Натиск с востока

Москва, 16.02.2004
«Эксперт Авто» №2 (57)
Спрос на иномарки продолжает расти, в то время как рынок отечественных моделей стагнирует

Многие аналитики автомобильного рынка считают, что ушедший 2003 год стал для России пиковым по темпам роста продаж. В дальнейшем кривая роста реализации будет более пологой. Очевидно и то, что с каждым годом разница между отечественными моделями и иномарками будет размываться за счет растущей локализации производства иномарок в России.

В долларах они дешевле

Беспрецедентный рост продаж иномарок на российском рынке в 2003 году прогнозировался, но результаты превзошли даже самые оптимистичные прогнозы. Об этом свидетельствуют и неожиданные для импортеров очереди на многие модели, и явная перегрузка дилерских сервис-центров, и неоднократные корректировки дистрибуторских планов по сбыту в сторону увеличения. Отчасти причиной тому стало введение высоких таможенных пошлин на подержанные зарубежные модели, отчасти - рост реальных доходов населения и стабилизация потребительского спроса. Свою роль сыграли также перепады курсов валют и бурное развитие автокредитования - только благодаря этому по некоторым брэндам продажи выросли на 25-30%.

В итоге вышло, что через официальных дилеров в стране было реализовано 195693 новых легковых автомобиля, и это более чем на 77% превышает показатели 2002 года (оценить достижения разных производителей позволяет таблица 1). Уже сейчас ясно, что и в новом сезоне спрос сохранится на высоком уровне. Поэтому наиболее интересным представляется анализ наметившихся тенденций, способных влиять на дальнейшее развитие российского авторынка.

Прежде всего бросается в глаза мощный натиск азиатских брэндов: впервые они заняли сразу шесть мест в первой десятке рейтинга по объемам продаж. Примерно таким же - 60/40 в пользу японских и корейских моделей - оказалось и соотношение проданных машин в целом. Одних только "японцев" в России было реализовано больше, чем всех европейских автомобилей вместе взятых. Да и "корейцы" превзошли суммарный результат таких автомобильных грандов, как Германия и Франция. При этом надо выделить впечатляющие успехи марки Toyota, уверенно шагнувшей в лидеры.

Подобный ход событий обусловлен факторами как глобального, так и внутрироссийского масштаба. Во-первых, азиаты за счет надежности, неприхотливости и ценовой доступности своих машин превалируют сегодня практически на всех рынках, что позволяет им вести агрессивные маркетинговые кампании и расширять дилерские сети. Во-вторых, свою роль сыграло падение доллара, в котором номинируются цены на азиатские марки. И это лишь подтверждают примеры ряда компаний: Opel, тоже торгующий в американской валюте, в два с половиной раза поднял свой сбыт и вошел в десятку самых продаваемых иномарок; Audi и Nissan, намучившись с ростом евро, с января 2004 года вновь вернулись к долларовым ценникам, пересчитав их по выгодному для клиентов курсу.

Это может стать прецедентом: директор по маркетингу компании "Дженерал Моторз СНГ" Сергей Богданов считает, что если в ближайшие месяцы ситуация на валютном рынке не изменится, то вполне вероятен отказ от евро и со стороны других производителей из Старого Света. Впрочем, так считают не все. Генеральный директор BMW Russland Trading Кристиан Кремер в беседе с "Экспертом" заметил: "Кратковременные сбои, связанные с изменениями курсов валют, случаются везде. Наша компания со дня основания работает в евро, и пока мы не планируем переходить на расчеты в другой валюте".

Второй важный итог года - уверенное движение российских производителей иномарок (таблица 2). Именно за счет местного выпуска своих моделей резко прибавили в продажах Ford и Kia, явно не лишней оказалась российская сборка для Hyundai и Renault - все эти марки вошли в десятку самых популярных. Если же к ним добавить собранные в Калининграде BMW и тольяттинские "полукровки" Chevy-Niva (которые сегодня многие не знают, куда засчитывать - в "русские" или в "иностранные"), то получится внушительная цифра - свыше 53,5 тыс. машин, что сопоставимо с производством ряда отечественных заводов. В наступившем году мощности этих предприятий возрастут, и их соперничество с "чистым" импортом станет одной из основных интриг сезона.

