ПУБЛИКУЙТЕ НОВОСТИ О ГЛАВНЫХ СОБЫТИЯХ
СВОЕЙ КОМПАНИИ НА EXPERT.RU

Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Интервью

Что может ГИБДД

2001

Остановить дымящий грузовик и запретить ему передвигаться по городу дорожный постовой не вправе. Но улучшить ситуацию на улицах Москвы инспекция способна - были бы деньги

Чадящие автобусы, грузовики, да и легковушки - привычная картина на улицах Москвы. Отчего их владельцы чувствуют свою полную безнаказанность? Ведь функции упраздненной экологической милиции возложены на Государственную инспекцию безопасности дорожного движения? С этих вопросов началась наша беседа с заместителем начальника ГУ ГИБДД Москвы Сергеем Николаевым.

- Верно, - говорит он, - та часть функций экологической милиции, которая касается автотранспорта, возложена на нас. Но мы не имеем права проводить замеры вредных выбросов в атмосферу в период между техническими осмотрами автомобиля. Проверка на соответствие эмиссии нормам возможна лишь при проведении ТО. Вот и получается, что, даже когда сотрудник ГИБДД видит, как за машиной явно тянется ядовитый шлейф, при наличии талончика техосмотра он ничего поделать не может. Отсюда и безнаказанность.

- Но нельзя же мириться с этим и сидеть сложа руки...

- Нельзя, конечно. И мы делаем все, что в наших силах. Согласитесь, однако, что дело охраны окружающей среды - не только наша забота. Ни для кого не секрет, что в крупных городах автомобили на восемьдесят процентов виновны в загрязнении атмосферы. Проблему автомобильных выбросов можно разбить на две составляющие. Первая - это улучшение режима движения. Ясно же: чем меньше пробок, тем меньший вред наносят машины окружающей среде. Вторая - техническое состояние автомобилей, находящихся в постоянной эксплуатации. Не только грузовики, но и старые иномарки, и даже новые отечественные машины зачастую не удовлетворяют требованиям по содержанию вредных веществ в выхлопных газах.

- Так ведь и эти требования явно устарели и давно не отвечают европейским нормам.

- Да, нормы выброса обязательно должны быть ужесточены. Из года в год в центре города дышать становится все тяжелее, особенно летом в часы пик. Поэтому, чтобы улучшить экологическую ситуацию в Москве, нам просто необходимо пересмотреть требования. Кроме того, следует на все новые российские автомобили устанавливать каталитические нейтрализаторы. Россия уже не может позволить себе отставать от развитых стран в этом деле.

- А проблема улучшения режима движения, насколько я понимаю, напрямую связана со строительством новых дорог...

- Разумеется, связана. По нашим данным, общая нехватка дорог в Москве составляет около трехсот километров. Вообще, столица относится к городам с уникальной дорожной инфраструктурой, состоящей из четырех кольцевых дорог. Это - кольцо вокруг Кремля и Бульварное кольцо с небольшой пропускной способностью. Первая серьезная перераспределяющая магистраль - Садовое кольцо. А дальше за ним - только МКАД. Между ними проходят лишь радиальные трассы. Так что Москве не хватает именно кольцевых дорог. Сейчас появилось так называемое третье кольцо, которое призвано заполнить пустоту между Садовым кольцом и МКАД. Его строительство ведется около трех лет, каждый год появляются новые участки. Сейчас уже действует дорога от Звенигородского шоссе до Ленинского проспекта. В конце года она будет продлена до Волгоградского проспекта. Параллельно ведется реконструкция старых участков. Строится тоннель на Нижней Масловке, запланирована еще одна многоуровневая развязка на Сущевском валу в районе Шереметьевской улицы. В конце года начнется строительство Лефортовского тоннеля. Третье кольцо должно стать магистралью безостановочного движения. На этой дороге не будет светофоров, а максимальная скорость из соображений безопасности скорее всего будет ограничена восемьюдесятью километрами в час, хотя расчетная скорость движения - сто километров в час.

- Насколько третье кольцо способно улучшить ситуацию с заторами?

