ПУБЛИКУЙТЕ НОВОСТИ О ГЛАВНЫХ СОБЫТИЯХ
СВОЕЙ КОМПАНИИ НА EXPERT.RU

Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Дом, который построил Пих

, 2001

Глава Volkswagen прощается со своей империей

Осенью в Дрездене наблюдательный совет Volkswagen AG единогласно избрал Бернда Пишецридера преемником Фердинанда Пиха, занимающего сегодня пост председателя правления Volkswagen AG. Несмотря на то что Пишецридер вступит в должность только 17 апреля 2002 года, уже сейчас можно утверждать, что Фердинанд Пих оставил ярчайший след не только в истории своей компании, но и всего мирового автомобилестроения.

Племянник Порше

Не каждому суждено родиться племянником знаменитого автомобильного конструктора. Но даже родившись в "автомобильной" семье, далеко не все способны достойно продолжать традиции семейного бизнеса. И уж только единицы могут утверждать, что не только сохранили славу семейной марки, но и приумножили ее.

Фердинанд Пих - один из таких людей. Его мать - Луиза Пих - была родной сестрой известного немецкого конструктора Фердинанда Порше. Пих родился в 1938 году. Вряд ли кому-либо покажется удивительным, что молодой человек получил хорошее техническое образование и в конечном итоге - диплом инженера-конструктора.

Автомобильная карьера Фердинанда Пиха началась в фирме Porsche, которую основали его дядя и двоюродный брат после окончания второй мировой войны. В активах компании были задействованы капиталы многих родственников Порше, в том числе и Пихов, поэтому дела велись при активном участии всего семейства. В 1963 году молодому конструктору поручили первую серьезную и очень ответственную работу - разработать 6-цилиндровый оппозитный двигатель для модели Porsche 911. Над этим непростым заданием Пих работал бок о бок со своим двоюродным братом Фердинандом Александром Порше и многому у него научился. Модель 911 стала самой знаменитой за всю историю марки и долгое время оставалась основной в ее гамме, - в это внес свою лепту и Пих. Когда фирма начала разработку гоночной модели 917, то на роль куратора проекта выдвинули именно его. Модель представили публике и специалистам 12 марта 1969 года, и она во многом способствовала росту престижа марки. Уже в ходе работы над этим проектом стало очевидно, что помимо чисто конструкторских способностей у молодого человека выдающиеся деловые и организаторские качества.

В фирме Porsche Пих проработал до 1971 года. А затем семейный совет принял странное на первый взгляд решение: вывести ряд родственников из управления семейным бизнесом, но сохранить им 10-процентную долю акций. Это касалось в основном внуков Порше, но в число подлежавших выводу попал и Пих. К тому времени он стал уже известным конструктором и членом наблюдательного совета компании, однако с решением родственников пришлось согласиться.

Любимое детище

В 1972 году Пих начал работать на другую известную немецкую фирму - Audi (с 1965 года она входит в состав концерна Volkswagen). Там он возглавил отдел перспективных разработок. Проработав на этой должности несколько лет, Фердинанд получил повышение - занял пост главного конструктора. Под его руководством и при непосредственном участии проходили работы над созданием нового семейства 5-цилиндровых двигателей Audi. Самый большой успех Пиха в этот период, бесспорно, оригинальная система полного привода, получившая название "кваттро". Именно с благословения Пиха началась ее разработка, а затем не кто иной, как Фердинанд, убедил высшее руководство компании рискнуть и запустить полноприводные модели в серию. Сделать это оказалось непросто, так как в совете директоров было немало противников инвестирования денег в разработку сложной системы, которая к тому же значительно удорожала машину. Однако вскоре правоту Пиха подтвердила сама жизнь: Audi quattro успешно выступали в самых престижных соревнованиях 80-х годов и неоднократно завоевывали высшие награды. А это, в свою очередь, способствовало хорошей репутации товара на рынках Европы. Кстати, принцип "кваттро" с некоторыми изменениями благополучно дожил до нашего времени и продолжает использоваться на автомобилях Audi.


