ПУБЛИКУЙТЕ НОВОСТИ О ГЛАВНЫХ СОБЫТИЯХ
СВОЕЙ КОМПАНИИ НА EXPERT.RU

Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Экономика

Вопреки географии

2003

Нынешний год станет рекордным по количеству продаж и слияний в мировом автопроме. Этот процесс затрагивает и Россию

Аналитики PricewaterhouseCoopers - крупнейшей в мире аудиторско-консалтинговой компании - подвели итоги деятельности мировой автомобильной промышленности в 2002 году. Общий объем сделок в отрасли вырос на 85% и составил 35,1 млрд долларов против 19 млрд в 2001 году. Более чем на треть - с 461 до 621 - увеличилось количество сделок, и это самый высокий уровень деловой активности, когда-либо отмеченный в данной области.

Эти показатели иллюстрируют, как быстро идут процессы глобализации мирового автопрома. Суть их в том, что основные производители все меньше "привязывают" свои заводы непосредственно к рынкам реализации, размещая их в наиболее экономичных и удобных зонах. Качественный продукт по доступной цене становится более ценным преимуществом в конкурентной борьбе, нежели географическое положение производств, и на первый план выходит девиз: глобальный рынок для мирового продукта. Так, по оценке PricewaterhouseCoopers, если среднее значение индекса глобализации отрасли в 1990 году составляло менее 30%, то в 2001-м оно выросло примерно до 53%, а к 2010 году должно превысить 60%.

В мире

В 2002 году наибольший объем сделок пришелся на сектор непосредственно автомобилестроения. Было заключено 69 контрактов общей стоимостью 10 млрд долларов, в то время как в 2001 году сумма 57 сделок составила всего 2,2 млрд. Причем главной тенденцией эксперты считают рост числа сделок по объединению фирм-производителей, что особенно проявилось в Китае: за год было заключено 18 подобных контрактов.

Очевидно, стала приносить плоды политика Пекина по развитию этой отрасли. В 90-х годах в стране перед автоимпортом фактически возвели "великую китайскую стену" в виде высоких пошлин, но предоставили льготы тем компаниям, которые инвестировали и создавали производства по выпуску автомобилей и комплектующих. В эту нишу устремились едва ли не все крупнейшие западные производители, и за короткий срок в Поднебесной появилась сотня совместных предприятий по выпуску автомобилей и автокомпонентов. Они сошлись в жесткой конкуренции, благодаря чему сейчас на рынок регулярно выводятся новые продукты, повышается их качество, снижаются цены. Китайцы же как бы со стороны смотрят на соперничество инофирм и поддерживают лучших, а слабые производства сворачивают или перепродают более успешным компаниям. Предполагается, что по этому сценарию будут развиваться события и в 2003 году. Производители с этим мирятся, поскольку рассматривают Китай как "великую надежду" на долгосрочный рост объемов продаж автомобилей.

Вторым по объему сделок в 2002 году стал рынок продаж автомобилей, включая розничные, оптовые и вторичные продажи, а также рынок аренды. Зафиксировано 278 сделок на 8,8 млрд долларов, и это также самый высокий уровень за все годы (к примеру, в 2001 году было заключено 184 сделки на 5,1 млрд долларов). Наибольшую активность специалисты PricewaterhouseCoopers отмечают в секторе розничных продаж, где за год число сделок почти удвоилось: 127 против 68 в 2001 году. Этот рывок объясняется введением в Евросоюзе новых правил продаж автомобилей и запчастей. Теперь крупные группы компаний из сектора розничной торговли и новые участники рынка (например, финансовые группы и даже супермаркеты) могут создавать национальные сети розничной торговли. Европейские фирмы по продаже автомобилей этим не замедлили воспользоваться, и начался процесс их консолидации. По прогнозам, пик этих операций придется на ближайшие два-три года.

