"Секретный" проект L65

Москва, 02.10.2000
Renault пришла в Россию, оглядываясь на успех в Турции

Еще несколько лет назад один высокопоставленный московский чиновник заявлял, что российско-французское СП "Автофрамос" вслед за Renault 19 займется производством нового автомобиля. Правда, подробности он тогда не разглашал, а сообщил лишь о том, что машина будет стоить дешевле 10 тысяч долларов. Теперь Renault раскрыла карты. Оказывается, имелась в виду модель Clio Symbol, которую в документах для внутреннего пользования называли проект L65. Эта машина уже год выпускается в Турции, а в октябре ее производство должно начаться в России при непосредственной помощи турецких коллег.

СП -- метод захвата рынка

В Турции тактика массированного наступления оправдала себя несомненно. Придя туда более тридцати лет назад, Renault, создав СП с турецкой компанией Oyak, сумела добиться главенствующих позиций на рынке. Сейчас каждая четвертая машина, продаваемая в этой стране, выпускается Renault. Причем половина реализуемых автомобилей производится на местном заводе.

Единственным серьезным конкурентом считается FIAT, но и он постепенно сбавляет обороты. Еще шесть лет назад казалось, что позиции итальянского концерна незыблемы. В 1994 году ему принадлежала половина турецкого рынка. Перелом наступил через три года, когда показатели компаний сравнялись, а затем французы вырвались вперед. Их пятипроцентное лидерство сохраняется и по сей день. Ближайший преследователь - Volkswagen - также отстал. Его доля рынка колеблется в пределах 8%, а у Renault этот показатель к концу прошлого года достиг 28%.

Впечатляющие успехи в Турции вдохновляют французов на активную работу в России. Как известно, совместный проект правительства Москвы и Renault рассчитан на производство 100 тысяч автомобилей в год. Если эти планы осуществятся, то доля французской компании в России приблизится к турецким достижениям. Причем, судя по всему, Renault собирается использовать турецкое предприятие как модель для создания аналогичной структуры в нашей стране. Действительно, в обоих проектах много общего. Во-первых, оба имеют форму СП, где каждой стороне принадлежит примерно одинаковое количество акций. Правда, если в "Автофрамосе" пакеты разделены поровну, то в турецком варианте у Renault на две акции больше. Во-вторых, и в том и в другом случае французская компания одной из первых всерьез пришла на еще не сформированный автомобильный рынок, что дает ей определенные преимущества перед конкурентами.

Именно сходство российского и турецкого заводов, а также задач, которые стоят перед двумя СП, побудило Renault пригласить группу журналистов посетить производство в городе Бурса.

Испытание турецкой дорогой

Путь на завод в Бурсу из Стамбула неблизкий. Достаточно сказать, что для достижения цели путешественнику необходимо пересечь Мраморное море. Благодаря наисовременнейшему и очень скоростному парому, напоминающему скорее не корабль, а самолет будущего, плавание заняло всего два часа. Прямо в порту нас поджидали новенькие Clio Symbol, на которых мы и отправились на завод.

Тест-драйв в Турции имел, что называется, местную специфику. Отдельных слов заслуживает манера управления тамошних водителей. По сравнению с ними московские автомобилисты могут показаться примером поведения на дороге. Создается впечатление, что без звукового сигнала ни одна машина в поездку не отправляется. Светофоры и дорожная разметка существуют, кажется, лишь для проформы и почти не влияют на сумасшедшие маневры шоферов. Видимо, поэтому организаторы теста снабдили наш караван специальным конвоем, оберегавшим представителей четвертой власти от шальных ездоков.

