Приобрести месячную подписку всего за 350 рублей
Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Кризис преодолен

, 2001

Почти все иностранные автокомпании перекрыли показатели рекордного 2000 года


Passat - самый популярный Volkswagen

Российский автопром зачастую напоминает спортсмена-тяжеловеса - он также медлителен. Зато в его массивности есть и плюсы - сдвинуть штангиста с места практически невозможно. Это в полной мере подтверждают итоги производства отечественных автомобилестроителей.

Главный тяжеловес - АвтоВАЗ, как был им на протяжении тридцати лет, так и остался. Он контролирует около 80% рынка российских автомобилей. За ним с колоссальным отставанием следует ГАЗ. Суммарная доля остальных производителей, среди которых КамАЗ, УАЗ, "Ижмаш-Авто" и СеАЗ, чуть меньше 16%.

За девять месяцев этого года волжский автогигант увеличил выпуск машин на 7,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого. В частности, АО изготовило 570164 автомобиля против 529577 годом ранее. При этом производство семейства 2110 достигло 167589 единиц. А на экспорт АвтоВАЗ отправил 61589 "Лад". Всего же до конца года завод собирается изготовить свыше 750 тыс. автомобилей, что на 45 тыс. больше предыдущего результата.

В сентябре 2002 года в Тольятти начнут выпускать новую "Ниву", над которой работает СП "АвтоВАЗ - General Motors". Собирать ее будут в основном из отечественных комплектующих. Директор по закупкам совместного предприятия Ральф Никей уже сообщил, что его компания собирается работать в основном с российскими поставщиками. В частности, он сказал: "'Шеви-Нива' - это российский автомобиль. Российским он и останется". СП планирует получить прибыль уже к 2003 году, а спустя двенадцать месяцев объем производства новинки должен достичь 26 тыс. единиц. Напомним, что проектная мощность предприятия - 75 тыс. машин в год.

Гораздо хуже обстоят дела у завода в Нижнем Новгороде. В январе-сентябре ГАЗ выпустил всего 136069 автомобилей, что на 24,7% меньше, чем в прошлом году (180599 единиц). Наиболее заметно снижается производство легковых автомобилей. За девять месяцев ГАЗ изготовил 59542 "Волги" - минус 62,5% к аналогичному периоду прошлого года. Снижение реализации связано в первую очередь с повышением отпускных цен на продукцию всех типов. Не изменилась только стоимость "Волги-3111" - она по-прежнему стоит 435 тыс. рублей. Цены на легковые машины ГАЗ повысил на 2,2%-4,2% в зависимости от комплектации.

Напомним, что в 1998 году деньги на развитие производства легковых автомобилей ГАЗ одолжил у Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР). Но год спустя завод прекратил обслуживание займа из-за финансовых проблем. Теперь эксперты ЕБРР до конца года ежемесячно посещают ГАЗ, чтобы провести проверки и подготовить новые предложения по реструктуризации долга по кредиту в 65 млн долларов. Ранее план реструктуризации долга предусматривал передачу ЕБРР акций предприятия на сумму задолженности. Сейчас рассматриваются и другие варианты.

В отличие от нижегородского коллеги несколько поправил свои дела УАЗ, сумевший увеличить объем производства товарной продукции на 2,4% - до 4,8 млрд рублей. За январь-сентябрь ульяновский завод произвел 49,5 тыс. автомобилей, из которых свыше 1500 составляют новые модели 3160 и 3162.

В целом до конца года УАЗ собирается выпустить около 86 тыс. машин. А по программе развития акционерное общество должно увеличить ежегодное производство до 150 тыс. единиц в течение ближайших пяти лет.

КамАЗ также сумел увеличить производство товарной продукции на 35% до 12,37 млрд рублей. Годом ранее этот показатель составил 9,15 млрд. В частности, за девять месяцев камское предприятие отгрузило потребителям 16359 грузовых автомобилей, 27987 легковых и 22457 двигателей.

