ПУБЛИКУЙТЕ НОВОСТИ О ГЛАВНЫХ СОБЫТИЯХ
СВОЕЙ КОМПАНИИ НА EXPERT.RU

Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Формула "Автотора"

, , 2001

Что помогает российскому предприятию добиваться немецкого качества

Сразу четыре модели в дополнение к тем, что уже собираются на мощностях ЗАО "Автотор" в Калининграде, пополнили производственную программу предприятия. Это - обновленная "пятерка" и "трешка" BMW с двигателями последнего поколения, корейские KIA Rio и внедорожник Sportage, получивший дополнение к названию - Grand. Уже один этот факт свидетельствует о развитии балтийского завода и выделяет его из числа других сборочных производств, появившихся в России за последние годы.

Это тем более важно, если учесть, что еще недавно говорилось о десятках предприятий, занятых сборкой иномарок, а теперь счет идет на единицы. И едва ли кто еще из оставшихся может похвастаться сколько-нибудь заметными успехами. Пусть на подходе сейчас целый ряд крупных проектов - опыт "Автотора" не становится от этого менее ценным.

Первый калининградский автомобиль был собран в мае 1997 года на площадях судостроительного завода "Янтарь". Основную часть технологического оборудования закупили в Греции - там на нем производили Nissan Sunny. Ничего необычного в том, что поначалу использовались подержанные станки и инструменты, нет, это весьма распространенная практика. К примеру, после снятия с конвейера в Германии легендарного "Жука" все оборудование перевезли в Бразилию, где выпуск этого автомобиля продолжался еще десятки лет.

"Автотор" сразу предложил потребителям весьма неплохую гамму легковых машин: Avella, Clarus, Sportage, Rocsta, а также микроавтобус Pregio. Параллельно выпуск моделей KIA наладили и на площадке другого оборонного завода - "Калининградбуммаш".

Трудные времена наступили после августа 1998 года. Если до кризиса "Автотору" удавалось ежемесячно продавать около шестисот машин, то после кризиса реализация упала до сорока автомобилей в месяц. В результате ЗАО практически лишилось оборотных средств. На восстановление утраченных позиций ушло полтора года. Теперь можно с уверенностью сказать, что "Автотор" кризис пережил.

Страница истории

Южнокорейская компания KIA была основана 56 лет назад и вначале специализировалась на изготовлении велосипедов. Понадобились десятилетия, чтобы KIA приступила к строительству автомобилей. Большая часть моделей (кроме внедорожника Sportage, родстера Elan и минивэна Carnival) создана на базе японских машин Mazda. Например, Clarus сделан на шасси Mazda-626, Avella - копия Mazda-323, Pride - не что иное, как Mazda-121.

Кстати, Mazda, на одну треть принадлежащая концерну Ford, имеет свою долю акций в KIA. Это дает руководителям компании повод утверждать, что их машины вобрали в себя достижения как японского, так и американского автомобилестроения.

В 1976 году KIA Motors приобрела другую корейскую компанию - Asia Motors, известную своими полноприводными машинами Rocsta. Этот внедорожник создан по образу и подобию экстравагантного Jeep Wrangler. Правда, вариант из Кореи оснащается деталями местного производства.

Кроме России автомобили KIA собирают еще в нескольких странах, например в Тайване и Венесуэле. Из-за азиатского кризиса компания понесла серьезные убытки. Только за один 1998 год объем производства сократился почти в два раза, упав до 252 тыс. единиц против 427 тыс. в предыдущем году. В результате KIA лишилась самостоятельности, став подразделением крупнейшего корейского производителя Hyundai.

Золотые кадры

Первое, на что обращаешь внимание, попадая в цех, где собирают KIA, - это внешний вид работников. Синяя форма аккуратна и чиста, а лица не отягощены печатью похмелья. В общем, как на Западе. Но вот чего нет, пожалуй, ни на одном самом современном зарубежном производстве и чего сразу не заметишь, - так это высокий уровень подготовки, больше того, общей культуры персонала. Здесь трудятся в основном бывшие сотрудники оборонных предприятий, многие с высшим образованием, некоторые - с научными степенями. И это, несомненно, напрямую сказывается на качестве работы. Еще не утерянный высокий уровень образования при невысоком пока уровне оплаты труда - существенный фактор, делающий российские предприятия весьма привлекательными в глазах западных компаний. В этом смысле мы пока можем дать фору любым азиатам или латиноамериканцам.

