ПУБЛИКУЙТЕ НОВОСТИ О ГЛАВНЫХ СОБЫТИЯХ
СВОЕЙ КОМПАНИИ НА EXPERT.RU

Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Бухучет на авторынке

2002

Продажи новых иномарок идут на рекордный результат, а отечественные заводы наращивают выпуск автомобилей

Итоги первого полугодия позволяют отметить две тенденции на российском рынке автомобилей. Во-первых, в России растет спрос на новые автомобили. За шесть месяцев нынешнего года суммарный объем производства отечественных заводов вырос более чем на 12 тыс. легковых машин по сравнению с тем же периодом прошлого года. Иностранцы свои успехи подсчитывают по-другому - не сколько произвели, а сколько продали. За два квартала 2002 года десять крупнейших импортеров сумели продать 38 590 иномарок, в то время как за январь-июнь 2001 года продано было 24 579 машин (рост - 57%). Во-вторых, заметно обострилась конкуренция среди иностранных фирм: в лидирующей десятке компании идут очень плотной группой.

За пределом возможного

Самым крупным и стабильным производителем в России остается АвтоВАЗ. За полугодие он выпустил 372 628 машин. Наиболее популярными опять стали "десятки" - их собрано 113 075 (на 2460 больше, чем за тот же период прошлого года). Уже не первый год в Тольятти на сборке задействовано даже опытно-экспериментальное производство, завод работает за пределами своих производственных мощностей, что не может не отразиться на качестве продукции. Российский покупатель, впрочем, к этому притерпелся.

Лидерство тольяттинцев мало кого удивит, зато на втором месте неожиданно появились автомобилестроители Удмуртии, которые увеличили производство на 69% и потеснили ГАЗ. В ОАО "Ижмаш-Авто" произвели 37 527 машин. Здесь сыграли роль несколько факторов - это и выпуск в Ижевске "Жигулей" шестой модели, и окончательный уход с рынка "Москвича", и активное продвижение собственных моделей.

Снижение объемов выпуска легковых автомобилей под маркой ГАЗа объясняется прежде всего тем, что новые владельцы предприятия пытаются оптимально загрузить мощности с учетом конъюнктуры. Сейчас растет спрос на недорогие коммерческие автомобили, а вот "Волги" становятся все менее конкурентоспособными. Поэтому их собрали меньше, чем год назад, а выпуск микроавтобусов и грузовиков типа "Газель" и "Соболь", наоборот, увеличили. По сравнению с тем же периодом прошлого года рост производства автомобилей на ГАЗе в целом составил 12%. Хотя теперь ситуация может немного измениться, поскольку с 1 августа ГАЗ в среднем на 2% поднял отпускные цены.

Завод микролитражных автомобилей (ЗМА) из Набережных Челнов собрал за шесть месяцев 19 300 машин "Ока" - это более чем на тысячу штук больше, чем год назад.

Увеличил производство и Ульяновский автозавод - в целом на 6,6%, за полгода там собран 33 721 автомобиль. По легковым машинам прирост составил 3,8%. В том числе - на 43,9% больше сделано новых УАЗ-3162, более чем в четыре раза возросло производство длиннобазной версии - комфортабельного "Барса". Активизируется экспорт. За полгода во Вьетнам, Анголу, Египет, Уругвай отгружен 3671 автомобиль - почти вдвое больше, чем год назад.

Kia обошла Mercedes

Это самый неожиданный итог полугодия на российском рынке иномарок: по объемам продаж из первой десятки вытеснен Mercedes-Benz, а вошла в топ-лист южнокорейская компания Kia. Однако первая тройка по сравнению с прошлым летом осталась неизменной.

Вновь вне конкуренции оказались вполне качественные и доступные по цене автомобили Daewoo - на выбор россиян не влияет даже такой мощный психологический фактор, как фактическое закрытие этой компании в Южной Корее. За шесть месяцев дилеры реализовали 6773 автомобиля, собранных в Узбекистане. Лидирует по-прежнему Nexia (5530 машин), за ней с показателем 1214 единиц идет Matiz.

