Приобрести месячную подписку всего за 350 рублей
Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

У заводов России соперников нет

, 2001

Отечественные машины по-прежнему занимают более девяноста процентов российского рынка легковых автомобилей

Двухтысячный год оказался для отечественного автопрома в целом весьма удачным. Большинство предприятий улучшили свои показатели, а некоторые добились существенного роста объемов производства и продаж.

Что касается иномарок, то с ними ситуация меняется. Как уже писал "Эксперт-Авто", постепенно начинают пользоваться спросом не только дорогие или, напротив, дешевые автомобили, но и машины, предназначенные для среднего класса. При этом реализация выросла только у нескольких производителей. Остальные в лучшем случае повторили результат 1999 года. По оперативным данным, рынок новых иномарок вырос в минувшем году чуть больше чем на 5%. Причем впервые за многие годы резкий спад продаж наблюдался в декабре. Вероятнее всего, это связано с ожиданием потребителями падения розничных цен в связи с пятипроцентным снижением импортных пошлин. В этом случае мы имеем дело с отложенным спросом.

ВАЗ, ГАЗ и другие

Прошлый год для АвтоВАЗа был, пожалуй, самым успешным за последние десять лет. Выпущено 708373 автомобиля, что на 5,18% больше, чем годом раньше. В этом году предприятие планирует произвести более 750 тыс. машин. А это на 6% больше нынешнего показателя. При этом 130 тыс. будут отправлены на экспорт.

Увеличить сбыт планируется во многом благодаря сети управлений региональных поставок (УРП), через которую в прошлом году реализовано 170 тыс. автомобилей. В декабре к действующим центрам присоединились еще четыре - в Кирове, Пскове, Смоленске и Рязани. А в ближайшее время подобные структуры создадут в Калуге и Пензе. С началом их работы количество УРП, появившихся два года назад, достигнет сорока шести. Кроме того, надежды на успешную реализацию в Тольятти связывают с новой системой работы с дилерами, при которой около половины от общего объема продукции будет выпускаться по заказам официальных продавцов.

АвтоВАЗ приступает к выпуску малолитражек в Самарской области, на Украине и в Эквадоре. Недавно подписано соглашение и с Казахстаном.

Не столь успешно шли дела у второго по величине российского автозавода - ГАЗа. В прошлом году объем производства грузовых и легковых автомобилей сократился на 5% - до 227673 машин. Но если грузовиков выпустили всего на 2,5% меньше, то легковушек (111354) - на 7,3%. При этом на 9,8% выросло производство микроавтобусов.

Сокращение вызвано простоем конвейера в начале прошлого года, что было связано с недопоставками комплектующих. Кроме того, из-за снижения потребительского спроса завод был вынужден скорректировать производственную программу и перейти на работу в одну смену.

С начала нового года руководство предприятия приняло решение об увеличении объемов производства. Всего в первом квартале предполагается выпустить 44154 машины, 19185 из которых будут легковыми.

Производство легковых автомобилей в России

Компания

1999 год

2000 год

Рост/Падение (%)

АвтоВАЗ

673 486

708 373

+5,18

ГАЗ

125 000

111 354

-10,92

УАЗ

40 000

40 250

+0,62

КамАЗ/СеАЗ

42 000

50 000

+19,05

"Москвич"

30 112

нет данных


В январе стало известно, что на внеочередном собрании акционеров избран новый совет директоров (19 человек), большинство в котором получила группа "Сибирский алюминий". В тот же день на должность председателя совета директоров АО "ГАЗ" был избран Николай Пугин.

Перед новым руководством сразу встала проблема налоговой задолженности предприятия в размере 130 млн рублей, которая образовалась в октябре-ноябре 2000 года. Для урегулирования ситуации по распоряжению губернатора Нижегородской области создана специальная рабочая группа. В ее состав вошли представители ГАЗа, областного департамента промышленности и налоговых органов. Погасить долг перед государством ГАЗ планирует в первом квартале.

Отчаянная ситуация сложилась на АО "Москвич". За последние два года величина чистых активов акционерного общества снизилась с 1,467 млрд до -12,043 млрд рублей. При этом число работающих за тот же период сократилось на 64% - с 11,8 тыс. до 5,3 тыс. человек.

