ПУБЛИКУЙТЕ НОВОСТИ О ГЛАВНЫХ СОБЫТИЯХ
СВОЕЙ КОМПАНИИ НА EXPERT.RU

Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Что показала Женева

, , , 2001

Мультибрэндовые корпорации укрепляют позиции на мировом рынке. General Motors официально объявила об альянсе с АвтоВАЗом. Российские производители получают хороший шанс войти в глобальную сеть поставщиков автомобильных компонентов

Драматизм Детройтского салона спустя три месяца уступил место сосредоточенной работе в Женеве. Это не значит, что проблемы, вызванные охлаждением американской экономики, остались позади. Просто время лихорадочных подсчетов и корректировки планов прошло; наступила пора сосредоточенной работы.

Международный автосалон 2001 года в Женеве был как никогда деловым. Никакой оглушающей музыки (с этого года организаторы строго следят за тем, чтобы презентации на стендах не мешали соседям), никакой суеты Парижского мотор-шоу, хотя в выставке приняли участие 900 фирм, представляющих более тридцати стран. Главный лейтмотив пресс-конференций, о чем бы ни говорилось - о новых моделях, двигателях или альянсах: компании уверенно смотрят в будущее, они определились со стратегией и тактикой, и нынешняя ситуация не видится им сколько-нибудь мрачной.

Однако интересны не официальные реляции, а объективный анализ, не догадки, а мнения конкретных людей, влияющих на положение дел в отрасли.

В прошлом году, согласно Женевскому каталогу, было выпущено 42142119 легковых автомобилей, на 3,1% больше, чем годом ранее. Если считать вместе с грузовиками и автобусами - около 55 млн единиц. Есть все основания полагать, что и в нынешнем году объемы производства и реализации машин останутся примерно на том же уровне или даже увеличатся. Весь вопрос в том, кто и какой именно кусок автомобильного пирога сумеет заполучить.

Хорошая жизнь - хорошие автомобили

За последние несколько лет структура потребления на развитых авторынках существенно изменилась. Все больше покупателей стали отдавать предпочтение так называемым премиум-брэндам, то есть дорогим машинам. Это легко объяснить общим ростом благосостояния населения, и в особенности той его немалой части, которая связана со стремительным развитием новейших технологий и беспрецедентным ростом инвестиций. Совсем не случайно, например, BMW увеличила в минувшем году объем продаж на 9,4% (до 822181 автомобиля), Mercedes - на 7% (до 100015), Audi - на 2,9% (до 653404 машин). Причем подъем спроса на автомобили класса "люкс" наблюдался все последние годы. Естественно, производители отреагировали мгновенно, представив на автосалонах целую серию суперкаров. В Женеве концерн Volkswagen, кажется, дошел до "высшей точки", показав Bugatti Veyron с умопомрачительными тысячей одной лошадиной силой под капотом.

Маловероятно, что стремление к лучшему качеству жизни вдруг покинет людей, даже на фоне спада продаж на самом крупном в мире рынке - США. Поэтому корпорации, в состав которых входят несколько автомобильных компаний, вкладывают дополнительные средства в развитие технологий и производственных мощностей, нацеленных прежде всего на выпуск престижных автомобилей. Одновременно сокращаются и реорганизуются мощности по выпуску машин малого и среднего классов. При этом объемы производства таких автомобилей в странах Азиатско-Тихоокеанского региона, в Восточной Европе и в Латинской Америке, наоборот, возрастают. Вот почему мультибрэндовые корпорации, действующие в глобальном масштабе и имеющие огромные возможности для маневра, выигрывают или, по крайней мере, минимизируют убытки едва ли не в любом случае. Теряя на продажах в одном сегменте рынка, они приобретают в другом. Уменьшая объем реализации в Америке, они увеличивают его, скажем, в Китае, на Филиппинах или в Бразилии. Это огромный плюс к тому, что они экономят, создавая глобальные платформы для целого семейства разных автомобилей, унифицируя узлы и агрегаты, закупая сразу не сотни тысяч, а миллионы однотипных деталей, что обходится, естественно, дешевле.

Вот что сказал нам Ханс Густавссон, вице-президент Volvo Car Corporation:

- Действительно, производители массовых автомобилей испытывают сейчас большие трудности. Они вынуждены сокращать мощности, поскольку перепроизводство налицо. На Volvo же диаметрально противоположная ситуация. У нас - серьезные планы именно по увеличению объемов продаж и, соответственно, по развитию мощностей. Вот один пример. Наши автомобили S40 и V40 сейчас производятся в Голландии, на заводе, которым мы владеем на паритетных началах с Mitsubishi, которая тоже выпускает там свои машины. Но в ближайшем будущем мы намерены закрыть этот контракт и передать завод на все сто процентов Mitsubishi. Новые модели, которые придут на смену S40 и V40, должны производиться уже на наших заводах в Швеции и в Бельгии. На сегодняшний день в Бельгии мощности используются лишь на сорок-шестьдесят процентов. Цель - добиться, чтобы они были полностью загружены. У нас есть деньги, и мы вкладываем их не в покупку новых площадей или зданий, а главным образом в закупки новейшего оборудования и технологий.

- О каких именно суммах идет речь?

- Общая сумма инвестиций в производство составит два с половиной миллиарда шведских крон (около 330 млн долларов. - "Эксперт"). Я говорю сейчас об инвестициях в заводы в Генте и в Гетеборге. Всего же мощности Volvo во всем мире включая предприятия в Швеции, Голландии, Бельгии и Южной Африке рассчитаны на выпуск максимум четырехсот пятидесяти тысяч автомобилей в год. Инвестиции помогут нам выйти на уровень в пятьсот пятьдесят - шестьсот тысяч.

Когда Ford вкладывал в нас шесть с половиной миллиардов долларов, условия были понятны: Volvo должна приносить прибыль Ford Motor Company. До недавнего времени Volvo, скажем так, работала в значительной степени на себя. Но с середины прошлого года прибыль только частично идет на реинвестиции, остальная часть направляется в Ford. И с каждым годом эти деньги будут все весомее. К 2005 году Volvo должна обеспечивать шесть процентов от общей прибыли Ford.

- Чем европейской автомобильной индустрии, на Ваш взгляд, грозит охлаждение американской экономики?

- В прошлом году объем продаж автомобилей в США превысил семнадцать миллионов единиц. Прогноз на нынешний год - шестнадцать с половиной миллионов. Если рассматривать короткий период, в один год, - это большое снижение. Если же учитывать глобальные масштабы автопроизводства и немного раздвинуть временные рамки - это не большая цифра. По моему мнению, в Европе, несмотря на ситуацию в США, уровень продаж и уровень развития автомобильного бизнеса останется стабильным. Я не предвижу сколько-нибудь серьезных потрясений. А в таких регионах, как азиатский или африканский, думаю, продажи и, соответственно, объемы производства даже увеличатся.

- Ваши инвестиции направлены в европейские предприятия. Однако в Западной Европе энергоресурсы и труд людей обходятся дорого. Нет ли в связи с этим планов развивать производство Volvo в третьих странах?