Третья тенденция рынка - рост спроса на достаточно дорогие, но качественные и современные машины. Этим во многом объясняется резкий всплеск продаж ряда моделей Toyota и Ford, которые в нише массовых автомобилей сумели обойти бессменного лидера прошлых лет - Daewoo. Да и в сегменте "премиум" производители чувствуют себя неплохо: существенно прибавили Mercedes-Benz, Audi, Land Rover, Lexus, Jaguar. К ним добавились не предлагавшиеся раньше сверхдорогие Bentley и Maybach, не самый дешевый Cadillac. При этом BMW, даже чуть-чуть снизив продажи, не только сохранила лидерство в этом сегменте, но и превзошла многие недорогие и популярные марки. Кристиан Кремер из BMW Russland Trading считает, что этот успех обусловлен комплексом факторов. Помимо высокого качества баварских автомобилей он отмечает развитие дилерской сети в регионах, наличие местного сборочного завода и интенсивное обновление модельного ряда: в прошлом году компания вывела на российский рынок сразу пять новинок в разных классах.

Наконец, следует сказать о неудачниках года. Еще пару лет назад ходившие в лидерах родственные брэнды Skoda и Volkswagen сейчас не только вылетели из первой десятки, но и существенно снизили свои продажи по сравнению с предыдущим годом. Учитывая, что даже "середнячки" мирового автопрома сумели поднять сбыт в два-три раза, такой результат можно считать провальным - видимо, маркетинговая политика компании "Фольксваген Груп Рус" оказалась никудышной. Причем ссылки на рост евро и "переходный период" (из представительства в импортера) здесь не годятся: входящие в ту же группу Audi и Seat сумели заметно увеличить свой сбыт. И если упадок Skoda еще можно объяснить (сильно устарел модельный ряд, а весь бизнес по-прежнему ведется из Чехии через разных российских дилеров), то неудачи брэнда Volkswagen следует искать в организации дела. Третьим в этой компании стал Fiat, который и прежде продавался у нас ни шатко ни валко.

Прогнозируя развитие рынка иномарок в 2004 году, эксперты говорят о его стабилизации и некотором снижении темпов роста. Предполагается, что по сравнению с 2003 годом продажи увеличатся примерно на 30%. При этом особые надежды продавцы возлагают на регионы, роль которых постепенно возрастает. Если раньше подавляющая доля сбыта приходилась на Москву, то в 2003 году в столице брэнды продавали в среднем уже по 55-65% машин. До 15-20% возросли продажи в Петербурге, до 17-30% - в остальных регионах. Именно туда сейчас активно устремились многие производители, создавая крупные дилерские предприятия на Урале, в Сибири, Поволжье, на Юге России. К примеру, "Дженерал Моторз СНГ" планирует, не расширяя сеть в Москве, открыть 17 дилерских центров в регионах.

При этом как в столицах, так и в регионах, будет возрастать значение кредитных программ. А если в них активно включатся западные банки и специализированные фирмы, то ставки по кредитам могут снизиться с нынешних 10-14% до 7-8%, и тогда привлекательность автокредитования резко возрастет.

Российские варианты

Произведенные на российских сборочных предприятиях иномарки улучшили статистику не только продаж, но и работы всего отечественного автопрома. Не будь этих 53 тыс. машин, суммарное производство отрасли по сравнению с предыдущим годом заметно снизилось бы, а так даже за миллион перевалило - об этом поспешили рапортовать чиновники разных министерств.