В связи с этим Контрольно-счетная палата столицы рекомендовала московским властям рассмотреть вопрос о целесообразности поддержки предприятия из муниципального бюджета. Глава департамента науки и промышленной политики городского правительства Евгений Пантелеев отреагировал быстро, заявив "Интерфаксу", что финансовая помощь будет оказываться и в будущем. А делается это для того, чтобы до конца года сделать завод рентабельным. Конечно, всякое случается, но пока реального выхода из тупика не видно. Что касается модельной гаммы, то в первом квартале на конвейер должны поставить автомобили "Князь Владимир" и четырехместный пикап грузоподъемностью 700-800 кг. Эти модификации наряду со "Святогором" станут основой модельного ряда "Москвича" в 2001 году. Любопытно, что в пресс-службе предприятия отказываются сообщать данные об итогах прошлого года, ссылаясь на временное отсутствие такой информации. Однако нетрудно догадаться, что причина молчания кроется в другом. В 1999 году московский завод выпустил 30112 автомобилей. Тогда генеральный директор предприятия Рубен Асатрян заявил, что в следующем году, то есть в 2000-м, объем производства останется на прежнем уровне. Так ли?

Несколько улучшил свои показатели УАЗ, увеличив объем производства на 4,2%. Всего за год он выпустил 84875 автомобилей. При этом выпуск легковых машин вырос на 4% - до 40250 единиц.

На редкость успешно действовали в прошлом году КамАЗ и СеАЗ, выпускающие модель "Ока". К примеру, Завод микролитражных автомобилей (ЗМА), входящий в структуру КамАЗа, изготовил более 30 тыс. машин. А в сумме камский завод и СеАЗ выпустили около 50 тыс. автомобилей.

Рынок иномарок

Как уже сообщал "Эксперт-Авто", тройка лидеров среди иностранных компаний выглядит следующим образом: Daewoo, Mitsubishi, Volkswagen. Трудно сказать, сохранится ли этот расклад в нынешнем году, учитывая известные сложности с Daewoo. Падение продаж в декабре, между прочим, было отчасти вызвано сокращением поставок этих автомобилей из Узбекистана.

Вероятно, ожесточенная борьба за второе место развернется между Mitsubishi и Volkswagen, разница в объемах продаж между которыми сокращается. Официальный дистрибутор Mitsubishi "Рольф" не скрывает своих планов. В 2001 году он рассчитывает продать 4200-4500 автомобилей. Надежды связаны с выведением на рынок пятидверной версии внедорожника Pajero Pinin с более мощным бензиновым двигателем 2.0 GDI. Его появление ожидается весной. Вслед за ним состоится российский дебют популярного в Западной Европе и Японии семиместного минивэна Space Wagon. А в мае появится модернизированный Space Star с мотором 1.6 MPI. Сейчас потребителям предлагается только версия с силовым агрегатом 1,3 литра. Кроме того, этот хэтчбек "увеличенной вместимости" начнут оснащать не только механической, но и автоматической трансмиссией.

Конечно, новинки есть и у Volkswagen, главная из которых - обновленная модель Passat. Напомним, что эта машина традиционно является бестселлером российского рынка. К примеру, в прошлом году ее выбрали 1263 покупателя.

Усиление конкуренции ожидается и между Renault, Skoda и Nissan. Шансы у них примерно равны. Но все-таки некоторого преимущества может добиться французская компания за счет местного производства на заводе "Автофрамос". Однако для реализации этого преимущества Renault понадобится "победить" чехов, которые, прежде всего за счет Octavia, на 55% увеличили объем реализации. К тому же в арсенале Skoda появилась новая модель Fabia.

Вплотную к лидерам подошла Toyota c результатом 2307 машин. Наиболее продаваемым автомобилем, как и годом раньше, остался внедорожник Land Cruiser. На него приходятся 55% общей реализации. Вторую позицию занимает Avensis (15%).

Совсем не намного отстал от японского конкурента Mercedes-Benz c показателем в 2294 единицы. Больше других моделей в России покупают Е-класс. За 12 месяцев он продан в количестве 873 единиц. Немного уступает собрату S-класс с результатом 738 автомобилей. К тому же своих владельцев обрели 80 малотоннажных и 19 больших грузовиков.

Продажи новых иномарок в России

Компания

1999 год 2000 год Рост/Падение (%)

Daewoo

15 092

около 13 600

-9,89

Mitsubishi

4183

3836

-8,29

Volkswagen

3479

3473

-0,17

Renault

1146

3002

+161,95

Skoda

1879

около 3000

+59,66

Nissan

4098

2536

-61,88

Toyota

4093

2037

-50,23

Mercedes-Benz

1650

2294

+39,03

Peugeot

604

1428

+136,42

Ford

1175

1357

+15,49

BMW

711

1301

+82,98

Audi

604

1 207

+99,83

Volvo

826

917

+11,02

Honda

1046

615

-58,79

FIAT

802

491

-61,22

Chevrolet

442

473

+7,01

Opel

179

337

+88,27

Chrysler/Jeep

227

231

+1,76


Другие подразделения, входящие в концерн DaimlerChrysler, пока "скромничают". Скажем, под маркой Chrysler продано всего 145 машин. А Jeep смог похвастаться лишь цифрой 86.