Средняя зарплата рабочего составляет на "Автоторе" 3900 рублей. Технолог зарабатывает на 30% больше. Всего здесь сейчас трудятся 750 человек.

Сборка осуществляется на небольшом конвейере, где движущиеся под потолком в специальных захватах автомобили переезжают от одного поста к другому, обрастая агрегатами. В конце конвейера - пост контроля, на котором проверяется все включая уровень вредных веществ в выхлопных газах.

Уникальность калининградского производства заключается в том, что оно очень гибкое, позволяет в кратчайшие сроки освоить выпуск практически любой модели. Необходимы лишь техническая документация и дополнительная тренировка персонала. В отличие от BMW корейские автомобили пока поступают на завод уже с окрашенными кузовами, со стеклами и внутренней обивкой. На них монтируют двигатели, колеса, выпускные системы и прочие узлы. Но это именно "пока".

Как известно, любое производство иномарок в России, получившее государственные льготы, обязано в течение пяти лет довести уровень собственных трудозатрат при изготовлении автомобиля до 50%. Таков закон. Стоит эта задача и перед "Автотором". Ее решение сулит дополнительные выгоды. По плану уже в этом году калининградское предприятие должно самостоятельно приступить к сварке и окраске кузовов. Такой шаг должен снизить розничную стоимость внедорожника Sportage c 18-20 до 12-14 тыс. долларов. Правда, произойдет это не сразу, технология сборки будет меняться поэтапно в течение нескольких лет. Кстати, именно калининградские джипы пользуются сегодня наибольшим спросом. Это отчасти объясняется тем, что кроме привычной версии в Калининграде освоили и модификацию Sportage Grand (в Корее ее называют Long), которая отличается большими размерами.

Особые надежды руководство "Автотора" связывает с моделью Rio, сменившей в производственной программе явно устаревшую Avella. Новинка разрабатывалась специально для американского рынка. Этим объясняется довольно богатая комплектация автомобиля, включающая в себя кондиционер. К выпуску Rio в Калининграде уже приступили. Пока стоимость автомобиля в салонах официальных дилеров составляет 11500 долларов. Говорят, что с увеличением объемов выпуска цена снизится.

Что касается общих производственных показателей, то в день изготавливается от 8 до 12 машин, в зависимости от заказа.

Любопытно, что в скором времени начнется сокращение дилерской сети. Останутся лишь продавцы, отвечающие определенным условиям "Автотора": каждый официальный дилер обязан иметь сертифицированный техцентр, шоу-рум и крытую площадку для хранения машин.

Чему удивились немцы

В марте 1999 года, когда "Автотор" подписал соглашение с BMW, в проект верили немногие. Ведь до тех пор в России не собиралась столь высокотехнологичная продукция. К тому же автомобили баварского концерна всегда были не только престижными, но и являлись эталоном качества. Доверив их выпуск начинающему российскому производителю, BMW серьезно рисковал своим безупречным имиджем. Тем не менее через шесть месяцев, после проведения строительно-монтажных работ, на заводе "Янтарь" начался серийный выпуск машин пятой, а затем и седьмой серий. При этом все производство KIA перевели на территорию "Калининградбуммаша".

Выбор "пятерки" в качестве стартовой модели объясняется тем, что именно эта машина пользуется наибольшим спросом в России. Одновременно с немецкой продукцией в Калининграде стали изготавливать и внедорожники Land Rover, собранные за несколько месяцев в количестве 108 штук. Но после продажи английской компании производство прекратили. На складе до сих пор стоят несколько десятков сиротливых Defender, судьбу которых решают между собой Ford и BMW.

Калининградский конвейер BMW значительно отличается от площадки KIA. Во-первых, кузовы поступают в разобранном виде, без стекол и обивки. Во-вторых, передвигаются они не с помощью захватов, а по рельсам на небольших тележках. В-третьих, производство баварских машин просто-напросто больше, поскольку рассчитано на ежегодный выпуск 10 тыс. автомобилей.