Volkswagen выбивается в лидеры

Первое место в табели о рангах среди новых иномарок, проданных через сеть официальных дилеров, по-прежнему удерживает Daewoo. Ее результат - 6073 автомобиля. Бестселлером остается модель-ветеран Nexia, которая производится узбекско-корейским СП "УзДэу". На ее долю приходится почти 97% продаж. Годом ранее показатель совместного предприятия достигал 11204 единиц. Таким образом, реализация совместного предприятия сократилась на 45,8%. Это подтверждает прогнозы о скором конце единовластного господства Daewoo на российском рынке. Вполне вероятно, что если корейскую компанию приобретет корпорация General Motors, то предприятие в Узбекистане как нерентабельное вообще будет закрыто.

Буквально наступает на пятки слабеющей Daewoo чешская Skoda, входящая в концерн Volkswagen. За девять месяцев она сумела реализовать 5324 машины. Это на 202,5% больше предыдущего показателя. Самым активным спросом пользуется модель Octavia. За ней следует Fabia - она популярна не только в нашей стране, но и во всей Европе.

Третью позицию прочно занимает Volkswagen, реализовавший 5360 автомобилей (из них 4791 легковой и 569 коммерческих). Для сравнения: за девять месяцев прошлого года VW реализовал в два с половиной раза меньше машин. Самым популярным в России остается Passat - продано 2328 штук. За ним следуют Bora (1066 штук) и Golf, который выбрали 795 покупателей. Первое место в ряду коммерческих автомобилей по-прежнему принадлежит Caravelle (161 штука против 99 за девять месяцев 2000 года). Таким образом, вместе со своим чешским филиалом Volkswagen обгоняет Daewoo на 5267 машин. А если прибавить сюда и показатели подразделения Audi, то преимущество концерна увеличится до 6879 автомобилей.

Дальнейшее усиление экспансии Volkswagen можно ожидать за счет создания российского производства. Об этом уже сообщил премьер-министр Михаил Касьянов. По его словам, к настоящему времени уже отобрано две площадки. Из них будет выбрана одна, на которой начнется выпуск VW Bora и Passat, а также модели Skoda Fabia. Однако московское представительство концерна от комментариев пока отказывается, сообщая лишь, что весной 2002 года на территории России никакого завода строиться не будет. Вероятно, громкая презентация совместного проекта в Ижевске, который так ничем и не закончился, многому научила немецких бизнесменов, поэтому теперь они осторожничают.

Почетное четвертое место занимает японский производитель Mitsubishi Motors, реализовавший в нашей стране 4127 машин против 3830 за весь прошлый год. По словам директора по маркетингу официального дистрибутора Mitsubishi компании "Рольф" Валерия Тараканова, наибольшим спросом пользуется модель Carisma, а также внедорожники Pajero и Mitsubishi Pajero Sport. Кстати, 75% всех продаж приходится на Московский регион. До конца сезона компания собирается преодолеть шеститысячный рубеж.

Японский Nissan недалеко отстал от конкурента, продав 4057 автомобилей. Это почти в два раза больше, чем за весь 2000 год. Наибольшей популярностью пользуется модель Almera - на ее долю приходится около 50% реализации. За ней следует Maxima QX с результатом в 30%.

За двумя японскими компаниями уверенно движутся французы. Renault реализовала в России 3822 автомобиля, что превышает показатель аналогичного периода прошлого года на 76,3%. Как сообщил генеральный директор ОАО "Автофрамос" Ги Бара, до нового года его компания планирует продать около пяти тысяч машин, в основном модели Clio. Говоря о работе сборочного предприятия, глава СП отметил, что сегодня его компании выгоднее ввозить готовые машины, нежели собирать их в России. Ведь пошлины на машинокомплекты и готовые автомобили одинаковые.

Отлично идут дела у Peugeot. Ее результат - 3005 автомобилей против 978 единиц в прошлом сезоне. Такого успеха удалось добиться благодаря модели 206.

Японская Toyota реализовала 2896 машин, что превышает показатель всего прошлого года. Наиболее популярными моделями были легковая Avensis - 962 машины, внедорожники Land Cruiser 100 - 953 автомобиля и RAV4 - 450 машин.

Существенно поправил свое положение Ford - за девять месяцев продано 2640 автомобилей, из них 1567 машин модели Focus. На втором месте со значительным отставанием - 548 единиц - Mondeo. А коммерческий Transit выбрали 224 покупателя.