- Семьдесят процентов в цене автомобиля составляют материалы и компоненты. Пятнадцать процентов - собственно производство включая оплату труда, аренду помещений, использование оборудования и тому подобное. И пятнадцать процентов - это затраты на маркетинг и все остальные статьи расходов. Таким образом, то, о чем вы говорите, - это лишь пятнадцать процентов затрат. Да, это не дешево в Европе. Но мы просчитали, что нам намного дороже обойдутся инвестиции в третьи страны: они потребуют много времени, много денег, да и риски велики. Поэтому мы сконцентрировались на проблеме уменьшения затрат в рамках тех семидесяти процентов. К примеру, ищем лучших поставщиков комплектующих из числа тех, с которыми работает Ford. Ведем переговоры с Bosch, на одном из заводов этой компании в Чехии я недавно побывал. Возможно, скоро заключим соглашение на поставку некоторых компонентов, в том числе для двигателей.

Не отстает от Volvo и другая шведская компания - Saab, входящая в корпорацию General Motors. "Эксперт-Авто" уже рассказывал о развитии мощностей в Трольхэттене. А в Женеве Saab обнародовал свою новую стратегию под многообещающим названием Saab Unlimited. Суть ее заключается в четырех ключевых моментах. Первый - создание Центров брэнда (Brand Centers). Они будут размещены в самых престижных местах, таких как Мэдисон Авеню в Нью-Йорке, Елисейские поля в Париже, Аэропорт Хитроу в Лондоне. Главная задача - закрепить и поднять престиж марки Saab, а не просто продавать автомобили. Второй - городские центры (City Centers): они будут созданы совместно с крупными дилерами и откроются в крупнейших городах мира - Бостоне, Нью-Йорке, Франкфурте, Берлине, Дюссельдорфе, Лондоне, Лионе, Сиднее. В течение ближайших двух-трех лет компания планирует открыть около 100 таких центров. Третья составляющая стратегии - нелимитированные партнеры (Unlimited Partners). По существу, это - эксклюзивные дилерские центры Saab, которые расположатся в густонаселенных районах. Они призваны обеспечить не только полный спектр услуг по продаже и обслуживанию автомобилей, но и доступ к базе данных Saab в Интернете. Наконец, четвертый момент - сертифицированные партнеры (Certified Partners) будут располагаться в менее населенных районах и предлагать тот же полный спектр услуг по продаже и обслуживанию как новых, так и подержанных автомобилей Saab. Первый шаг уже сделан: открыт "Городской центр Saab" в Берлине.

Раз уж речь зашла о Saab, то стоит сказать, что в Женеве компания не представила новых автомобилей, зато показала турбодизель, в котором реализованы все новейшие технологии. Этот двигатель с непосредственным впрыском топлива, турбонаддувом, с изменяемой геометрией и прочими новациями предназначен для модели 9-5. Его объем - 3 л, он развивает мощность 170 л. с. и крутящий момент в 350 Нм.

В ожидании подъема

Несмотря на процесс реорганизации, сокращения или консервации части производственных мощностей, все без исключения компании не спешат расставаться с имеющимися в их распоряжении фондами. Они уверены, что спад продаж в Северной Америке носит временный характер, и готовятся к тому, чтобы встретить грядущий подъем во всеоружии. По прогнозу Стенли Рута, партнера PricewaterhouseCoopers, к 2008 году выпуск автомобилей всех типов и классов должен вырасти с 55 до 62 млн единиц, а мощности к тому времени будут способны производить более 82,5 млн автомобилей. В мировом масштабе, считает аналитик, будет отмечаться стабильный рост объемов производства, который к 2008 году достигнет 17%, то есть темпы роста будут почти такими же, как в 90-е годы.

Параллельно со спадом в Америке растут темпы продаж на развивающихся рынках. По прогнозам, в Азии к 2006 году этот рост составит от 30 до 45%. Что открывает новые возможности для увеличения производства на базе инвестиций прошлых лет. Если средние ежегодные темпы роста на рынках Северной Америки и Западной Европы составляют соответственно 1,25 и 0,95%, то на рынках Восточной Европы и Южной Америки - 7 и 5%. В целом ряде стран третьего мира объем производства и реализации автомобилей уже достиг докризисного уровня. При этом все аналитики сходятся во мнении, что новые рынки развиваются столь стремительно, что опережают самые оптимистичные прогнозы.

Вот почему крупные корпорации, несмотря на очевидные риски, предпринимают в последние годы подлинную экспансию на Восток, расходуя миллиарды долларов на приобретение азиатских компаний, сооружая новейшие сборочные заводы. Они стремятся занять стратегические позиции на новых рынках, что в ближайшем будущем должно принести реальные преимущества в конкурентной борьбе и обеспечить весомую прибыль. Те, кто обладает достаточными финансовыми ресурсами и понимает конъюнктуру рынка, хорошо осознают, что медлить нельзя. Так что пора новых альянсов, слияний и крупных сделок еще только наступила, и нас в ближайшее время ждут весьма интересные события. К примеру, до сих пор не ясна дальнейшая судьба Daewoo. Велика вероятность, что эта компания все же будет приобретена корпорацией General Motors. По этому поводу президент GM Ричард Вэгонер сказал в беседе с нами, что "по Daewoo мы никак не можем достигнуть взаимопонимания с другой стороной, но продолжаем обсуждать эту проблему, в том числе с нашим новым партнером - с FIAT". Не исключено, что корейская компания будет приобретена GM на паях с итальянцами.

Кстати, говоря о ситуации в Европе, президент GM подчеркнул, что охлаждение американской экономики, по его мнению, никакого особого влияния на европейский рынок не окажет.

- Следует вспомнить рекорды последних двух лет, когда автопроизводители добились очень многого, - отметил он. - Сейчас - небольшое снижение. Но оно не будет значительным. Мне бы хотелось, чтобы производственные мощности Opel не сокращались, но назрела необходимость привести их в соответствие со спросом на автомобили. Одновременно мы продолжаем инвестировать в новые мощности, в реструктуризацию производства как на Opel, так и на Saab. Это для нас хороший бизнес.

Впрочем, не эта тема была главной в нашей беседе с Ричардом Вэгонером и вице-президентом GM Дэвидом Херманом. Именно в Женеве было наконец официально объявлено о создании совместного предприятия General Motors-АвтоВАЗ. Это событие заслуживает отдельного обстоятельного разговора.

Долгожданный альянс

Напомним читателям основные параметры сделки. Общий объем инвестиций в проект составит 332 млн долларов. GM вкладывает 100 млн "живыми деньгами", столько же вносит АвтоВАЗ в основном в виде интеллектуальной собственности (конструкция новой "Нивы 2123"), сооружений и оборудования. Два этих основных участника имеют равные доли в уставном капитале СП - по 41,5%. 17% за 40 млн долларов получает Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР). Еще 92 млн долларов банк выделяет СП в качестве кредита. Учредители договорились, что доля ЕБРР должна быть выкуплена в течение 10.12 лет. Срок окупаемости проекта - 6 лет.