Второе место в рейтинге уверенно занимает Skoda - 5065 автомобилей. А ведь чешская компания сейчас не имеет в Москве даже представителя - все руководство российским бизнесом осуществляется из Праги. И цифру продаж за два квартала удалось узнать только после звонка в Чехию, хотя раскладку по моделям там сообщить уже не смогли. Своими успехами Skoda обязана, видимо, отличному балансу цены и качества. Не случайно ведь в самой Чехии эта марка прочно удерживает около 56% рынка, оставляя другим известным брэндам не более чем по 5% на каждого. В России, по наблюдениям продавцов, как и на родине, фаворитом становится - компактная Fabia.

Замыкает тройку лидеров Volkswagen, сумевший реализовать через своих дилеров 3983 автомобиля (3600 легковых и 383 коммерческих). Позиции моделей внутри этого брэнда тоже не изменились. По-прежнему лучше всего россияне покупают Passat (1790 штук), следом за ним идут Bora (746) и Golf (612).

Вплотную к немецкой компании подобралась японская Nissan. Продав 3951 автомобиль, они, по сравнению с прошлым годом, добились 60-процентного прироста и сумели переместиться с пятой позиции на четвертую.

Еще более впечатляющий рывок (с восьмого места на пятое) совершила компания Peugeot. Рост продаж этой французской марки составил 118%, итоговый результат за полугодие - 3608 реализованных автомобилей. Причем основной прирост достигнут благодаря модели 307, которых продано уже 1247 штук. Оптимизм французам внушает и динамика реализации еще двух моделей - 206-й и 406-й.

Шестую позицию в рейтинге продаж сохранила еще одна французская компания -. Renault, продавшая 3586 машин (год назад было 2278). Такой результат во многом обеспечила грамотная работа с дилерами: их уже более четырех десятков в 22 городах России. Наибольшим спросом опять пользовался Simbol, однако ему на пятки наступает Megan, реализация которого возросла более чем вдвое.

На седьмое место с четвертого за прошедший год откатилась Mitsubishi, продавшая с января по июнь 3564 автомобиля. Хотя объемы продаж этой компании увеличились на 41%, это не позволило ей удержать прошлогодние позиции. Свыше половины из реализованных автомобилей Mitsubishi приходится на модель Carisma, более четверти - на серию внедорожников.

Сходная ситуация и у другой японской компании - у Toyota. Она увеличила сбыт в европейском регионе России на 70%, но все равно "съехала" на одну строчку вниз в топ-листе. Всего ее дилерами реализовано 2884 машины под марками Toyota и Lexus. Рост продаж несколько увеличился с весны, когда в России появились новые Corolla и Camry. К концу года японцы намерены еще активизироваться и занять в итоге не менее 8% российского рынка иномарок. Глава представительства Toyota Норио Нака уверен, что за оставшиеся два квартала его фирма сможет выйти на уровень продаж в 8000 автомобилей.

Пока же ее главный конкурент - Ford. Он почти удвоил объемы продаж и к середине лета вышел на показатель в 2818 автомобилей. Из них почти половину составила модель Focus, еще треть - Mondeo. Ныне от американцев следует ожидать очередного рывка, поскольку Focus теперь выпускается под Питером, на него всерьез снижена цена и введены привлекательные кредитная и сервисная программы.

Под маркой Kia, которая теперь замыкает десятку лидеров, в России с января по июнь было продано 2358 автомобилей, более чем две трети которых собрано на заводе "Автотор" в Калининграде. Рост продаж превысил 70%, а самыми популярными моделями стали городская Rio и внедорожник Sportage.