Symbol является частью проекта по разработке и внедрению в производство различных модификаций на базе модели Clio II. Известно, что эта машина обошлась Renault в 672 млн французских франков. Причем ни на одном заводе в Западной Европе автомобиль выпускаться не будет. Как утверждает производитель, Symbol специально адаптирован для тяжелых климатических условий и эксплуатации на дорогах с разным качеством покрытия. К примеру, для обеспечения максимального комфорта машина оснащена задней подвеской с упругой поперечной балкой, которая, в свою очередь, крепится к кузову кронштейнами, снабженными резинометаллическими шарнирами. Они являются основным связующим элементом, обеспечивающим оптимальный баланс между комфортом и управляемостью. В сочетании со специально доработанной передней подвеской эта конструкция позволяет водителю чувствовать себя достаточно удобно даже при езде по пересеченной местности. Плюс к этому стандартно устанавливаются АБС и система электронного распределения тормозных усилий.

Что касается моторов, то на новый Clio предлагается два варианта - оба объемом 1,4 литра. Самая мощная версия будет оснащаться 16-клапанным двигателем, развивающим 95 л. с. При этом максимальная скорость достигает 186 км/ч. А самый слабый вариант способен выдавать 75 л. с. и разгоняться до 170 км/ч. Интересно, что моторы в Symbol устанавливаются на маятниковой подвеске, а не на опорах. Такое решение значительно уменьшило вибрацию, передающуюся от двигателя на кузов.

Особое внимание в новинке уделено безопасности. Новый Clio имеет более жесткую конструкцию, чем его предшественник. Машина серийно оснащается воздушной подушкой для водителя и ремнями безопасности с ограничителем натяжения. Кроме этого, в Symbol используются новые материалы, предотвращающие повреждения при слабых ударах. К ним, в частности, относятся передние крылья из композита и фары, защищенные стеклами из поликарбоната.

Благодаря совместной работе специалистов Renault и Дмитровского автополигона удалось выяснить, какие изменения по сравнению с базовой моделью необходимо внести, чтобы адаптировать Clio для российских условий. Всего во время испытаний автомобили проехали 70 тысяч километров, из которых 30% - в условиях города, 60% - по плохим загородным дорогам и 10% - по автострадам. В результате у российской версии стал больше клиренс и повысилась ее "морозостойкость". Машина может эксплуатироваться даже при минус 30 по Цельсию.

Наверное, россиянам придется по вкусу и небывало вместительный багажник, который достигает 510 литров. А это, между прочим, идентично отсеку Megane Classic. По данному показателю Symbol не имеет аналогов среди автомобилей такого же класса.

Что касается моих личных впечатлений от поездки, то автомобиль показался простым, добротным и надежным. Времени на привыкание к салону и различным системам управления не требуется. Кажется, что имеешь дело со старым знакомым. Несмотря на это, дух новаторства в Symbol присутствует. Его внешний вид однозначным назвать нельзя. На мотор-шоу в Москве, где состоялась российская премьера, кому-то автомобиль нравился, а кому-то нет. Однако почти все признавали его своеобразность.

Впервые дизайн, примененный в Clio, был опробован в 1994 году на концепт-каре Argos. Отличительной особенностью новой концепции считается противоречие с аэродинамическим стилем и излишествами так называемого биодизайна. Кроме того, абсолютно круглые арки колес, прямоугольные очертания дверей и несколько других деталей, без сомнения, напоминают и другой концепт Renault, названный его создателями Next.

Конечно, двухчасового теста недостаточно для получения полного представления об автомобиле. Тем не менее управляемость, тормоза и работа подвески оставили приятное впечатление. Без проблем преодолев около двухсот километров, вереница новеньких автомобилей подъехала к заводу, которым по праву гордятся в головном офисе Renault, расположенном неподалеку от Парижа.

От простого к сложному

Почти все автомобильные заводы похожи друг на друга, поэтому нет особого смысла описывать цеха, прессы, роботы и прочие атрибуты производства. Хотя на одной детали стоит остановиться. Речь идет о конвейере, на котором, используя современную технологию, одновременно собирают сразу три модели. Такая гибкая система позволяет варьировать объем выпуска в зависимости от потребительского спроса.