Новое сборочное предприятие разместится на территории АвтоВАЗа. На первом этапе СП займется выпуском модели 2123, которая, скорее всего, получит название Chevy Niva. Первый автомобиль должен быть выпущен в сентябре 2002 года. Достичь проектной мощности - 75000 машин в год - намечено в 2004 году.

Между тем за время подготовки проекта GM вступил в альянс с FIAT, который имеет собственные планы по развитию производства в Нижнем Новгороде. Не помешает ли один проект другому? В ответ Ричард Вэгонер сказал, что "вопрос о проекте FIAT в Нижнем Новгороде полностью в юрисдикции самого FIAT, который самостоятельно распоряжается своими возможностями, мы в это не вмешиваемся".

Дэвид Херман, в свою очередь, обратил наше внимание на тот факт, что GM приходит на ВАЗ с новыми технологиями и современными принципами ведения бизнеса. Так что сам ВАЗ "может измениться, как и те пятьдесят вазовских дилеров, которые будут продавать Chevy Niva и предлагать новый уровень сервиса, не уступающий немецкому". Кроме того, вице-президент GM подчеркнул, что за автомобилями стоят комплектующие, сеть поставщиков, которые придут в Россию и помогут использовать потенциал российских заводов уже в ближайшее время. Говоря о заводе в Елабуге, Дэвид Херман отметил, что решение по этому предприятию будет принято летом, до 19 августа.

Значение СП для российского автомобилестроения и экономики страны в целом трудно переоценить. И дело не только в том, что каждый занятый в сборочном производстве обеспечивает работой еще 14 человек, и даже не в том, что партнеры действуют на паритетных началах, за основу стартовой модели взята российская конструкция, а ВАЗ получает доступ к новейшим технологиям. Все это, безусловно, важно. Но главное, на наш взгляд, заключается в том, что реализация проекта способна стать мощным импульсом для переосмысления основ ведения бизнеса в России, великолепной школой по современной организации производства, менеджменту и маркетингу, если угодно. Не только на одном самом крупном автомобилестроительном предприятии, но и на сотнях других, связанных со строительством машин. Одно дело говорить о рынке или "крутиться" в условиях недорынка, как у нас, и совершенно другое - работать в тесной связке с тем, для кого развитый рынок является привычным жизненным пространством.

Конечно, путь становления и развития СП не был до сих пор легким и в ближайшей перспективе таковым не будет. Достаточно напомнить о том, что до сих пор законодательная основа слаба, налоговая система далека от совершенства, а российское чиновничество мыслит и действует в большинстве своем еще "по-советски" и способно придушить любое здоровое дело. Руководство GM уже встречалось с премьером Михаилом Касьяновым, а Ричард Вэгонер встретится с президентом Владимиром Путиным.

Еще один важный аспект совместного ведения бизнеса - в самой философии автомобилестроения. На сегодняшний день русские и американцы исповедуют в чем-то разные подходы к строительству автомобилей, по-разному оценивают перспективы рынков, в том числе российского, не говоря уже о способах продвижения новой продукции или о производительности труда на заводах.

Мы, конечно, не от хорошей жизни стремимся делать как можно более дешевые автомобили и в возможно больших количествах. При этом, что греха таить, поступаемся качеством, современными требованиями к безопасности, комфорту и экологическим нормам. В определенном смысле демонстрируя тем самым пессимистический прогноз: наш народ в массе своей небогат и разбогатеет не скоро, так что по Сеньке и шапка.

Американцы тоже хотят выпускать недорогие автомобили, поскольку прекрасно осведомлены о покупательской способности российского населения. Но ни за что не желают поступаться ни качеством, ни комфортом, ни безопасностью. По многим причинам. Вот лишь две. Во-первых, СП намерено продавать немалую часть машин на западных рынках. Поэтому уже в базе, на уровне конструкции, автомобиль не то что должен отвечать сегодняшним требованиям, но иметь запас прочности по всем параметрам. Вот почему, например, американцы настаивают на том, чтобы Chevy Niva комплектовалась складывающимся при ударе педальным узлом, не причиняющим вреда водителю при столкновении. Во-вторых, партнеры АвтоВАЗа более оптимистичны в отношении российского рынка и уверены, что наш покупатель скорее раньше, чем позже, начнет отдавать предпочтение надежной и качественной продукции, произведенной внутри страны (благо, таковая появится), чем, например, подержанным иномаркам. А ведь последних продается без малого 400 тыс. в год.

К слову, на рынках СНГ Chevy Niva будет стоить меньше 8 тыс. долларов. На зарубежных, куда пойдут в основном автомобили с силовыми агрегатами от Opel и FIAT, она будет дороже. Насколько именно, пока не определено. Но многое будет зависеть, по словам Дэвида Хермана, от цен на модели конкурентов, в первую очередь на Kia Sportage.

Как расценивает требования американцев российская сторона? С этого вопроса началась наша беседа с Владимиром Каданниковым, председателем совета директоров АО "АвтоВАЗ":

- Не будем спорить, чья конструкция лучше. Возможно, есть смысл освоить в России опелевскую разработку - складывающийся при ударе блок педалей. Но это потянет за собой переделку передка автомобиля, что, в свою очередь, потребует новых испытаний. А ведь автомобиль в нынешнем виде прошел все виды испытаний по международным правилам ЕЕК ООН. Если же вновь вносить изменения в конструкцию, у меня нет уверенности, что все пойдет гладко и мы успеем к сроку.

Вообще первоначально планировалось, как известно, заняться двумя автомобилями - Astra и "Нивой". Но надо было снизить цену Astra с восемнадцати до десяти тысяч долларов. Мы всерьез занимались этой проблемой. Испытали, например, нашу коробку передач в техцентре Opel, надо сказать, с блестящим результатом. В общем, довели цену Astra в самой бедной комплектации до двенадцати тысяч долларов. Но и это слишком много. Поэтому четыре месяца назад договорились, что, не уменьшая общего объема производства на СП, отложим Astra на более поздний срок и сосредоточимся на новой "Ниве". Но должны вернуться к этому вопросу месяца через три-четыре.

Теперь, что касается моторов. Двигатели Opel и FIAT, конечно, лучше, чем наши. Из вазовского мотора объемом один и семь десятых литра мы выжали все, что можно. Снабдили его системой впрыска топлива. Но все равно не надо забывать, что это разработка 1969 года. Так что их моторы лучше, но и дороже. "Нивы" с такими двигателями, в том числе дизельными, будут предназначаться в основном на экспорт.

- Насколько нам известно, вы договорились с GM о сроках, когда старая "Нива" будет снята с конвейера. Когда это произойдет?

- Мы договорились, а точнее, рассчитали примерный график роста объемов выпуска новой "Нивы" и снижения объемов производства старой. Но многое диктует рынок. Мы не собираемся создавать СП тепличных условий. Если старая "Нива" будет пользоваться устойчивым спросом, едва ли мы прекратим ее выпускать. Равное количество обеих моделей будет изготавливаться к середине 2004 года. Но следует сказать, что и тот и другой автомобиль используют ряд одних и тех же агрегатов, а мощности по их производству ограничены. Так что старая модель должна уступить место новой. Вместе с тем, график пока не учитывает будущую конъюнктуру рынка и наши возможности по развитию мощностей, производящих комплектующие. Другое дело, что тратить деньги на то, чтобы выпускать больше деталей для устаревшего автомобиля, вряд ли имеет смысл.