Схожую ситуацию аналитики предрекают и в секторе авторемонта. Новые правила продаж автомобилей и запасных частей предусматривают отделение деятельности автопроизводителей по продаже машин от операций по их ремонту и обслуживанию. И это стимулирует объединение и рост компаний, специализирующихся на ремонте и автосервисе.

Все это дает экспертам основания говорить о дальнейшей глобализации мирового автомобильного рынка и появлении на нем новых серьезных игроков. Филипп Уайли, руководящий в PricewaterhouseCoopers группой по вопросам корпоративного финансирования в автомобильной отрасли, заметил: "Рост деловой активности отражает вторую фазу консолидации в автомобильной отрасли. Хотя сделки на миллиарды долларов не так распространены, как в конце девяностых, большие возможности открываются на рынке компаний средней величины. Наши международные группы по предоставлению консультационных услуг компаниям автомобильной отрасли сейчас загружены работой, и мы надеемся, что в 2003 году будет заключено рекордное количество сделок".

В России

На российском автопроме эти тенденции в нынешнем году тоже отразятся, хотя и несильно. Весьма значимые события здесь уже произошли в прошлом году: свои предприятия открыли Ford и General Motors, возобновило выпуск машин российско-французское СП "Автофрамос", и теперь эти предприятия будут лишь наращивать производство. Судя по всему, на 2002 год пришелся и пик ввоза подержанных иномарок, перед которыми теперь возведены таможенные барьеры. Таким образом, главной новостью 2003 года пока остается решение компании Renault об инвестировании в свой московский завод дополнительно 250 млн долларов. А в числе ожидаемых событий - появление нового стратегического партнера и, соответственно, третьего брэнда у калининградского сборочного предприятия "Автотор", а также возможное решение концерна Volkswagen о создании своего производства в России.

Пока это решение (как и приход других глобальных производителей) сдерживается рядом факторов. В том числе тем, что общий спрос на автомобили растет очень медленно: в 2002 году по сравнению с 2001-м он увеличился всего на 1,6%, хотя рост реальных доходов населения составил 9%. По прогнозу Центра исследований Российской ассоциации маркетинга (РАМ), в 2003 году рынок автомобилей в стране вновь увеличится не более чем на 1,5%. Что же касается структуры спроса, то, по мнению партнера компании PricewaterhouseCoopers Стенли Рута, с ростом доходов россиян их предпочтения будут перераспределяться от устаревших отечественных моделей к более дорогим и качественным, будь то иномарки или российские автомобили нового поколения.

Однако в более отдаленной перспективе (до 2010 года) аналитики PricewaterhouseCoopers прогнозируют более чем 20-процентный рост производства автомобилей в России - больше, чем в любой другой стране Восточной Европы, включая Польшу и Турцию. Свыше половины этого объема скорее всего останется за крупнейшим отечественным производителем - АвтоВАЗом. С одной стороны, это будет обусловлено большим спросом на достаточно дешевые автомобили, с другой - приходом в Россию международных поставщиков комплектующих и, как следствие, заметным повышением качества и конкурентоспособности российских автомобилей.

Эксперт-авто - объемы продаж автомобилей в России по сегментам, 1992-2003 гг.

ВАЗ форсирует интеграцию в мировой автопром

В последний день мая на общем собрании ОАО "АвтоВАЗ" по итогам 2002 года впервые за время существования акционерного общества было принято решение о выплате дивидендов по обыкновенным акциям. Из общей суммы в 219,7 млн рублей, направленной на дивиденды, выплаты по обыкновенным акциям составят 135,9 млн, остальные средства пойдут владельцам привилегированных акций. По мнению зарубежных экспертов, такое решение чрезвычайно важно тем, что демонстрирует новый подход руководства Волжского автозавода к бизнесу и стимулирует заинтересованность в нем всех совладельцев и работников.
О том же говорят и сами руководители предприятия. Сразу после общего собрания акционеров переизбранный председателем совета директоров АвтоВАЗа Владимир Каданников заявил, что прошлогодние потрясения, связанные с перепроизводством и остановкой конвейера, не только привели к потере 8% рынка, но и заставили пересмотреть ряд стратегических планов и позиций. Прежде всего речь идет об ускорении интеграции в мировое автомобилестроение, что еще год назад представлялось перспективной весьма отдаленной. Среди первоочередных шагов Владимир Каданников назвал корреспонденту "Эксперта" совершенствование маркетинговой политики, приведение дилерской сети и сервисного обслуживания к международным стандартам, серьезное повышение качества продукции, ускорение технического перевооружения, связанного с обновлением модельного ряда.