Если же оценивать деятельность "старых" российских заводов (таблица 3), то основные тенденции 2002 года сохранились и в 2003-м. По-прежнему растет производство легковушек на "Иж-Авто", ЗМА и СеАЗе, в то время как ГАЗ и УАЗ вновь снизили их выпуск. К ним добавилась и "Рослада", которая прежде демонстрировала рост, а теперь сильнее всех провалилась. Это тем более удивительно, если учесть, что и "Рослада", и "Иж-Авто" принадлежат группе СОК, а удмуртское предприятие из года в год показывает самую лучшую динамику в отрасли. В новом сезоне оно может усилить свои позиции с вводом линии для сборки корейской модели Kia Spectra.

Устойчивое падение спроса на "Волги" в 2003 году заставило газовцев подумать о будущем и форсировать выпуск модернизированной ГАЗ-31105 - теперь ставка будет сделана на нее. По сравнению с предыдущей версией модель получила обновленный дизайн и некоторые усовершенствования конструкции (по меркам западных компаний - весьма несущественные). Покупателям это обойдется в дополнительные полтысячи долларов, однако в Нижнем уверены, что сбыт будет хорошим, и даже рассчитывают в 2004 году выпустить свыше 68 тыс. таких машин. Специалисты затрудняются сказать, насколько оправданны эти ожидания, поскольку любители больших автомобилей все чаще склоняются в пользу более надежных и качественных иномарок. А вот прирост производства микролитражек "Ока" (на ЗМА и СеАЗе) свидетельствует о повышении спроса на маленькие и дешевые модели. Здесь в новом году можно прогнозировать положительные результаты, так как зарубежные аналоги "Оки" в несколько раз дороже и по ценовому параметру спорить с ней пока не могут.

АвтоВАЗ, даже несмотря на сокращенный график производства в январе-феврале прошлого года, выпустил машин более чем в два с половиной раза больше, чем все остальные российские заводы вместе взятые, и в три с половиной раза превысил объем продаж зарубежных моделей. При этом объем реализации тольяттинского предприятия оказался еще выше: в течение 2003 года были дополнительно проданы автомобили, сделанные еще осенью 2002 года. Кроме того, завод отправил более 177 тыс. машинокомплектов на предприятия внешней сборки в России и за рубежом.

С таким потенциалом это предприятие будет оставаться главным поставщиком автомобилей на российский рынок еще не один год. Тем более что уже осенью стартует выпуск совершенно новой модели "Калина" (сейчас идет монтаж оборудования на 220 тыс. таких автомобилей в год), а затем начнется обновление и "десятого" семейства, где ставка будет сделана на "Проект-2170". Под эти цели АвтоВАЗ сегодня активно аккумулирует средства как внутри страны (был размещен рублевый облигационный заем), так и за рубежом - недавно компания прошла процедуру листинга на Франкфуртской фондовой бирже, а теперь готовится сделать то же самое и в Лондоне. Таким образом, через год-другой мощности АвтоВАЗа будут модернизированы и суммарно достигнут почти миллиона автомобилей в год, а в случае реального повышения качества и надежности продукция Волжского автозавода и в будущем сможет соперничать со многими иностранными массовыми моделями.

Что касается других отечественных марок, то их конкурентоспособность, скорее всего, будет снижаться: заводам необходимо срочное обновление модельных рядов, но на это нет средств, а собственники предпочитают либо слегка модернизировать модели (ГАЗ, УАЗ, ЗМА), либо постепенно переориентировать предприятия на выпуск тоже старых, но все же иностранных моделей - это мы видим на "Иж-Авто" и УАЗе.

Отечественные заводы высокой динамикой похвастаться не могут
Выпуск легковых иномарок в России становится все масштабнее
С каждым годом растет как число проданных иномарок, так и количество предлагаемых брэндов

У партнеров

    «Эксперт Авто»
    №2 (57) 16 февраля 2004
    N02 (57) 16 февраля
    Содержание:
    Затяжной подъем с полным кузовом

    Российское грузовое автомобилестроение начало выходить из десятилетнего кризиса

    Реклама