- Времени до запуска нового завода, в общем, немного. Работы уже начались?

- Основной корпус, можно сказать, готов. Надо лишь кое-что достроить. Сейчас главное - изготовление оборудования. Сварочное уже заказано. На остальное мы выдали отделу закупок Opel необходимую документацию лишь месяц назад. Заявки должны быть отправлены фирмам-изготовителям, затем надо будет рассмотреть их предложения и отобрать наиболее приемлемые. Потом - строительство, изготовление и установка окраски. Вероятно, на первом этапе будем использовать старые покрасочные мощности.

- Chevy Niva - это лишь первый этап. Что дальше?

- Если события будут развиваться так, как запланировано, то Opel к 2004-2005 году должен будет представить новую платформу Astra. Это связано с глобализацией автомобильного производства, со стремлением к унификации и удешевлению продукции. К слову, сейчас в мировом автомобилестроении примерно восемь процентов глобальных платформ, на каждой из которых строится более миллиона автомобилей, под разными марками. Через три-четыре года таких платформ будет минимум двадцать процентов. Так вот, когда Opel разработает новую унифицированную платформу, у него останется прежняя, которой будет всего шесть-семь лет, а это мало для жизни платформы. И мы можем стать единственными ее владельцами, и при этом у нас будет возможность дальнейшей закупки оборудования. Неплохая перспектива.

- А что касается перспектив интеграции российских производителей в мировое автомобилестроение?

- Понятно, что Россия рано или поздно не сможет остаться вне процесса глобализации. И вхождение в мировое автомобилестроение начнется с производства автомобильных компонентов. С этой точки зрения проект с GM очень важен. Ведь вслед за корпорацией в Россию придут поставщики комплектующих, которые будут создавать, при гарантии закупок со стороны крупнейшей компании, совместные предприятия с отечественными заводами. Для нас это благо.

- Пожалуй, последний вопрос: ваш прогноз относительно российского авторынка и развития новых отечественных производств?

- Мой прогноз исходит из реалий. Сейчас на тысячу жителей приходится всего сто тридцать машин. Причем сорок восемь процентов из них старше десяти лет. Поэтому ясно, что надо в короткий срок наладить выпуск недорогих автомобилей и довести объемы производства по крайней мере до миллиона четырехсот тысяч единиц. Это можно сделать, но мешают две вещи: отсутствие конструкции современного автомобиля и отсутствие мощностей по производству современных силовых агрегатов. Однако и это решаемые проблемы. Мы знаем, какие двигатели сегодня нужны, и готовы освоить их производство. Готовы создавать модели для других заводов. Или передать им те модели, на которых уже сегодня можно зарабатывать. Словом, у нас есть программа. Сейчас мы завершаем ее оформление и скоро представим руководству страны.

Кто возглавит СП

В Женеве руководители General Motors назвали имя человека, которому предложено возглавить СП с АвтоВАЗом. Это - Джон Милонас, директор по производству "Дженерал Моторз СНГ". Он отдал корпорации 25 лет. Начинал в компании GM-Vauxhall рабочим, с тремя дипломами за плечами.

- И это был лучший университет, который я прошел в своей жизни, - рассказывает Джон Милонас. - За девять месяцев у конвейера я на себе испытал все трудности, с которыми сталкиваются рабочие. Затем перешел в отдел труда, говоря по-русски, в отдел, который занимается нормированием и всеми прочими вещами, связанными с работой на конвейере. Был главой производственного департамента, потом возглавлял технологический отдел. После этого был отдел, который объединяет все три департамента: производства, технологии и капремонта, а еще позже - отдел по материалам. Это дело мне нравилось больше всего, потому что я смог принести ощутимую пользу компании, экономя много денег. Материалы привозились со всего мира: из Японии, Австралии, Германии и других стран. За три года остановка конвейера случилась лишь однажды, на шесть минут. Когда я начинал работать, отдел представлял собой двадцать один склад с колоссальным количеством инвентаря. Через три года остались только три склада. Кстати, в Лутоне один из крупнейших торговых центров размещается в помещении склада, который я освободил.

После этого поехал в Венгрию, руководил строительством и запуском двух заводов - по сборке Astra и по производству моторов. Последний производит шестьсот тысяч двигателей в год и на сегодняшний день считается лучшим в мире по уровню качества.

Следующий этап в моей карьере, если это интересно, - руководство управлением по движению материалов в Европе, где у нас девятнадцать заводов. Потом построил новый сборочный завод в Варшаве. Возвратившись в Рюссельсхайм, занялся снабжением всех заводов по всему миру машинокомплектами, которые производились на двух наших немецких предприятиях. Наконец, отвечал за все сборочные заводы General Motors International. Вот тогда господин Херман попросил меня обратить внимание на Россию и Украину, поскольку изначально планировалось, что там тоже будут сборочные заводы, которые бы получали машинокомплекты через "мою" организацию. Таким образом, я начал работать над проектом в Тольятти с 1998 года. А когда два года назад решили, что нужно будет делать все же что-нибудь другое, я приехал сюда и стал помогать Дэвиду Херману. Вот как бы и вся история Джона Милонаса в GM.

- А история господина Милонаса вне GM?

- Пожалуйста. Я родился 22 декабря 1945 года на Кипре. Там, когда просыпаешься и видишь солнце, - улыбаешься. То есть я киприот, ортодокс по вере. Учился в трех университетах. Мне нравится история - греческая больше всего, но и русская тоже. Кстати, греки имеют более тесные связи с Россией, чем многие думают. Брат и сестра живут на Кипре. Другой брат и другая сестра - в Англии. Пожалуй, они более удачливы в жизни, чем я. И это здорово. Но я выбрал свой путь и получаю удовольствие от того, что делаю. Я женат, у меня двое детей. Сын - в Англии, дочь - в Греции. Жена - австрийка, и она в Австрии. А сам я в Москве. Это, конечно, вызывает большие сложности. Но в сентябре жена приезжает сюда. Сын и дочь уже взрослые, у них своя жизнь. Но время от времени - на праздники, во время отпуска - мы непременно собираемся вместе. Примерно раз в две недели я приезжаю домой. Дважды в году, что бы ни случилось, я бываю на Кипре. Правда, иногда это только два дня.

- Вы в России уже два года и, вероятно, познакомились с тонкостями российского бизнеса. Какие трудности вы предвидите в Тольятти? Что придется менять, чему придется учить людей?

- Конечно, я не разобрался во всех нюансах российского бизнеса, для этого потребуется вся оставшаяся жизнь. Но я многому научился. Например, понял, что имею дело с приличными людьми. Особенно в Тольятти, где, наверное, самое большое количество талантливых инженеров на квадратный километр. Я говорю это без тени иронии. Но есть, конечно, сферы, в которых им предстоит еще многое познать. И в первую очередь - в экономике производства и в управлении бизнесом.