Концерн BMW, который реализовал в России 1791 автомобиль, не смог перешагнуть двухтысячный рубеж и вновь остался во второй десятке, хотя прирост продаж составил 52,5% Зато легендарная марка Mercedes-Benz не просто сдала позиции в общем зачете, штутгартцы едва ли не единственные, у кого значительно снизился объем реализации - в этом году продано 1602 автомобиля, на 105 меньше, чем в прошлом. Этот спад в компании "ДаймлерКрайслер Автомобили РУС" объясняют тремя причинами: изменениями в обменном курсе евро по отношению к доллару, реструктуризацией двух московских дилеров и "переходным периодом к системе прямого импорта". Прогнозы на вторую половину года у компании более оптимистичные.

Среди других известных брэндов еще два сумели впервые преодолеть "тысячную" отметку -. это Audi (1508 штук) и Opel (1023 автомобиля). Близок к ним и Citroen, продавший 911 машин. У других фирм показатели скромнее, хотя почти все отметили рост реализации как в денежном выражении, так и в физическом.

Концептуальное развитие

С большой долей уверенности можно предположить, что сложившая ситуация на российском рынке автомобилей сохранится и во второй половине года (если, конечно, не случится чего-нибудь экстраординарного). Серьезно повлиять на ситуацию могла бы концепция развития отечественного автопрома. Однако тот ее вариант, который премьер-министр Михаил Касьянов подписал, после того как сам внес существенные правки, фактически зафиксировал сегодняшний уровень таможенных пошлин на новые иномарки - те же 25%. А вот на подержанные машины ставки возрастут (благодаря этому только в первом полугодии 2003 года рассчитывают дополнительно получить в бюджет страны до 230 млн долларов), поэтому представительства зарубежных фирм планируют на ближайшие месяцы рост своих продаж в России.

Вряд ли можно ожидать существенных перемен и у российских автозаводов - пока их продукция востребована. Но глава правительства дает им на раскачку меньше времени - не к 2010 году, а к 2008-му они должны создать машины, по основным параметрам соответствующие европейским стандартам.

Десятка лидеров по продажам новых иномарок в России
Производство легковых автомобилей российскими автомобильными заводами в январе-июне 2002 г.
«Эксперт Авто» №5 (38)
«Эксперт» в Telegram
Поставить «Нравится» журналу «Эксперт»
Рекомендуют 94 тыс. человек



    Реклама



    «Экспоцентр»: место, где бизнес развивается


    В клинике 3Z стали оперировать возрастную дальнозоркость

    Офтальмохирурги клиники 3Z («Три-З») впервые в стране начали проводить операции пациентам с возрастной дальнозоркостью

    Инновации и цифровые решения в здравоохранении. Новая реальность

    О перспективах российского рынка, инновациях и цифровизации медицины рассказывает глава GE Healthcare в России/СНГ Нина Канделаки.

    ИТС: сферы приложения и условия эффективности

    Камеры, метеостанции, весогабаритный контроль – в Белгородской области уже несколько лет ведутся работы по развитию интеллектуальных транспортных систем.

    Курс на цифровые технологии: 75 лет ЮУрГУ

    15 декабря Южно-Уральский государственный университет отметит юбилей. Позади богатая достижениями история, впереди – цифровые трансформации

    Когда безопасность важнее цены

    Экономия на закупках кабельно-проводниковой продукции и «русский авось» может сделать промобъекты опасными. Проблему необходимо решать уже сейчас, пока модернизация по «списку Белоусова» не набрала обороты.

    Новый взгляд на инвестиции в ИТ: как сэкономить на обслуживании SAP HANA

    Экономика заставляет пристальнее взглянуть на инвестиции в ИТ и причесать раздутые расходы. Начнем с SAP HANA? Рассказываем о возможностях сэкономить.

    Армения для малых и средних экспортеров

    С 22 по 24 октября Ассоциация малых и средних экспортеров организует масштабную бизнес-миссию экспортеров из 7 российских регионов в Армению. В программе – прямые В2В переговоры и участие в «Евразийской неделе».


    Реклама