Приобрести месячную подписку всего за 350 рублей
Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Общество

Заповедник непуганых раритетов

2001

Гавана - город автомобильных контрастов


Ford A, 1928 год

Что такое автомобиль одного из последних оплотов социализма? Казалось бы, ответ прост. Достаточно вспомнить не столь далекие времена из собственного прошлого, помножить полученную картину на южный карибский менталитет, где отношение к жизни и работе выражается словечком "маньяна", что в переводе означает "завтра", а на деле соответствует русскому "никогда". Материализуется этот менталитет в виде изрядно изношенных грузовиков, не менее потрепанных автобусов как минимум сорокалетней давности и сверкающего девственной чистотой личного транспорта. Оно и понятно: социализм - социализмом, борьба с мировым империализмом - на совести партии в частности и кубинской общественности в целом, а собственный автомобиль - это нечто более важное, почти святое. Попав на Кубу, даже многочисленные иностранные туристы, привыкшие считать машину не более чем средством передвижения, готовы в это уверовать. Резонно возникает вопрос: чем обусловлен подобный "культурный шок"?

Ответ напрашивается сам собой - разнообразием старых автомобилей, колесящих по дорогам Острова cвободы. И не просто старых, а очень старых. Вряд ли еще найдется страна, в которой на квадратный километр приходилось бы столько автоантиквариата, как здесь. Потрясающие Desoto Diplomat, нарядные вызывающие Plymouth Special Deluxe, стремительные Oldsmobile Super 88 - воплощение начала "космической эры" в автомобилестроении. О более скромных Ford Anglia, Mercedes-Benz конца пятидесятых годов, бесчисленных "копейках" и горбатых "жуках" говорить не приходится. И все это гармонично сочетается с "туристическими" Peugeot 306 со специальными черными номерами, дабы не останавливала полиция, с Citroen Berlingo и Renault Kangoo, принадлежащими государственной телекоммуникационной компании.


Dodge Six, 1936 год

Объясняется эта неописуемая антикварно-автомобильная роскошь крайне приземленно: с легкой руки коммунистической партии и лично "Эль Хефе" в целях борьбы с мировым империализмом на Кубе уже много лет практически запрещен импорт машин и запчастей к ним. А потому местным любителям "погонять" (ограничение скорости 90 км/ч) по не слишком хорошим дорогам приходится холить и лелеять автомобили 30-40-50-летней и так далее давности. И надо признать, им это удается. Большинство машин в хорошем состоянии, и их возраст выдает лишь дизайн. Встречаются, конечно, ободранные экземпляры без бамперов и решеток радиатора, но их ничтожно мало.

Как и в любой антикварной лавке, где в россыпи розового жемчуга нет-нет да и мелькнет несколько черных жемчужин, на Кубе можно встретить самые неординарные автомобили, причем не в музейных экспозициях, а на улицах городов.


Реставрированный GMC, середина 50-х годов

Центр Старой Гаваны. Капитолий. Полуденное "зимнее" солнце на выцветшем небе жарит так, будто оно заключило соглашение с уличными торговцами refresco - это ледяной прохладительный напиток, в состав которого входят лед, определенный процент разбавленного водой сока и та вода, в которой продавцы ополаскивают грязные стеклянные стаканы. И вот на фоне этой совковой "экзотики", среди "хвостатых" GMC и Oldsmobile`ей стоит бирюзовый Dodge Six 1936 года выпуска. Безупречные классические очертания сверкающего чистотой кузова, зачехленная в кожу, на треть утопленная в левое крыло "запаска", крылатая эмблема на черной сетке радиатора.

Или еще более показательный пример. Перекресток рядом с местным музеем революции. Культовая яхта "Гранма" в стеклянном саркофаге. Рядом припаркован темно-синий, несколько потрепанный временем, но тем не менее в прекрасном состоянии Ford A 1928 года. А роскошный, чистейшего белого цвета Oldsmobile Caprio или ярко-красный, приземистый спортивный кабриолет Morris Garage? И все это ездит, доставляя эстетическое наслаждение не только гордым владельцам, но и окружающим, которые способны по достоинству оценить эти произведения автоискусства конца прошедшего тысячелетия.

Гавана-Пинар-дель-Рио-Москва

Фото автора




«Эксперт Авто» №9 (31)
Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама




    Курс на цифровые технологии: 75 лет ЮУрГУ

    15 декабря Южно-Уральский государственный университет отметит юбилей. Позади богатая достижениями история, впереди – цифровые трансформации

    Дать рынку камамбера

    Рынок сыра в России остается дефицитным. Хотя у нас в стране уже есть всё — сырье, поставщики оборудования и технологии

    Струйная печать возвращается в офис

    Обсуждаем с менеджером компании-лидера в индустрии струйной печати

    Когда безопасность важнее цены

    Экономия на закупках кабельно-проводниковой продукции и «русский авось» может сделать промобъекты опасными. Проблему необходимо решать уже сейчас, пока модернизация по «списку Белоусова» не набрала обороты.

    Новый взгляд на инвестиции в ИТ: как сэкономить на обслуживании SAP HANA

    Экономика заставляет пристальнее взглянуть на инвестиции в ИТ и причесать раздутые расходы. Начнем с SAP HANA? Рассказываем о возможностях сэкономить.

    Аквапарк на Сахалине: уникальный, всесезонный, олимпийский

    Уникальный водно-оздоровительный комплекс на Сахалине ждет гостей и управляющую компанию

    Армения для малых и средних экспортеров

    С 22 по 24 октября Ассоциация малых и средних экспортеров организует масштабную бизнес-миссию экспортеров из 7 российских регионов в Армению. В программе – прямые В2В переговоры и участие в «Евразийской неделе».


    Реклама