Лет двадцать пять назад я наблюдал аналогичную ситуацию в Англии. Там пришлось, так сказать, организовывать эмоциональные события, чтобы подвигнуть людей к изменениям. Это произошло, когда завод, работавший прежде в три смены, перешел на работу в одну смену два раза в неделю. Люди поняли, что если они не изменят свои подходы к работе, не примут новации, предприятие попросту придется закрыть.

В Тольятти все немного по-другому, потому что экономика всей страны пережила кризис, а завод сумел выжить за счет выпуска дешевых машин, которые нашли спрос. Но дело в том, что нельзя всю жизнь производить дешевые автомобили. В какой-то момент изменения необходимы. Я считаю, что нужно помочь людям понять, что должно произойти в будущем. С моей точки зрения, совместное предприятие будет в этом смысле очень хорошим примером для всех остальных.

Когда мы реорганизуем производство где-нибудь в Европе, то приходим на завод и создаем там небольшой участок, который называем моделью. Чтобы люди могли приходить и смотреть, что, как и для чего делается. Если вы кардинально измените какое-либо подразделение, тогда все вокруг будут стараться научиться и измениться сами. Поэтому мы ожидаем, что СП будет очень полезным и для АвтоВАЗа, и для General Motors.

Самое большое богатство АвтоВАЗа на сегодняшний день - инженерный состав. В кооперации с Opel мы надеемся улучшить все системы, над которыми инженеры работали. По-моему, это лучший путь развития. Вы не можете просто учить этому в классе, вы должны делать это на практике.

Я не был бы честен, если бы не сказал, что ожидаю определенных проблем. Мы начнем привносить новые способы ведения бизнеса и новый стиль жизни. Многим будет тяжело, поскольку люди будут чувствовать, что теряют комфортную зону, какие-то свои интересы, привычный уклад. Но когда они увидят, что мы улучшаем дело, даем больше работы и работа никуда не уйдет, тогда появится понимание.

Знаете ли, трудно было начинать переговоры. Я видел, что некоторые люди относились к нам настороженно, словно пришли те, кто хочет что-то у них отнять. Но когда мы разъяснили нашу стратегию, объяснили то, что именно хотим сделать, отношение изменилось. За это время у меня в Тольятти появилось много друзей, и я чувствую, что меня там приняли.

Некоторые проблемы могут возникнуть с безопасностью и медицинским обслуживанием, поскольку на работу, особенно на стадии пуска предприятия, будут приглашаться люди из разных стран. Но, думаю, эти вопросы разрешимы.

- Помимо общих проблем существуют конкретные. Например, разные требования к безопасности автомобиля. И вторая часть вопроса: не опасаетесь ли вы за качество тех узлов и агрегатов, которые будет поставлять АвтоВАЗ?

- Ответ на оба вопроса: да. На сегодняшний день "Нива" удовлетворяет требованиям, предъявляемым Россией, и европейским - "Евро-2". Но мы хотим, чтобы она удовлетворяла требованиям "Евро-4". Автомобиль в том виде, в каком он есть, можно продавать. Но необходимо многое улучшить. Это очень важно, поскольку мы хотим добиться успеха и сохранить хорошее имя. Ведь Chevy Niva - первый продукт совместного предприятия. По большей части это не вопрос технических инноваций, которые надо заложить в машину, это вопрос: как потребитель воспримет машину? Например, узел педалей. Сейчас на автомобиле стоят обычные педали, которые при ударе смещаются. В опелевской системе педали разрушаются при ударе. Это не значит, что нынешние педали не удовлетворяют требованиям. Но вы как потребитель, наверное, предпочтете иметь разрушающийся педальный узел, чтобы он даже не поцарапал ваши ноги. Можно сказать, что мы хотим достичь верха совершенства и в качестве, и в безопасности.

Что касается качества поставляемых деталей, то неважно, откуда они приходят, с ВАЗа или откуда-то еще. Но сегодняшнее качество неприемлемо. Наша задача: вывести всех поставщиков, независимо от их расположения, на уровень стандартов ISO 9000. До начала производства. После начала производства мы ожидаем, что поставщики в течение года выйдут на уровень QS 9000. За время строительства завода мы обязаны добиться того, чтобы качество компонентов удовлетворяло всем стандартам. Мы не продадим ни одного автомобиля, если не будем уверены, что он отвечает высоким требованиям. Поэтому и увеличение объемов производства будет очень плавным. За первый месяц мы планируем произвести всего десять машин. За первые три месяца - четыреста пятьдесят шесть машин. Мы хотим довести уровень качества до того, чтобы люди даже с закрытыми глазами могли делать автомобиль, отвечающий самым высоким стандартам. А эти стандарты едины для всех заводов GM. Мое личное мнение: качество автомобилей для внутреннего российского рынка должно быть даже выше, чем для экспорта. И я не принимаю компромиссов. Покупательная способность россиян очень низка из-за низкой зарплаты. Они зарабатывают деньги долгим тяжелым трудом, сберегают их, а потому заслуживают высококачественного автомобиля. Конечно, такой покупатель не обрадуется, если у него машина сломается очень скоро. А ведь, если сравнивать доходы, для россиянина купить новую "Ниву" - это почти то же, что для англичанина приобрести Rolls Royce. Есть только две аксиомы в основе нашего подхода: когда мы думаем, мы думаем о людях; что бы мы ни делали, мы делаем это с наивысшим качеством. Никаких иных объяснений не надо. Я не хочу слышать, что есть причины, по которым человек не думал о качестве, то есть не думал о других людях.

Что ж, стоит надеяться, что на следующем Женевском автосалоне мы увидим Chevy Niva - автомобиль из России, которым можно гордиться.

BMW

На стенде баварского концерна состоялась мировая премьера BMW Compact. Модель создана на базе автомобиля 3-й серии, но с укороченным на 21 см кузовом. Она несет в себе все фамильные черты, хотя передок выглядит оригинально за счет новой компоновки фар. Кстати, впервые на машины такого класса в качестве опции предлагаются би-ксеноновые лампы. Compact поступит в продажу уже летом. На выбор два двигателя: объемом 1,6 л (115 л. с.) и 2,5 л (193 л. с.).

Другая премьера - дизельный трехлитровый двигатель для внедорожника Х5. Он снабжен системой непосредственного впрыска топлива и турбонаддувом с изменяемой геометрией, что позволяет развивать мощность в 184 л. с. Так что имидж самого динамичного внедорожника Х5 сохранит и с этим силовым агрегатом: разгон до "сотни" занимает 10,5 сек., а максимальная скорость составляет 200 км/ч. При этом средний расход топлива - всего 9,7 л на 100 км.

Концерн BMW представил и новую машину марки MINI - Mini One. По сравнению со стандартной версией автомобиль получил другое оформление салона. Двигатель схож с тем, который устанавливается на модель Mini Cooper, но менее форсирован. Разгон до 100 км/ч занимает 10,9 сек., а максимальная скорость равна 185 км/ч.