На эти цели в Тольятти в ближайшее пятилетие планируют инвестировать по 230 млн ежегодно. Но сам завод сможет вкладывать не более 150 млн долларов в год, в связи с чем решено активно привлекать отечественные и западные инвестиции. По словам Михаила Москалева, вице-президента АвтоВАЗа по стратегическому корпоративному управлению, сейчас в России достаточно много денег, которые можно получить легче и быстрее зарубежных. Поэтому инструмент заимствований будет применяться в возрастающей степени сложности - от рублевых до еврооблигационных займов. Уже ведутся переговоры с зарубежными финансовыми структурами, а вазовские ценные бумаги размещены на российском и западноевропейском фондовых рынках.

Вхождению в систему глобального автопрома должен послужить и создаваемый на территории АвтоВАЗа Автомобильный индустриальный парк. Состав участников проекта окончательно определится осенью 2003 года. На площади 126 тыс. кв. м свои производства разместят крупнейшие иностранные и российские производители комплектующих. Их продукция будет использоваться как в перспективных моделях (в частности, в "Калине"), так и в тех, что сходят с конвейера сегодня. Заявки от инофирм на участие в работе индустриального парка уже превышают его емкость, и теперь надо определить, что важнее для самого автозавода. Специалисты считают, что реализация этого проекта не только заметно повысит качество вазовской продукции, но и ускорит вхождение всего российского автопрома в глобальную отрасль.

Тольятти-Москва

«Эксперт Авто» №6 (48)
«Эксперт» в Telegram
Поставить «Нравится» журналу «Эксперт»
Рекомендуют 94 тыс. человек



    Реклама



    «Экспоцентр»: место, где бизнес развивается


    В клинике 3Z стали оперировать возрастную дальнозоркость

    Офтальмохирурги клиники 3Z («Три-З») впервые в стране начали проводить операции пациентам с возрастной дальнозоркостью

    Инновации и цифровые решения в здравоохранении. Новая реальность

    О перспективах российского рынка, инновациях и цифровизации медицины рассказывает глава GE Healthcare в России/СНГ Нина Канделаки.

    ИТС: сферы приложения и условия эффективности

    Камеры, метеостанции, весогабаритный контроль – в Белгородской области уже несколько лет ведутся работы по развитию интеллектуальных транспортных систем.

    Курс на цифровые технологии: 75 лет ЮУрГУ

    15 декабря Южно-Уральский государственный университет отметит юбилей. Позади богатая достижениями история, впереди – цифровые трансформации

    Когда безопасность важнее цены

    Экономия на закупках кабельно-проводниковой продукции и «русский авось» может сделать промобъекты опасными. Проблему необходимо решать уже сейчас, пока модернизация по «списку Белоусова» не набрала обороты.

    Новый взгляд на инвестиции в ИТ: как сэкономить на обслуживании SAP HANA

    Экономика заставляет пристальнее взглянуть на инвестиции в ИТ и причесать раздутые расходы. Начнем с SAP HANA? Рассказываем о возможностях сэкономить.

    Армения для малых и средних экспортеров

    С 22 по 24 октября Ассоциация малых и средних экспортеров организует масштабную бизнес-миссию экспортеров из 7 российских регионов в Армению. В программе – прямые В2В переговоры и участие в «Евразийской неделе».


    Реклама