Значительного роста (82,98%) продаж добилась на российском рынке BMW. Этот успех, несомненно, связан с развитием производства в Калининграде. Самой популярной моделью, как и следовало ожидать, стала "пятерка" (895 единиц), за ней следуют "трешка" (205 машин), "дефицитный" Х5 (113) и "семерка" (86 автомобилей).

Относительно неплохие результаты у Peugeot. Автомобили этой марки выбрали 1428 человек. Такой объем во многом достигнут благодаря доступной модели 206, которая в минимальной комплектации предлагается за 8700 долларов.

Немного выросли продажи компании Ford, которые в прошлом году достигли 1357 автомобилей включая коммерческий Transit. В предыдущем сезоне результат был на 182 машины меньше. Лучше других продавалась модель Focus, которую предпочли 30,7% покупателей. А 28,1% приходятся на Escort.

Среди претендентов на право называться лидером следует выделить Audi, которая реализовала в прошлом году 1207 автомобилей. Таким образом, по сравнению с предыдущим периодом рост продаж составил более ста процентов. Такой результат по достоинству оценили в штаб-квартире компании, назвав московское бюро лучшим импортером года. По-прежнему наибольшей популярностью пользуется престижная модель A6, проданная в количестве 714 единиц. Серебряные награды достались A4 с результатом 221, бронза - у представительской A8 (144 единицы).

В 2000 году Volvo реализовала в России 917 автомобилей, часть которых приобрели сотрудники дипломатического корпуса. Этот результат на 11,5% превышает предыдущий показатель. Как и ранее, лидером продаж является топ-модель компании - Volvo S80. В итоге доля этой машины среди других моделей составила 63%. На втором месте - S/V40 (18%). А третье место заняли автомобили S/V70 (8%). Напомним, что их производство началось в начале прошлого года. В целом прошлый год оказался очень плодотворным для Volvo. За двенадцать месяцев компания вывела на рынок сразу три новых модели: универсал V70, Cross Country и S60. Кроме того, рестайлингу подверглись S/V40 и модификация S80 Executive.

В московском представительстве Volvo сообщили, что в 2001 году компания планирует продать в России около 1400 машин. Прежде всего компания рассчитывает на абсолютно новый полноприводной автомобиль S60 AWD.

Японская Honda смогла реализовать 615 автомобилей. Львиная доля продаж (до 70%) приходится на внедорожник CR-V. Далее идет HR-V, за ним следуют модификации Civic. Особые надежды в наступившем году компания связывает с недавно дебютировавшей четырехдверной моделью Civic. Кстати, скоро появится и пятидверная модификация. Возможно, что на рынок России выйдет также двухдверное купе.

Перестройка бизнеса, создание национальной торговой компании в России не позволили концерну General Motors выйти на впечатляющие объемы продаж в минувшем году. Тем не менее реализация автомобилей росла от месяца к месяцу. Если в прошлом январе удалось продать лишь 17 машин, то в декабре уже 128. Всего GM реализовал 818 автомобилей, из них 491 Chevrolet, 337 Opel и 133 SAAB.

Пока невысоки объемы продаж у FIAT - 491 автомобиль, в основном модели Punto.



«Эксперт Авто» №2 (24)
Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама




    Курс на цифровые технологии: 75 лет ЮУрГУ

    15 декабря Южно-Уральский государственный университет отметит юбилей. Позади богатая достижениями история, впереди – цифровые трансформации

    Дать рынку камамбера

    Рынок сыра в России остается дефицитным. Хотя у нас в стране уже есть всё — сырье, поставщики оборудования и технологии

    Струйная печать возвращается в офис

    Обсуждаем с менеджером компании-лидера в индустрии струйной печати

    Когда безопасность важнее цены

    Экономия на закупках кабельно-проводниковой продукции и «русский авось» может сделать промобъекты опасными. Проблему необходимо решать уже сейчас, пока модернизация по «списку Белоусова» не набрала обороты.

    Новый взгляд на инвестиции в ИТ: как сэкономить на обслуживании SAP HANA

    Экономика заставляет пристальнее взглянуть на инвестиции в ИТ и причесать раздутые расходы. Начнем с SAP HANA? Рассказываем о возможностях сэкономить.

    Аквапарк на Сахалине: уникальный, всесезонный, олимпийский

    Уникальный водно-оздоровительный комплекс на Сахалине ждет гостей и управляющую компанию

    Армения для малых и средних экспортеров

    С 22 по 24 октября Ассоциация малых и средних экспортеров организует масштабную бизнес-миссию экспортеров из 7 российских регионов в Армению. В программе – прямые В2В переговоры и участие в «Евразийской неделе».


    Реклама