Renault

Одной из самых заметных премьер Женевы стал представительский седан Renault Vel Satis. Автомобиль уникален во многих отношениях, но прежде всего он выделяется новой архитектурой кузова и габаритами, которые превосходят средние параметры машин такого класса. Колесная база - 284 см - позволяет обеспечить исключительный простор всем пассажирам. Высокое расположение сидений гарантирует лучшую обзорность и облегчает доступ в салон.

Для Vel Satis предлагаются два силовых агрегата. Бензиновый двигатель объемом 3,5 л (первый практический результат альянса Renault-Nissan) развивает мощность 235 л. с. при 6000 об./мин. Он снабжен двумя устройствами регулировки фаз газораспределения, которые работают вместе с дроссельной заслонкой, оснащенной шаговым электродвигателем. Дизельный 24-клапанный мотор объемом 3 л при своей компактности выдает 180 л. с. Начало продаж намечено на 2002 год.

На кого рассчитан автомобиль? С этим вопросом мы обратились к вице-президенту Renault по стратегии и маркетингу Тьерри Домбревалю:

- Думаю, портрет покупателя Vel Satis в разных странах будет примерно одинаков. Наш будущий клиент - космополит, предпочитающий модерн устаревшим и косным представлениям не только об автомобилях, но и о жизни в целом. Таким людям классический седан уже не интересен, поскольку является устоявшимся стереотипом. Им нужен автомобиль, отличающийся от обычного, но при этом сохраняющий все преимущества высшего класса. В Vel Satis все это есть. Судите сами: мощный мотор, великолепная безопасность и непревзойденный комфорт, обеспеченный уникальными пропорциями машины, ставят новинку в один ряд со всемирно известными лидерами представительского класса. Но при этом Renault отличается от всех благодаря новаторскому дизайну, который теперь по праву можно назвать новым стилем нашей компании. Если попытаться одним словом сформулировать главный лозунг потенциального владельца Vel Satis, то я бы выбрал термин "свобода".

- Знаете, свободу любят почти все. Но чем же эти "все" отличаются от тех, кто выберет именно Vel Satis?

- Верно. Все любят свободу. Но есть люди, которым она нужна в большей степени. В каком-то смысле они индивидуалисты, не желающие походить на остальных ни образом жизни, ни вещами, которые их окружают.

- На какие рынки вы делаете ставку в первую очередь?

- Если рассматривать Европу, мы рассчитываем прежде всего на Германию. Как вы знаете, этот рынок относится к наиболее требовательным во всем Старом Свете. Успех там будет практически гарантировать популярность и в других регионах. Конечно, Renault надеется и на Францию, где наши машины всегда отлично покупаются. Что касается России, то ваш рынок пока невелик. Хотя известно, что в Москве очень многие люди имеют по одному, по два и даже по три автомобиля представительского класса. Возможно, их не устраивает консерватизм других производителей, которые выпускают добротные, но обыкновенные транспортные средства. Вот для таких клиентов и подойдет Vel Satis.

- Известно, что разработка и внедрение Vel Satis обойдется вашей компании не очень дорого - всего в четыреста миллионов евро. Обычно создание принципиально нового автомобиля стоит как минимум в два раза дороже. За счет чего была достигнута такая экономия?

- Этому обстоятельству есть несколько объяснений. Во-первых, для Vel Satis будет использована технология производства, которая распространится еще на две модели - на новую Laguna и на будущий Espace. Использование общего оборудования, предназначенного сразу для трех машин, значительно снижает наши расходы. Кроме того, Renault решила применить в своей новинке не собственные двигатели, а моторы наших партнеров - Nissan и Isuzu.

Помимо Vel Satis Renault представила роботизированную коробку передач Quickshift 5, предназначенную для модели Twingo и для полноприводной версии Kangoo, которая ожидается в ближайшем будущем. Эта КПП сочетает в себе экономичность механической коробки и легкость использования автоматической трансмиссии. Quickshift 5 начнут устанавливать в апреле.

Citroen

Французская компания показала универсал на базе известной модели С5 - Citroen C5 Break. Этот вместительный автомобиль предлагается в трех уровнях исполнения и с пятью разными двигателями. Два дизельных мотора развивают мощность 110 л. с. (2 л) и 136 л. с. (2,2 л). Мощность бензиновых - от 138 л. с. (2 л) до 210 л. с. (3 л, V6). Примечательна крышка багажника: стекло открывается отдельно, так что для мелкой поклажи не обязательно открывать пятую дверь. C5 Break оснащается и новой подвеской Hydractive 3, способной изменять клиренс в зависимости от скорости движения и количества багажа.

Отметим, что 2000 год был рекордным для компании: объем продаж вырос на 13,2% и составил 1140000 автомобилей.

FIAT

Своим новым трех- и пятидверным хэтчбекам итальянский концерн дал общее название - Stilo, но сделал их непохожими друг на друга. Первые предназначены главным образом для тех, кто ценит превыше всего динамику и привык получать удовольствие от вождения. Вторые скорее рассчитаны на семью, они более комфортабельные и практичные. Заявлено, что обе версии будут комплектоваться четырьмя бензиновыми и двумя дизельными двигателями. Какими именно, пока не уточняется. Но нетрудно предположить, что в их числе окажутся и опелевские моторы семейства ECOTEC. А вот один из вариантов трансмиссии - Selespeed, с вынесенным на руль управлением, позаимствован у новых Alfa Romeo.

Lancia

"Сочетание последних научных достижений и безупречного стиля, сравнимого с греческим классицизмом" - так разработчики характеризуют новый флагман компании модель Thesis. Этот автомобиль, без сомнения, можно отнести к высшему классу, о чем свидетельствуют хотя бы размеры: длина новинки достигает 4,88 м. То есть Thesis больше, чем Mercedes Е-класса. Пока машину, приходящую на смену модели Lancia Kappa, планируется оснащать фиатовскими моторами мощностью от 160 до 220 л. с. Некоторые из них явно слабоваты для столь большого автомобиля, поэтому решается вопрос об установке более мощных двигателей производства General Motors. Надо полагать, полная ясность наступит через год, когда Thesis должен выйти на рынок. Тогда, наверное, можно будет увидеть и салон - в Женеве его не показали.

Ford

На стенде Ford был парад спортивных машин. Его "открыл" Mondeo ST - концепт на базе серийной модели. Невооруженным глазом заметно, что кузов подвергся специальной аэродинамической доводке. 18-дюймовые колеса, кожа специальной выделки, спортивные сиденья Recaro - все подчеркивает характер автомобиля. Под стать и двигатель - V6 мощностью 220 л. с. Обещано, что ST недолго будет концептом и скоро пойдет в серию.

Еще одна новинка - Focus RS. Своим появлением этот автомобиль обязан успехам своего спортивного собрата WRC на чемпионате мира по ралли. Cпортивная подвеска, двигатель мощностью 200 л. с. и специальный салон со спортивными креслами - все, как в настоящем гоночном Focus WRC. Правда, машина по-прежнему переднеприводная в отличие от раллийной. RS начнет серийно производиться на заводе в Германии уже этим летом.

На Женевском автосалоне было официально объявлено, что и модель Ford StreetKa, показанная впервые на Туринском мотор-шоу в прошлом году, будет выпускаться на заводе Pininfarina в Италии с 2003 года.