- Появление этой дороги позволит провести реконструкцию Садового кольца. Например, в течение трех лет мы не давали дорожникам разрешения на ремонт Крымского моста. Это связано с тем, что он является "узким местом" и любое сужение проезжей части без наличия путей объезда могло бы привести к огромным пробкам. Когда начал действовать участок третьего кольца до площади Гагарина, были начаты работы по реконструкции. Сейчас очень остро стоит вопрос о пробках в районе Садово-Кудринской площади. В связи с этим принято решение, что в 2002 году там начнется строительство надземного пешеходного перехода. В этом месте планируется построить двухуровневую развязку. Однако позволить начать работы уже сейчас мы не можем - опять-таки из-за возможных заторов на Садовом кольце. А если пробки на нем все же возникают, то в течение тридцати-сорока минут практически полностью прекращается движение в центре города. Поэтому сейчас все наши усилия направлены на улучшение движения именно на Садовом кольце. Дорожная сеть в центре - настолько тонкая материя, что любое происшествие приводит к неминуемым заторам, для ликвидации которых требуется два-три часа. А основная проблема, как всегда, заключается в деньгах. Если в прошлом году дорожный фонд составлял около двадцати девяти миллиардов рублей, то в этом бюджет серьезно сократится.

- Но пока дороги быстро или медленно строятся, что еще можно сделать, чтобы в городе стало меньше пробок?

- Во-первых, необходимо увеличить пропускную способность уже существующих магистралей. Я говорю не только о строительстве новых развязок. Например, на одной улице есть узкое место, которое и определяет пропускную способность всей дороги. Если это узкое место убрать, а стоит это около миллиона рублей, то ситуация нормализуется. Яркий тому пример Таганская площадь, где раньше проехать было практически невозможно. Сейчас там проведены локальные мероприятия, которые обошлись в восемьсот тысяч рублей. В результате пропускная способность возросла на пятнадцать процентов. Всего же начиная с 1995 года четыреста сорок один участок был подвергнут подобным локальным изменениям. Только в прошлом году дорожники отремонтировали десять миллионов квадратных метров проезжей части. План на этот год составляет одиннадцать миллионов.

Кроме мер по модернизации дорог, важную роль играют светофоры. Их в Москве тысяча триста семьдесят восемь единиц. Оптимизация режима их работы также способна увеличить пропускную способность. Но необходим комплексный подход. Первая автоматизированная система управления движением транспорта появилась еще в пятьдесят девятом году в Торонто. Самая последняя и современная установлена в Кельне. В Москве же она только создается. Прототипы существовали и раньше, но они были несовершенны и, честно говоря, не особенно необходимы. Ведь пятнадцать лет назад любые затруднения на дороге решались "милицейским способом". Это означает, что светофор переводили в режим ручного управления. Года три назад Москва подошла к критическому состоянию. Старыми методами проблему пробок уже не решить. Даже самый грамотный и профессиональный инспектор может оценить ситуацию лишь на своем посту. Что творится дальше, он не знает. Поэтому мы приступили к построению системы СТАРТ. Сначала пришлось заменить все старые компьютеры. Сейчас у нас установлены вычислительные машины последнего поколения на основе процессоров фирмы Sun. Они могут регулировать движение на тысяче перекрестков. Затем понадобились линии связи. В прошлом году было проложено девяносто три километра линий, что позволило наладить управление ста тридцатью четырьмя светофорами прямо из здания Главного управления ГИБДД Москвы. В распоряжении инспекции есть и система видеонаблюдения. С ее помощью мы контролируем весь центр города. Если где-то возникает пробка, изменить работу светофора можно прямо из центра управления, а не посылать на место затора инспектора. Сейчас система СТАРТ работает в автоматизированно-оперативном режиме. Что это означает? При нормальном потоке транспорта работу светофоров регулирует электроника. В случае возникновения проблем сотрудник центра вмешивается в ее работу. Мы подходим к тому, что система начинает работать в адаптивном режиме, то есть компьютер сам выбирает необходимый режим в зависимости от интенсивности транспортного потока. Для этого установлены специальные датчики - детекторы транспорта. В идеале они должны появиться на каждом светофоре, между перекрестками и на выездах с прилегающих улиц. Для реализации задуманного только на Садовом кольце надо установить четыреста датчиков. А пока их лишь сто. Связано это с тем, что производятся они в Канаде и стоят недешево. Однако недавно мы получили несколько приборов, сделанных в Санкт-Петербурге. Сейчас они проходят испытания на городских улицах. Если подойдут, купим их. Ведь российская продукция вдвое дешевле.

- Не секрет, что большие трудности при движении в городе создает большегрузный транспорт. Что с этим можно поделать?