Автоград

Позже Пих разрешил своим конструкторам экспериментировать с алюминиевыми кузовами. В дальнейшем эта идея тоже получила развитие, хотя в то время она казалась далеко не бесспорной. На протяжении 16 лет специалисты Audi проводили исследования в области создания легких конструкций на основе алюминия. В результате - снижение веса автомобиля, революция в дизайне и достижения в производстве. Типичный пример - пространственная рама (ASF), где алюминиевые панели интегрированы в саму структуру рамы. В 1994 году это новшество поставили на поток, когда на рынке впервые появилась модель A8 с алюминиевым кузовом.

Возглавив Volkswagen, Фердинанд Пих не отказался от своих давних конструкторских идей. Пять лет назад Audi создала специальный алюминиевый центр, который обошелся в 15 млн марок. По словам его директора Хуберта Майера, главным достижением центра можно считать рождение цельноалюминиевого автомобиля. Прообраз этой машины - концепт Al2 - могли лицезреть посетители Франкфуртского автосалона еще в 1997 году. Исследовательская работа принесла ощутимые результаты. А в середине 2000 года на рынке появилась уже серийная модель А2, в которой воплощена технология ASF второго поколения. Чуть позже автомобильной общественности представили и дизельный вариант, который стал первой "пятидверкой", расходующей всего 3 л топлива на 100 км пробега.

Сейчас все "алюминиевые" силы концерна сконцентрированы в Некарсульме. Этот небольшой городок, что расположился неподалеку от Мюнхена, значит для немецкого автомобилестроения едва ли не столько же, сколько Детройт - для американского. На заводе выпускаются модели А2, A6 Avant, all-road quattro и A8, спорт-кары S6, S6 Avant и S8. В производственном комплексе расположено и подразделение, изготавливающее полноприводные RS4. В целом по итогам прошлого года объем производства в Некарсульме составил более 200 тыс. автомобилей. Такого результата удалось добиться благодаря серьезным инвестициям - за несколько последних лет свыше миллиарда марок.

Коллекционер компаний

Благодаря своим деловым качествам главный конструктор Audi получил высший пост в "головной" компании - в 1993 году Пих стал председателем правления концерна Volkswagen.

Для мировой автомобильной промышленности начало девяностых было переломным периодом. Менялась структура глобального автомобильного рынка, в орбиту которого вливались некогда закрытые страны Восточной Европы и республики распавшегося СССР. Это требовало соответствующей реакции со стороны ведущих производителей. Но как именно нужно реагировать на все эти изменения - пока никто не знал. Кроме того, намечалась и другая тенденция, проявившаяся, правда, несколько позже, - укрупнение ведущих мировых автопроизводителей. Уже тогда Пих, по каким-то ему одному видимым признакам, первым сумел распознать предстоявшие перемены и верно определить позицию компании. Благодаря его деловому чутью, опыту и везению Volkswagen правильно распорядился открывшимися возможностями. За пять лет (с 1994-го по 1998 год) доход концерна, которым руководил Пих, увеличился более чем в полтора раза - с 44 млрд долларов до 70,5 млрд. Правда, давалось это не легко. Немалых усилий, например, стоило принять решение расширить компанию путем покупки иностранных автомобильных марок, по тем или иным причинам оказавшихся в финансовом затруднении. Однако благодаря такой политике Volkswagen собрал под своим знаменем замечательную коллекцию известных во всем мире автомобильных брэндов: Bugatti, Lamborghini, Rolls-Royce, Bentley, Skoda. И все они теперь работают на создание имиджа корпорации. Эта операция, несомненно, стала одним из высших достижений Пиха-менеджера. Ее по заслугам оценили не только акционеры, но и конкуренты. А пресса, которая, как известно, склонна создавать кумиров для публики, не преминула провозгласить Фердинанда Пиха "бизнесменом века". Он стал мировой знаменитостью и попутно вошел в список самых богатых людей его родной страны Австрии. Личное состояние финансового гения, по данным, опубликованным в журнале BusinessWeek, равняется 3,5 млрд долларов.

Многие, наверное, помнят, сколько шума в начале 90-х годов наделало решение руководства Volkswagen купить находившуюся в кризисе чешскую марку Skoda. Оппозиционеры вновь обвинили Пиха в "неоправданных" затратах на ее подъем и "раскрутку". Но, как показало время, ни потраченные усилия, ни понесенные расходы не оказались напрасными. Сейчас Skoda - одна из наиболее ярких звезд в короне Volkswagen. Неоспоримым подтверждением этому служит тот факт, что за первое полугодие 2001 года Skoda удалось увеличить объем производства на 22,3%. Подобного роста не смог достичь ни один конкурент.