Jaguar

Компания представила первый за свою историю полноприводной Jaguar X-Type. Новинка должна поступить в продажу уже в июне. 60% мощности двигателя передаются на задние колеса, а 40% - на передние. Вискомуфта может перераспределять крутящий момент, если наметился снос или пробуксовка одной из осей. Двигателей два, оба 6-цилиндровые объемом 2,5 и 3 л. Их мощность соответственно 194 и 231 л. с. Стандартной является 5-ступенчатая механическая КПП, в качестве опции предлагается 5-скоростной "автомат". Возможны также две версии исполнения - SE и Sport. Последнюю отличают 17-дюймовые колесные диски (16 дюймов у версии SE), задний спойлер, спортивные сиденья и спортивное рулевое колесо. Кроме этого, версия Sport оснащается специальной подвеской. Базовая версия будет стоить 22 тыс. фунтов, а самая дорогая - 26250 фунтов. Правда, речь идет о ценах в Англии.

Aston Martin

Новый Aston Martin V12 anquish сами англичане называют самым высокотехнологичным автомобилем за всю историю компании. 48-клапанный мотор мощностью 460 л. с. способен разогнать это суперкупе до 100 км/ч за 4,7 сек. и мчать его со скоростью 306 км/ч. Управление шестиступенчатой механической коробкой передач вынесено на рулевое колесо. До конца года будет выпущено около двухсот таких машин. Стоимость каждой - 230 тыс. долларов.

Honda

Эта японская компания показала сразу три модификации своей самой популярной модели - Civic: трехдверную версию и две спортивные - Civic Type R и Type R Racing. Первая имеет те же двигатели, что и пятидверный автомобиль. Однако в конце года будет предложен и дизельный мотор.

Honda Civic Type R комплектуется двигателем объемом 2 л мощностью 200 л. с. На машину устанавливаются 17-дюймовые колеса. И, конечно же, спортивные тормоза, специально настроенная подвеска, 6-ступенчатая КПП со сближенными передаточными числами, спортивные сиденья. Разгон до "сотни" занимает 6,8 сек., максимальная скорость - 234 км/ч. Civic Type R Racing - это уже фактически раллийный автомобиль, который примет участие в чемпионате мира в группе N.

DaimlerChrysler

Главная новинка концерна - удлиненный Mercedes А-класса. Колесная база увеличена на 170 мм, что позволило сделать просторнее и салон, и багажный отсек. Несколько изменена форма капота, автомобиль получил новую светотехнику, новые бамперы, новую панель приборов. Два дизельных двигателя стали мощнее на 25%. На все версии стандартно устанавливается модифицированная система электронной стабилизации ESP.

Кроме того, концерн показал новые версии родстера SLK и универсал С-класса с двигателем V6 от AMG мощностью 354 л. с.

Bugatti

Можно смело сказать, что ничего равного автомобильная индустрия до сих пор не предлагала: полноприводной Bugatti EB 16.4 Veyron с 16-цилиндровым 64-клапанным двигателем W16 с непосредственным впрыском топлива и четырьмя турбонаддувами мощностью 1001 лошадиная сила! И, представьте, в Женеве было обещано, что в 2003 году этот монстр-красавец пойдет в серию. Этим займется вновь созданная компания Bugatti Automobiles S.A.S., входящая в состав концерна VW. Производство снова будет размещаться во французском городе Мольсхейм, неподалеку от Страсбурга - родины марки Bugatti.

Окончательный вариант двигателя, представленного в Женеве, заслуживает еще нескольких слов. W16 выполнен их легких сплавов и имеет объем 7933 куб. см. В диапазоне от 2200 до 5500 об./мин. он развивает невероятный крутящий момент в 1250 Нм. Данные о динамике разгона и максимальной скорости компания обещает сообщить позже.

Land Rover

Компания отметилась в Женеве шоу-стоппером Defender, который принимал участие в съемках художественного фильма компании Paramount Pictures. Эту картину, где в главной роли снялась Ангелина Жоли, киноманы увидят летом. Другой новинкой Land Rover стала ограниченная серия внедорожника Range Rover Westminster, имеющего все атрибуты автомобиля класса "люкс".

Mitsubishi

К Женевскому автосалону Lancer Evolution 7, о котором "Эксперт-Авто" рассказывал в одном из недавних выпуском, обзавелся несколькими дополнительными электронными системами, позволяющими справиться с 280-сильным двигателем. Так, ACD (Active Centre Differential) - это не просто центральный дифференциал. Он действует совместно с АБС и системой стабилизации AYC. Внутри салона установлен специальный переключатель, с помощью которого меняется режим работы ACD. У переключателя три положения, соответствующие разному типу дороги: Termac (сухая поверхность), Gravel (мокрая дорога или гравий) и Snow (снег, лед). Словом, электроника помогает предотвратить разные неприятности, но при этом не мешает активной езде.

Opel

Astra Cabrio, которую начал производить завод Bertone, поступит в продажу уже этой весной. Двухдверный кабриолет имеет мягкую крышу, которая устанавливается автоматически, стоит лишь нажать кнопку. И это - стандартная комплектация автомобиля. В кабриолете четыре полноценных места. Предлагаются три двигателя мощностью от 100 до 147 л. с.

Zafira OPC (Opel Performance Center) - еще одна мировая премьера компании. Этот автомобиль можно без преувеличения назвать самым быстрым минивэном из продающихся на европейском рынке. Мощность 2-литрового двигателя с турбонаддувом - 192 л. с., он разгоняет автомобиль до 220 км/ч. А разгон до "сотни" занимает всего 8,1 сек. В то же время средний расход топлива составляет 9,9 л на 100 км. На минивэн установлена спортивная подвеска и 17-дюймовые литые диски. Машина поступит в продажу весной этого года.

В том же ключе создан и концепт Astra Coupe OPC X-Treme. Он базируется на платформе гоночного автомобиля Astra, выступающего в кубке DTM. В кузов вмонтирован 8-цилиндровый мотор мощностью 440 л. с. Максимальная скорость превышает 300 км/ч. Двери открываются вверх. 20-дюймовые колеса. Машина заднеприводная, с 6-ступенчатой КПП.

Начиная с 2001 года в гамме моторов Opel Omega появится новый 6-цилиндровый силовой агрегат мощностью 218 л. с. Он обеспечит максимальную скорость в 240 км/ч и разгон до "сотни" за 9 сек.

Peugeot

Компания представила замену популярной 306-й модели - Peugeot 307. Симпатичный автомобиль гольф-класса выйдет на рынок сразу в двух версиях - трех- и пятидверной - и с тремя силовыми агрегатами. Предлагаются два бензиновых мотора объемом 1,6 и 2 л мощностью 110 и 138 л. с. соответственно, и один турбодизель с системой непосредственного впрыска топлива мощностью 90 л. с. Автомобиль укомплектован по высшему разряду: АБС, система стабилизации, телефон GSM и многое другое. Peugeot 307 поступит в продажу в самое ближайшее время. По словам представителей компании, новинка призвана закрепить успех Peugeot. В прошлом году машин со львом на эмблеме продать удалось на 10,7% больше, чем годом раньше.