В России бытует мнение, что автомобили, произведенные в Турции, уступают по качеству своим европейским близнецам. На самом деле сегодня абсолютно не важно, в какой стране собирают ту или иную машину. Главное, полностью соблюсти необходимую технологию. А проверка качества - дело не сложное. Более того, филиалы зачастую опережают по многим параметрам предприятия из Европы.

А начиналось все в далеком 1969 году, когда фирма Oyak-Renault приступила к изготовлению автомобилей. В течение многих лет в городе Бурса продолжалось производство простых и недорогих моделей Renault 9 и Renault 12 Toros, которые оснащались карбюраторными моторами объемом 1,4 литра. Предлагались и модернизированные версии, например R9TSE Broadway и R9TXE с двигателем мощностью 81 л. с. и с автоматической коробкой передач. После того как бестселлер Старого Света Renault 19 закончили производить во Франции, он появился на турецком конвейере и получил новое название Europa. Эта машина выпускалась в вариантах седан и хэтчбек.

Три года назад в Бурсе освоили выпуск автомобилей Megane. О доверии Renault к своему филиалу говорит хотя бы тот факт, что в прошлом году ему единственному из заводов компании был доверен выпуск модели Megane Break, которая экспортируется на многие европейские рынки. Эта машина составляет основу производственной программы - 38% от всех изготавливаемых моделей. Кроме того, предприятие выпускает Megane Classic (21%), а также Clio Symbol (26%), которая уже скоро полностью заменит на конвейере легендарную Renault 19. По словам генерального директора завода Oyak-Renault Доминика Корреза, качество турецкой продукции ни на йоту не отличается от европейских образцов. Что касается комплектующих, то они поступают из Бразилии, Аргентины и Мексики. А готовая продукция отправляется в 30 стран.

В прошлом году Oyak-Renault выпустил более 125 тысяч автомобилей. Это - не самый высокий показатель за всю историю существования завода. Пик производства был достигнут шесть лет назад, когда удалось продать 160 тысяч машин, в основном благодаря Renault 19. Но затем Турцию ожидал экономический кризис, заставивший резко сократить объемы производства из-за падения спроса. Теперь Renault пытается восстановить утерянные позиции, вкладывая немалые средства в развитие завода. К примеру, ежегодные инвестиции в последние несколько лет достигали 100 млн долларов. Это привело к тому, что к концу прошлого года совместному предприятию удалось загрузить 78% производственных мощностей, а за семь месяцев текущего года выпустить более 82 тысяч автомобилей.

Примерно такие же цели поставлены и перед "Автофрамосом". Уже в октябре с конвейера должны сойти первые Symbol российской сборки. Причем выпускаться новинка будет в трех вариантах. Первый называется RN и подразумевает оснащение мотором мощностью 75 л. с. В базовую комплектацию входят электронное противоугонное устройство, гидроусилитель руля, тонированные стекла и бамперы, окрашенные в цвет кузова. Такое оснащение обойдется покупателю в 8500 долларов. Если же автомобилист захочет ко всему перечисленному прибавить кондиционер, тахометр, центральный замок и передние стеклоподъемники, то машина подорожает на 1400 долларов. А в самую богатую комплектацию (RTE) входит уже 16-клапанный двигатель, а также противотуманные фары, стереосистема и много других, к слову сказать, очень приятных мелочей.

В принципе Symbol должно ожидать неплохое будущее в России, поскольку до сих пор ни один иностранный производитель не начинал у нас сборку новейшей модели да еще по такой привлекательной цене. Остается добавить, что особое внимание в разработке Symbol было уделено расходам на эксплуатацию, которые, по словам представителей Renault, сведены к минимуму.

Бурса-Москва

У партнеров

    «Эксперт Авто»
    №10 (20) 2 октября 2000
    N10 (20) 2 октября
    Содержание:
    Они уже разговаривают, но пока не летают

    General Motors представила инновационные продукты на автополигоне Mortefontaine под Парижем

    Реклама