Он памятник себе воздвиг...


Дом Lamborgini

Подобно египетским фараонам, строившим себе пирамиды, Пих тоже создал несколько настоящих памятников. Первый (самый крупный), что расположен в городе Вольфсбург, называется Autostadt ("автоград"). Все началось в 1994 году с решения текущей задачи: расширить головной офис концерна. Но надо знать масштабы мышления председателя правления VW, чтобы представить себе, во что простая идея может воплотиться. Через пару лет выяснилось, что требуется соорудить уже не офис и даже не гигантский центр по продаже и обслуживанию автомобилей, а нечто еще более грандиозное и впечатляющее. В итоге ведущие дизайнеры и архитекторы придумали и построили автомобильный город, занимающий площадь в 25 га. Здесь каждому брэнду концерна отведен свой павильон, уже внешним обликом отражающий дух марки. Есть автомобильный музей ("Дом времени"), центр продаж и сервисного обслуживания, для гостей - шикарный отель Ritz-Carlton.

Autostadt виден издалека: два стеклянных цилиндра высотой 48 м доминируют над окрестностями. В каждом из них размещается до восьмисот автомобилей. В самом большом павильоне любой желающий может понаблюдать за процессом создания разных машин и их испытаниями. А понравившуюся - купить. Ее быстро доставят на лифте, скажем, с восемнадцатого этажа одной из стеклянных башен.


Музей в Audi Forum

"Дом времени" - один из лучших автомобильных музеев мира. Разумеется, там представлены не только продукты Volkswagen, а почти все известные марки. Чем ближе к выходу, тем современнее автомобили - от первого "прадедушки" Benz до VW New Beetle авангардной раскраски. Многие машины вписаны в композиции, передающие дух того времени, когда они создавались. Например, появившийся сразу после второй мировой войны "Жук" стоит на руинах завода, а Messerschmidt - на небольшой улочке с магазином и заправочной станцией пятидесятых годов. Насладившись историей, можно посетить дома отдельных марок концерна.

Вот Bentley. Силуэт павильона этого брэнда из стекла и гранита возвышается на одном из холмов. Зайдя внутрь, посетитель идет по спиральной дорожке, огибающей действующий макет гигантского коленчатого вала. Здание разделено на четыре зала. В них, например, можно узнать, как пахнут дерево Rolls-Royce и кожа, которой отделывается салон Bentley. Провожает гостей спорткар, подвешенный вертикально на стене.

Несколько шагов, и вы упираетесь в большой черный куб. Это дом Lamborghini. Звучит музыка, которая сменяется ритмичными ударами сердца огромного быка, переходящими в рев 12-цилиндрового мотора. Создается ощущение, что вас пытаются оградить от Diablo, находящегося в клетке. Весь куб содрогается, автомобиль начинает поворачиваться вместе со стеной и вырывается наружу в клубах пара.

Следующий дом - это мир Skoda. У чехов все спокойнее. Тут - как в художественной галерее. Макеты, расставленные по павильону, передают атмосферу старой Чехии.

Чтобы попасть в павильон Seat, нужно пройти по деревянному мосту через алюминиевые ворота. Там посетителей ожидает трехминутный фильм, лазерное шоу под стук кастаньет - словом, Испания, в которой создаются новейшие автомобили.

Спускаясь с моста, гости видят дом Audi, в котором десять залов. Сначала нужно пройти по тоннелю, где на стенах установлены экраны. По ним мчатся автомобили - от старинных до новейших. В одном из залов стоит "живой" снеговик и рассказывает о преимуществах полного привода.

Самый большой район принадлежит, разумеется, Volkswagen. В центре расположен огромный куб, цвет его меняется - от голубого до серебристого. Внутри - большая сфера, которая, кажется, парит в воздухе. В ней помещен экран, на котором чередой проходят эпизоды истории концерна. Чуть дальше можно получить исчерпывающую информацию о дизайне автомобилей и о последних разработках концерна.

Последний пункт путешествия - "Дом коммерческих автомобилей". Павильон размером в тысячу квадратных метров разделен на две части. Одна представляет непосредственно коммерческую продукцию, вторая - машины для отдыха.

