилеров АвтоВАЗа.

- На какую продукцию вы делаете ставку в первую очередь?

- Первой нашей моделью был внедорожник 2129 - удлиненная трехдверная "Нива". После ее освоения Владимир Каданников принял, на мой взгляд, абсолютно верное решение, подписав приказ о праве ОПП распоряжаться заработанными деньгами. Именно это позволило полностью модернизировать маломощное производство. Потом появилась машина 2131 - сегодняшняя длиннобазная "Нива", но уже с пятью дверями. На нее имеется стабильный спрос. Уже пять лет изготавливается 2115 (рестайлинговая версия 21099). Наши усилия по подготовке производства не прошли зря. Скоро машину начнут осваивать на основной конвейерной цепочке. Дальше - больше. ОПП самостоятельно провело подготовку производства автомобиля 2120, известного как минивэн "Надежда". Только за март изготовлено сто экземпляров. Кстати, на базе этого автомобиля начинается выпуск такси, которые по своей философии напоминают английские кебы. Особенность таксомотора, вмещающего четырех человек, заключается в том, что багажное отделение расположено в салоне справа от водителя. В отличие от полноприводной "Надежды" такси будут оснащаться только задним приводом. На них пока устанавливаются моторы объемом один и восемь десятых литра. Но уже в этом году появятся версии с двухлитровыми силовыми агрегатами.

- Насколько я знаю, существовали планы рестайлинга "восьмерок" и "девяток". Они еще актуальны?

- Да, эти машины есть в нашей программе под индексами 2113 и 2114. Мы уже изготовили пятнадцать машин на базе 2109. Затем дойдет очередь и до "восьмерки". Согласно программе развития ОПП, эти автомобили будут присутствовать в модельном ряду по крайней мере до две тысячи пятнадцатого года.

- А что вы можете сказать по поводу "Калины"?

- Через четыре года предприятие должно выпускать двести двадцать тысяч автомобилей "Калина". Таким образом, в две тысячи первом году обязана появиться опытно-промышленная партия, выпуск которой возлагается на ОПП. После освоения у нас машина плавно перейдет на основную площадку завода. А сегодня мы осваиваем 2123, то есть новую "Ниву". Уже сварено сто кузовов. Автомобили находятся в процессе сборки. Правда, пока нет фар. Подготовка их производства несколько затянулась на совместном с Bosch предприятии в Рязани. Опыт новой "Нивы" свидетельствует о том, что и с внедрением "Калины" все пройдет успешно. Вообще, задача состоит в том, чтобы выпускать новую базовую модель каждые пять лет. "Калина" - первая попытка достичь этой цели.

- Не могли бы вы приоткрыть завесу секретности и рассказать о принципиально новой продукции, которую ОПП скоро предложит автомобилистам?

- Сейчас мы ведем подготовку производства модернизированной "десятки" и другой модели того же семейства - 21108. Она представляет собой удлиненный вариант 2110, с повышенным комфортом для задних пассажиров. Несколько таких автомобилей уже находятся в распоряжении руководителей АвтоВАЗа. Мы хотим, чтобы наши машины отличались от обычных улучшенным качеством, дизайном, - как внутренним, так и внешним. Другими словами, ОПП стремится выпускать элитную продукцию. Сейчас мы начинаем работать над абсолютно новым универсалом 1120. Он будет на восемьдесят миллиметров шире и на сто выше, чем "Калина". Первые образцы могут появиться уже через пару лет. А вот объем выпуска пока обсуждается. Он может составить от пяти до пятнадцати тысяч экземпляров. Я убедил вас в перспективах АвтоВАЗа?

Тольятти-Москва


У партнеров

    Реклама