Toyota

Новый компактный минивэн крупнейший японский производитель назвал Avensis Verso. Таким образом, Toyota предлагает самую широкую линейку автомобилей в классе MPV. Машина может иметь 5, 6 или 7 мест, расположенных в два или три ряда. Причем два последних ряда сидений могут складываться, обеспечивая дополнительное место для багажа. На выбор всего два двигателя, оба объемом 2 л, один бензиновый, другой дизельный с непосредственным впрыском и турбонаддувом. Мощность бензинового - 150 л. с. С ним автомобиль развивает максимальную скорость 190 км/ч и разгоняется до "сотни" за 11,4 сек. Дизельный мотор послабее - 116 л. с., но и с ним максимальная скорость достигает 180 км/ч, а разгон до 100 км/ч занимает всего 12,5 сек. Кстати, машина с бензиновым двигателем может комплектоваться четырехскоростной автоматической КПП, стандартной же является 5-ступенчатая "механика". Продажи начнутся летом.

Кроме новинок, посетители стенда Toyota смогли увидеть юбилейную версию внедорожника Land Cruiser. Она посвящена пятидесятилетию этой модели. Всего за это время было продано около трех с половиной миллионов таких машин.

Skoda

Две мировые премьеры - Fabia Sedan и Octavia 4x4 saloon. Первая, как понятно из названия, создана на базе хэтчбека Fabia и предлагается в вариантах Classic, Comfort и Elegance. Четыре бензиновых и два дизельных двигателя. объем самого слабого бензинового мотора - 1,4 л, мощность - 68 л. с. объем самого мощного - 2 л, мощность - 115 л. с. Два дизельных двигателя объемом 1,9 л оборудованы системой непосредственного впрыска топлива. Один - без наддува, мощностью 64 л. с., второй - с наддувом, мощностью 101 л. с.

Другая новинка компании - полноприводной универсал на базе Octavia. Двигатель (1,8 л, турбонаддув, 150 л. с.) способен разогнать машину до 211 км/ч. Динамика разгона - 9,1 сек. Автомобиль серийно комплектуется 5-ступенчатой механической КПП.

Volkswagen

В Швейцарии немецкий концерн устроил мировую премьеру модели Passat W8. Главное, конечно, это совершенно новый 275-сильный двигатель объемом 4 л. Он может разгонять автомобиль до 250 км/ч. Снаружи Passat W8 отличают от собратьев две хромированные выхлопные трубы, молдинги, серийные би-ксеноновые фары и 17-дюймовые легкосплавные диски. В салоне - царство хрома, натурального дерева и кожи. Новинка в версиях Limousine и Variant поступит в продажу во второй половине года. Решение об импорте в Россию пока не принято.

Hyundai

Компания устроила европейскую премьеру концептуального родстера HCD6. Машина рассчитана главным образом на молодых покупателей. Дизайн автомобиля разрабатывался в калифорнийской студии. Задняя часть автомобиля съезжает и открывает доступ к 6-цилиндровому двигателю объемом 2,7 л и мощностью 215 л. с. На родстер установлена 6-ступенчатая механическая КПП.

А вот новый внедорожник Terracan предназначен для самого широкого круга покупателей в быстрорастущем сегменте SUV. Он имеет рамную конструкция, отличается высоким уровнем комфорта и проходимостью. Три силовых агрегата: бензиновый V6 объемом 3,5 л и два дизеля объемом 2,5 и 2,9 л.

Mazda

Главная изюминка концепта Mazda MX Sport Tourer - гибридная силовая установка. Она состоит из 2-литрового бензинового мотора с непосредственным впрыском топлива и из электрического мотора. Бензиновый мотор приводит в движение все четыре колеса, а электрический - только задние.

Lamborghini

В Женеве была показана специальная версия модели Diablo 6.0. Основное отличие от стандартной, если можно так говорить об автомобилях этой марки, - эксклюзивный цвет кузова и такого же тона кресла с электрорегулировками. Кроме того, автомобиль снабжен аудиосистемой Alpine класса high-end.

Nissan

Концепт Chappo - нечто вроде "чайного домика" на колесах. "Это не просто машина для передвижения, а место, где молодые люди могут встречаться и проводить свободное время", - сказал главный дизайнер Nissan по интерьеру Каору Сатоу. Для этого в машине установлен 15-дюймовый монитор, компьютерная клавиатура, проигрыватель DVD-дисков и многое другое, что позволяет чувствовать себя в этой машине, как дома.

Bentley

Английская компания объявила о выпуске двух специальных версий автомобилей Arnage и Continental R в честь возвращения компании в легендарные гонки Ле-Мана. В честь них и названы эти машины - Le Mans Series. Обе окрашены в фирменный зеленый цвет. Всего будет выпущено 50 таких автомобилей. Для запуска двигателя, как на настоящем болиде, требуется нажать на красную кнопку. Литые диски особого дизайна, хромированные выхлопные трубы и несколько измененная форма бамперов помогут отличить автомобиль от своих серийных "собратьев". С технической точки зрения машины получили другие тормоза и подвеску. Кроме этого, возросла и мощность двигателей. Например, двигатель Continental R Le Mans Series имеет мощность 420 л. с.

Женева-Москва

«Эксперт Авто» №4 (26)
«Эксперт» в Telegram
Поставить «Нравится» журналу «Эксперт»
Рекомендуют 94 тыс. человек



    Реклама



    «Экспоцентр»: место, где бизнес развивается


    В клинике 3Z стали оперировать возрастную дальнозоркость

    Офтальмохирурги клиники 3Z («Три-З») впервые в стране начали проводить операции пациентам с возрастной дальнозоркостью

    Инновации и цифровые решения в здравоохранении. Новая реальность

    О перспективах российского рынка, инновациях и цифровизации медицины рассказывает глава GE Healthcare в России/СНГ Нина Канделаки.

    ИТС: сферы приложения и условия эффективности

    Камеры, метеостанции, весогабаритный контроль – в Белгородской области уже несколько лет ведутся работы по развитию интеллектуальных транспортных систем.

    Курс на цифровые технологии: 75 лет ЮУрГУ

    15 декабря Южно-Уральский государственный университет отметит юбилей. Позади богатая достижениями история, впереди – цифровые трансформации

    Когда безопасность важнее цены

    Экономия на закупках кабельно-проводниковой продукции и «русский авось» может сделать промобъекты опасными. Проблему необходимо решать уже сейчас, пока модернизация по «списку Белоусова» не набрала обороты.

    Новый взгляд на инвестиции в ИТ: как сэкономить на обслуживании SAP HANA

    Экономика заставляет пристальнее взглянуть на инвестиции в ИТ и причесать раздутые расходы. Начнем с SAP HANA? Рассказываем о возможностях сэкономить.

    Армения для малых и средних экспортеров

    С 22 по 24 октября Ассоциация малых и средних экспортеров организует масштабную бизнес-миссию экспортеров из 7 российских регионов в Армению. В программе – прямые В2В переговоры и участие в «Евразийской неделе».


    Реклама