Autostadt обошелся концерну в 850 млн немецких марок. Окупится он, судя по всему, очень нескоро. Ведь стоимость входного билета составляет всего 24 марки. Даже три тысячи человек, приходящих сюда ежедневно, не сумеют возместить затраты долгие годы. Но демонстрация состоятельности и успехов концерна, его близости к клиентам того стоит. Сюда приезжают семьями. Одни - просто отдохнуть. Другие - познакомиться с историей и современностью крупнейшего немецкого автопроизводителя. Третьи - чтобы купить автомобиль. В цене они вряд ли выиграют, но сама процедура покупки станет настоящим праздником.

Нечто похожее на Autostadt, правда, в меньшем масштабе, создано Пихом и в Ингольштадте, где расположена штаб-квартира Audi. Парадоксально, но эта марка, несмотря на свою популярность, не ассоциировалась до недавнего времени с богатой историей. О ней за пределами Германии, даже в Старом Свете, знают мало. Хотя только в прошлом году компания продала свыше 650 тыс. единиц продукции на сумму в 39 млрд марок. "Безвестность" неблагоприятно сказывалась на имидже марки хотя бы потому, что о главных конкурентах, таких как Mercedes-Benz или BMW, известно значительно больше. Чтобы восполнить этот обидный недостаток, с благословения Пиха (уже после его ухода из компании) Audi всерьез занялась пропагандой своих исторических корней. Главный, и весьма дорогостоящий, шаг - открытие гигантского производственного комплекса в Ингольштадте, получившего имя Audi Forum. Это событие стало самым крупным проектом компании за последние десять лет и, по сути, ознаменовало начало новой эры в отношениях производитель-покупатель.

Посещение комплекса в Ингольштадте обязательно начинается с визита в музей. В нем 50 автомобилей, 30 мотоциклов и велосипедов. Особенность музея - здесь нет неподвижных поверхностей. Перемещаются даже стены. Это подчеркивает идею мобильности - даже если в неподвижных экспонатах отсутствуют топливо и масло. Из самых значимых музейных ценностей следует отметить модели Auto Union Type C/D (1939 год) и Auto Union Type C Avus (1937 год).

После музея гости Autostadt могут не только ознакомиться с производством, но и прямо на месте выбрать понравившуюся марку автомобиля и проследить за ее сборкой. Ежегодно комплекс посещают свыше 150 тыс. человек - 40 тыс. из них приезжают, чтобы приобрести машину. То есть ежедневно в Ингольштадте продается 250 автомобилей.

Хроника успеха

Почему Пих уходит именно сейчас? Думается, он берет пример со спортсменов, которым после победы на Олимпийских играх стремиться уже не к чему. Сегодня его империя находится на пике успеха. Судите сами.


Преемник Бернд Пишецридер

1999 год. Концерн Volkswagen установил рекорд, продав клиентам во всем мире 4,86 млн автомобилей. Это на 6% превышает достижение предыдущего сезона. Доля VW на мировом рынке увеличилась с 11,7 до 12%. Особый успех сопутствовал VW в Западной Европе и Северной Америке, где суммарный рост составил 7,9%. Причем доля концерна на рынке Старого Света, где он уже 15 лет удерживает лидерство, достигла 18,9%.

Audi продала в 1999 году более 634 тыс. машин, превысив объем 1998 года на 5,8%. Испанский филиал Seat увеличил сбыт до 481 тыс. единиц, что соответствует росту на 11,5%. А Skoda увеличила реализацию на 6% - до 385 тыс. автомобилей.

2000 год. Концерн Volkswagen поставил клиентам во всем мире рекордное количество автомобилей - 5,06 млн, что на 3,9% превышает предыдущий рекорд. Таким образом, VW увеличил долю на мировом рынке с 12% до 12,2%.

Особых успехов добился концерн в Южной Америке, Африке и в Азиатско-Тихоокеанском регионе, то есть там, где в ближайшее время ожидается существенный рост рынка. В Северной Америке, несмотря на сужение рынка, VW смог увеличить долю на 18,5% - до 657 тыс. единиц.