Находясь в цеху, где собирают BMW, понимаешь, что все здесь подчинено одной-единственной идее - качеству. Стены украшают многочисленные стенды, испещренные цифрами и графиками. Там же - портреты передовиков производства. Шутить по этому поводу можно долго, вспоминая недалекое советское прошлое. Однако к качеству на "Автоторе" относятся действительно серьезно. Каждый собранный автомобиль осматривает специально обученный в Германии человек. У этого "придиры" одна задача: обнаружить как можно больше недостатков. Каждый фиксируется, а затем с помощью специальной таблицы выводятся штрафные баллы. Ежемесячно после осмотра всех без исключения машин получается средняя оценка.

К сегодняшнему дню калининградскому предприятию удалось доказать BMW, что и за границей можно делать такие же качественные автомобили, как и в Германии. Вслед за пятой серией калининградцам доверили и выпуск шикарной "семерки". На очереди - самая популярная в Европе "трешка".

Рассказывает начальник управления контроля качества Валерий Гусаров:

- На выпуске BMW заняты шестьдесят шесть рабочих. Их зарплата на шестьдесят процентов зависит от показателей качества. Больше брака - меньше денег, и наоборот. Но дело не только в материальном стимуле. На "Автоторе" работают сразу два менеджера по качеству. Один - это я, от российской стороны, а второй - мой коллега из Германии, представляющий интересы BMW. Каждый найденный дефект заносится в компьютер, откуда данные отправляются напрямую в мюнхенскую штаб-квартиру. Кроме того, к нам время от времени приезжают немецкие аудиторы, контролирующие работу служб качества "Автотора".

Когда производство только начиналось, BMW дал абсолютно четкие ориентиры. Поначалу качество должно было равняться "десятке", а затем в течение восемнадцати месяцев улучшиться до трех баллов. Но жизнь внесла коррективы. С самого начала рабочие сумели добиться результата в семь баллов. После сборки первых трех автомобилей специалисты BMW пришли к выводу, что восемнадцать месяцев для россиян - это много. Поэтому планку достижения оптимального стандарта опустили до года. Но и тут все вышло по-другому. Через отведенные нам двенадцать месяцев показатель оказался равен 1,63 балла. Удивительнее всего то, что до "Автотора" у BMW не было прецедентов достижения столь высокого качества зарубежным предприятием. Чтобы проверить наши отчеты, в Калининград дважды наведались аудиторы. Но их оценка оказывалась еще более лояльной по сравнению с нашей. А недавно произошел такой любопытный случай. Одного из наших аудиторов пригласили для стажировки в Германию. Но его коллеги из BMW оказались недовольны приездом гостя, потому что ему удалось "накопать" гораздо больше дефектов, чем обычно обнаруживают немецкие аудиторы. Конечно, во многом отличное качество машин объясняется относительно медленными темпами производства. Каждый рабочий имеет время, чтобы обдумать свои действия. Поэтому можно сказать, что мы предлагаем потребителю эксклюзивную ручную сборку. Доказательством тому служат цифры. По последним данным, коэффициент качества на заводах BMW в Германии равен 1,8 балла, а наш показатель - 1,52.

Страница истории

История баварской фирмы началась в годы первой мировой войны с объединения двух мюнхенских компаний, выпускавших авиационные моторы. Сначала этот альянс называли Bayerische Flugzeugwerke, а с 1917 года - Bayerische Motorenwerke (Баварский моторный завод), сокращенно BMW. В первые годы существования предприятие специализировалось только на двигателях для авиации. В 1919 году самолет, оснащенный мотором BMW, установил абсолютный рекорд, поднявшись на высоту 9760 метров. Версальский договор, запретивший Германии производить любое вооружение, в том числе и самолеты, нанес фирме сокрушительный удар. Производство пришлось переориентировать на выпуск силовых агрегатов для грузовиков, легких судов и мотоциклов.

Автомобилестроителем BMW стала в 1928 году после приобретения лицензии на производство двухместного автомобиля DA-1, разработанного английской фирмой Austin Seven. Затем у BMW стали появляться собственные модели, быстро завоевавшие популярность.