- Все упирается в проблему обеспечения жизнедеятельности города. На это работает большая часть грузовиков, выезжающих на городские улицы в дневное время. Они вывозят мусор, обеспечивают товарами магазины, доставляют строительные материалы и так далее. Для того чтобы запретить въезд грузового транспорта в Москву в дневное время, что давно уже является правилом в большинстве крупных городов мира, необходимо менять режим работы практически всех городских служб. Такого рода программы у нас существуют. И сейчас ГИБДД совместно с управлением транспорта и связи правительства Москвы рассматривает эту проблему. Первым шагом стало ограничение на въезд в центральную часть города грузовых автомобилей без специальных пропусков. Выдаются они одним из наших управлений. Кроме того, сейчас дорожным службам категорически запрещено работать днем на центральных улицах. Но в этом вопросе далеко не все однозначно. Совместно с управлением жилищно-коммунального хозяйства мы провели эксперимент. Мусор вывозился ночью. И немедленно получили многочисленные жалобы на шум. Если в развитых странах люди к этому привыкли, да и техника там почти бесшумная, то у нас возникают трудности. Тем не менее мы надеемся, что уже в ближайшее время удастся максимально ограничить движение грузового транспорта по Москве. Лично я полностью согласен с тем, что грузовые автомобили не должны находиться в пределах города днем.

- Заторы - это еще и плохое состояние дорог. Кстати, располагаете ли вы статистикой ДТП, происшедших по этой причине?

- В среднем около семнадцати процентов аварий происходит именно из-за так называемого дорожного фактора. Он включает в себя не только плохое состояние самого дорожного полотна, но и, например, отсутствие разметки или должного освещения. Причем зимой процент аварий, происшедших из-за плохого состояния дорог, значительно увеличивается. В структуре ГИБДД есть специальный отдел, занимающийся связями с дорожными службами. Его работники постоянно контролируют состояние улиц и шоссе и заставляют дорожников улучшать качество проезжей части.

- Ясно, что, чем быстрее двигается автомобиль, тем меньше вреда он наносит окружающей среде. Тем не менее на самой скоростной МКАД в последнее время около стационарных постов ГИБДД скорость ограничивается до шестидесяти километров в час. С чем это связано?

- Все посты ГИБДД Москвы работают по так называемому антитеррористическому плану. Именно с ним и связано ограничение скорости. На скорости сто километров в час невозможно остановить автомобиль, тем более в плотном потоке. Однако, как только общая криминальная обстановка в городе нормализуется, эти ограничения будут сняты.

«Эксперт Авто» №6 (28)
Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама



    Самозанятым помогут заявить о себе

    Альфа-Банк первым представил мобильное приложение для самозанятых

    «Экспоцентр»: место, где бизнес развивается


    В клинике 3Z стали оперировать возрастную дальнозоркость

    Офтальмохирурги клиники 3Z («Три-З») впервые в стране начали проводить операции пациентам с возрастной дальнозоркостью

    Инновации и цифровые решения в здравоохранении. Новая реальность

    О перспективах российского рынка, инновациях и цифровизации медицины рассказывает глава GE Healthcare в России/СНГ Нина Канделаки.

    ИТС: сферы приложения и условия эффективности

    Камеры, метеостанции, весогабаритный контроль – в Белгородской области уже несколько лет ведутся работы по развитию интеллектуальных транспортных систем.

    Курс на цифровые технологии: 75 лет ЮУрГУ

    15 декабря Южно-Уральский государственный университет отметит юбилей. Позади богатая достижениями история, впереди – цифровые трансформации

    Когда безопасность важнее цены

    Экономия на закупках кабельно-проводниковой продукции и «русский авось» может сделать промобъекты опасными. Проблему необходимо решать уже сейчас, пока модернизация по «списку Белоусова» не набрала обороты.

    Новый взгляд на инвестиции в ИТ: как сэкономить на обслуживании SAP HANA

    Экономика заставляет пристальнее взглянуть на инвестиции в ИТ и причесать раздутые расходы. Начнем с SAP HANA? Рассказываем о возможностях сэкономить.

    Армения для малых и средних экспортеров

    С 22 по 24 октября Ассоциация малых и средних экспортеров организует масштабную бизнес-миссию экспортеров из 7 российских регионов в Армению. В программе – прямые В2В переговоры и участие в «Евразийской неделе».


    Реклама