В Западной Европе компания увеличила поставки на 3,9% - до 1,974 млн автомобилей. С учетом Германии концерн реализовал 2,999 млн машин, что на 1,8% меньше, чем в 1999 году. Однако VW сохранил лидерство, имея долю рынка 18,8%. Вот итоги рекордного 2000 года:

- Volkswagen легковые автомобили - рост 2,3% до 3,13 млн единиц;
- Volkswagen коммерческие автомобили - рост 5,8% до 328 тыс. единиц;
- Audi - рост 3% до 650 тыс. единиц;
- Seat - рост 6,9% до 515 тыс. единиц;
- Skoda - рост 13% до 435 тыс. единиц.



Существенно выросла и реализация эксклюзивных марок. Поставки Bentley увеличились с 962 до 1300 автомобилей (на 35%), Rolls-Royce - с 429 до 500 единиц (на 16%), Lamborghini - с 265 до 300 (на 13%).

Заслуженным итогом 2000 года стало увеличение дивидендов по акциям - они возросли с 0,77 евро до 1,20 евро на одну обыкновенную акцию и с 0,83 евро до 1,26 евро на одну привилегированную.

2001 год. В первом квартале этого года происходило замедление мирового экономического роста в основном из-за чувствительного ослабления конъюнктуры в США и Японии. В результате произошло снижение экономической динамики практически на всех рынках Западной Европы включая Германию. Там спрос на автомобили снизился на 6,6%. Несмотря на это, концерн сумел сохранить завоеванные позиции.

Особенно ощутимы успехи Volkswagen в Центральной и Восточной Европе, где рост продаж составил 17,5%. К примеру, на чешском и словацком рынках концерн добился мощного прироста. Не осталась в стороне и Польша. Там реализация возросла на 5,4%, несмотря на серьезное уменьшение рынка новых машин (-33,1%).

Ярким подтверждением адекватности экономической политики, проводимой концерном, является то, что его мировые продажи выросли в первом полугодии на 2,7% (3,48 млн автомобилей). И если объем продаж в странах Западной Европы снизился на 0,2% (что в основном связано с падением спроса на немецком рынке), то это с успехом компенсируется двухпроцентным ростом в Северной Америке.

Конечно, после успешного штурма многих конструкторских и финансовых вершин никто не упрекнет Пиха в том, что он рано уходит от дел. Да это и не совсем верно, ведь "бизнесмен столетия" займет место в Наблюдательном совете Volkswagen AG. Представляется явно преждевременным списывать со счетов одного из ведущих современных менеджеров автомобильной индустрии.





Динамика цен на акции
Оборот ценных бумаг на немецких фондовых рынках
Добавочная прибыль на акцию
Динамика прибыли концерна Volkswagen
«Эксперт Авто» №10 (32)
«Эксперт» в Telegram
Поставить «Нравится» журналу «Эксперт»
Рекомендуют 94 тыс. человек



    Реклама



    «Экспоцентр»: место, где бизнес развивается


    В клинике 3Z стали оперировать возрастную дальнозоркость

    Офтальмохирурги клиники 3Z («Три-З») впервые в стране начали проводить операции пациентам с возрастной дальнозоркостью

    Инновации и цифровые решения в здравоохранении. Новая реальность

    О перспективах российского рынка, инновациях и цифровизации медицины рассказывает глава GE Healthcare в России/СНГ Нина Канделаки.

    ИТС: сферы приложения и условия эффективности

    Камеры, метеостанции, весогабаритный контроль – в Белгородской области уже несколько лет ведутся работы по развитию интеллектуальных транспортных систем.

    Курс на цифровые технологии: 75 лет ЮУрГУ

    15 декабря Южно-Уральский государственный университет отметит юбилей. Позади богатая достижениями история, впереди – цифровые трансформации

    Когда безопасность важнее цены

    Экономия на закупках кабельно-проводниковой продукции и «русский авось» может сделать промобъекты опасными. Проблему необходимо решать уже сейчас, пока модернизация по «списку Белоусова» не набрала обороты.

    Новый взгляд на инвестиции в ИТ: как сэкономить на обслуживании SAP HANA

    Экономика заставляет пристальнее взглянуть на инвестиции в ИТ и причесать раздутые расходы. Начнем с SAP HANA? Рассказываем о возможностях сэкономить.

    Армения для малых и средних экспортеров

    С 22 по 24 октября Ассоциация малых и средних экспортеров организует масштабную бизнес-миссию экспортеров из 7 российских регионов в Армению. В программе – прямые В2В переговоры и участие в «Евразийской неделе».


    Реклама