Вторая мировая война, во время которой BMW возобновила выпуск авиамоторов и военного оборудования, вновь привела немецкую компанию к краху. Ее главный завод в Айзенахе остался в советской оккупационной зоне и впоследствии был национализирован. Автопроизводство восстановили только в 1952 году. А во время финансового кризиса 1959-1960 годов контрольный пакет акций BMW приобрел мультимиллионер Герберт Квандт. В результате было заменено руководство, а на конвейере появилась новая модель среднего класса "1500". Можно сказать, что с тех пор BMW, без сомнения, идет дорогой успеха. Сегодня компания производит четыре семейства моделей классической компоновки с задними ведущими колесами. Кроме того, в прошлом году на рынке появился первый внедорожник BMW X5. В 1999 году объем производства составил 755547 автомобилей. А если считать и объемы английской фирмы Rover, которая в то время принадлежала BMW, то суммарный выпуск превысил миллион единиц. Результат прошлого года, когда на всех заводах компании удалось изготовить более 800 тыс. машин (уже без учета Rover), позволяет BMW уверенно смотреть в будущее.

Перспективы

Как мы уже говорили, одно из преимуществ калининградского проекта заключается в его мобильности. Благодаря созданной на двух заводах системе производства можно в считанные дни без особых материальных затрат осваивать абсолютно новые модели. В принципе "Автотору" не нужны роботы, автоматические сварочные линии и гигантские покрасочные камеры, которые на многосерийном производстве окупаются в течение нескольких лет. Прибавьте сюда условия свободной экономической зоны, которые снижают стоимость конечного продукта в среднем на 20%, и близость к Европе, откуда на "Автотор" поставляются все компоненты, и вы получите практически идеальное в российских условиях производство.

Отдельных слов заслуживает транспортная инфраструктура. Калининград обладает гигантским портом, а железнодорожные пути проложены прямо до завода "Янтарь". То есть готовые автомобили могут прямо из цеха грузиться на платформы и отправляться в любой регион страны.

Неплохо устроился "Автотор" и с точки зрения производимой продукции. За сбыт "пятерок" и "семерок" отвечает исключительно "БМВ Русланд Трейдинг", на плечи которой ложится весь риск неудач на рынке. "Автотор" же занимается только корпоративными клиентами. Правда, с моделями KIA "Автотор" действует исключительно на свой страх и риск.

Всего в прошлом году удалось собрать и продать (все машины изготавливаются под заказ дилеров) около 3200 автомобилей - и баварских, и корейских. Две тысячи из них - BMW. Вполне вероятно, что уже к концу текущего года калининградское предприятие сможет выйти на одно из первых мест российского хит-парада. По крайней мере руководство не скрывает планов по выпуску 4500 автомобилей обеих марок.

Несмотря на довольно благоприятную конъюнктуру, "Автотор" продолжает переговоры с другими иностранными компаниями. Производство, в которое вложено 150 млн долларов, рассчитано на выпуск гораздо большего количества автомобилей.

Калининград-Москва

«Эксперт Авто» №1 (23)
Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама



    Самозанятым помогут заявить о себе

    Альфа-Банк первым представил мобильное приложение для самозанятых

    «Экспоцентр»: место, где бизнес развивается


    В клинике 3Z стали оперировать возрастную дальнозоркость

    Офтальмохирурги клиники 3Z («Три-З») впервые в стране начали проводить операции пациентам с возрастной дальнозоркостью

    Инновации и цифровые решения в здравоохранении. Новая реальность

    О перспективах российского рынка, инновациях и цифровизации медицины рассказывает глава GE Healthcare в России/СНГ Нина Канделаки.

    ИТС: сферы приложения и условия эффективности

    Камеры, метеостанции, весогабаритный контроль – в Белгородской области уже несколько лет ведутся работы по развитию интеллектуальных транспортных систем.

    Курс на цифровые технологии: 75 лет ЮУрГУ

    15 декабря Южно-Уральский государственный университет отметит юбилей. Позади богатая достижениями история, впереди – цифровые трансформации

    Когда безопасность важнее цены

    Экономия на закупках кабельно-проводниковой продукции и «русский авось» может сделать промобъекты опасными. Проблему необходимо решать уже сейчас, пока модернизация по «списку Белоусова» не набрала обороты.

    Новый взгляд на инвестиции в ИТ: как сэкономить на обслуживании SAP HANA

    Экономика заставляет пристальнее взглянуть на инвестиции в ИТ и причесать раздутые расходы. Начнем с SAP HANA? Рассказываем о возможностях сэкономить.

    Армения для малых и средних экспортеров

    С 22 по 24 октября Ассоциация малых и средних экспортеров организует масштабную бизнес-миссию экспортеров из 7 российских регионов в Армению. В программе – прямые В2В переговоры и участие в «Евразийской неделе».


    Реклама