Замыкает десятку лидеров Mercedes-Benz, входящий в концерн DaimlerChrysler. На его счету 2567 автомобилей, что на 62,1% выше показателя девяти месяцев прошлого года. Самым продаваемым в гамме немецкой компании остается S-класс (810 машин).

Вплотную подобралась к лидерам и Volvo, продукцию которой предпочел 1661 человек. Это на 172,3% больше предыдущего показателя. За весь 2000 год шведы сумели продать всего 917 автомобилей. Хитом сезона по праву стала модель S80. На ее долю пришлось 45% продаж.

На попадание в десятку претендует и Audi, увеличившая реализацию в 1,8 раза до 1612 машин.

Наш секрет - в единой ценовой политике

Оскар Ахмедов, глава представительства Audi в России:

- До 1998 года в России продавалось сто автомобилей Audi в год. Потом эта цифра возрастала - до ста двадцати, пятисот, тысячи двухсот... А за девять месяцев этого года продано тысяча шестьсот двенадцать машин, что почти в два раза превышает предыдущий результат. Лидером, как и раньше, остается А6 - обновленная версия этой модели была представлена на Московском автосалоне в августе. Новая А4 вышла на рынок в апреле и занимает теперь второе место. Третья позиция принадлежит нашему внедорожнику Allroad. К слову сказать, по количеству реализованных машин Россия теперь занимает первое место среди всех стран Восточной Европы, опережая самый крупный рынок Польши почти в полтора раза. И еще один факт. Мы впервые обогнали Финляндию. Сегодня доля Audi в сегменте престижных автомобилей составляет двадцать один процент. В этом достижении большую роль сыграла единая ценовая политика, настойчиво проводимая дилерами марки. Уже к концу декабря компания сможет установить личный рекорд в две с половиной тысячи машин.

Серьезно увеличить количество проданной продукции удалось южнокорейскому производителю Hyundai. Показатель компании - 1076 машин против 554 за весь прошлый год. Предпочтение российский покупатель отдает наиболее доступной модели Accent (около 60% продаж).

Последней компанией, сумевшей преодолеть рубеж в тысячу автомобилей, стал Opel. Продукцию под этим брэндом, который входит в концерн General Motors, выбрали 1008 человек. Это почти в пять раз больше показателя 2000 года.

GM расширяет дилерскую сеть

Иван Ружичка, директор по продажам GM в России

- Мы довольны итогами продаж. Естественно, не все брэнды продаются одинаково успешно. Активнее других развивается Opel. За девять месяцев его выбрали тысяча восемь человек. До начала следующего года мы рассчитываем реализовать еще пятьсот машин. Уровень продаж напрямую зависит от динамики общего развития рынка, а она сейчас очень положительная. Наша основная задача в связи с Opel - уже в ближайшее время попасть в тройку импортеров. На этом пути нам придется сражаться с такими известными марками, как Volkswagen, Ford и Renault. На равных конкурировать с ними можно активно развивая дилерскую сеть, которая сейчас нас не удовлетворяет, особенно в регионах. В будущем году General Motors собирается открыть еще двенадцать-пятнадцать дилеров. Сейчас у нас двадцать семь продавцов, некоторые из них работают только по марке Opel или Chevrolet. Успехи этого сезона мы во многом связываем именно с открытием новых дилеров в Москве, так как именно через Москву продается до восьмидесяти процентов всех автомобилей. Кроме того, GM изменил ценовую политику, сделав стоимость машин более конкурентоспособной. Это позволило увеличить реализацию почти в пять раз. Но не стоит сбрасывать со счетов и общий экономический рост, который наблюдается сегодня в России. Что касается других наших брэндов, то надежды мы возлагаем на внедорожники Chevrolet Trail Blazer и Tahoe. Мы очень рассчитываем на Cadillac и на самый молодой наш брэнд Saab. Если же сложить все наши марки, то с января по сентябрь GM реализовала тысячу шестьсот машин.


Крупнейшие рекламодатели автомобильного рынка (январь-август 2001 года)
Десятка лидеров российского рынка новых иномарок

Volkswagen: ставка на Passat

Торстен Брадлер, глава представительства Volkswagen в России:

- Впечатляющие темпы роста мы объясняем прежде всего высокой степенью доверия российских покупателей к марке Volkswagen. По итогам опросов потребителей, проведенных Reader`s Digest, в 2001 году наш концерн стал победителем в номинации Trusted Brand ("Марка, которой доверяют"). Если говорить о факторах, способствующих такому доверию, то среди них - расширение дилерской сети, высокие требования к сервисным станциям, обучение специалистами концерна дилерского персонала. И, конечно, огромную роль играет многообразие комплектаций автомобилей VW и их высокотехнологичное исполнение. Всс перечисленное работает не просто на укрепление позиций отдельных моделей, а на имидж марки в целом. Кроме того, не стоит забывать, что лидер наших продаж - Passat - изначально пользовался в России хорошим спросом. Нас не удивляет, что с появлением нового поколения объем реализации нашего бестселлера значительно вырос.

Ford готовится к атаке

Хенрик Нензен, глава представительства Ford в России

- У нас отмечается рост продаж, и мы полагаем, что до конца года они увеличатся на двести одиннадцать процентов по сравнению с предыдущим годом. Тогда продажи Ford составили всего тысячу триста пятьдесят автомобилей. В этом году наш показатель должен превысить отметку в четыре тысячи машин. Одна из причин бурного развития - появление новых моделей, в том числе очень популярного в России Mondeo. Мы считаем, что наш брэнд должен быть самым доступным, причем не только среди иностранных марок. В свете данной политики первое, что мы сделали, - ввели фиксированную цену на машины по всей стране. Во-вторых, мы установили минимальную стоимость на гарантийное обслуживание, ведь сервис - это ключ к укреплению на рынке. Увеличение продаж стало возможным и благодаря доступному страхованию. Мы долго вели переговоры о снижении цен со страховыми компаниями. В результате был выбран "Ингосстрах". И теперь затраты на страховку модели Focus составляют меньше трех процентов от стоимости машины. У конкурентов эта цифра колеблется в пределах восьми-девяти процентов. Другой важный компонент нашей стратегии - наш подход к гарантийным обязательствам. Как и другие производители, Ford предоставляет гарантию на один год, однако у клиента есть возможность купить дополнительную гарантию вплоть до четырех лет на так называемые непредвиденные случаи. Еще один фактор роста - расширение дилерской сети. В этом году появились новые представители в Иркутске, Самаре, Новгороде и Новосибирске. И если год назад в регионах продавалось лишь девять процентов автомобилей, то сейчас этот показатель вырос до двадцати четырех.

«Эксперт Авто» №10 (32)
Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама




    Курс на цифровые технологии: 75 лет ЮУрГУ

    15 декабря Южно-Уральский государственный университет отметит юбилей. Позади богатая достижениями история, впереди – цифровые трансформации

    Дать рынку камамбера

    Рынок сыра в России остается дефицитным. Хотя у нас в стране уже есть всё — сырье, поставщики оборудования и технологии

    Струйная печать возвращается в офис

    Обсуждаем с менеджером компании-лидера в индустрии струйной печати

    Когда безопасность важнее цены

    Экономия на закупках кабельно-проводниковой продукции и «русский авось» может сделать промобъекты опасными. Проблему необходимо решать уже сейчас, пока модернизация по «списку Белоусова» не набрала обороты.

    Новый взгляд на инвестиции в ИТ: как сэкономить на обслуживании SAP HANA

    Экономика заставляет пристальнее взглянуть на инвестиции в ИТ и причесать раздутые расходы. Начнем с SAP HANA? Рассказываем о возможностях сэкономить.

    Аквапарк на Сахалине: уникальный, всесезонный, олимпийский

    Уникальный водно-оздоровительный комплекс на Сахалине ждет гостей и управляющую компанию

    Армения для малых и средних экспортеров

    С 22 по 24 октября Ассоциация малых и средних экспортеров организует масштабную бизнес-миссию экспортеров из 7 российских регионов в Армению. В программе – прямые В2В переговоры и участие в «Евразийской неделе».


    Реклама