ПУБЛИКУЙТЕ НОВОСТИ О ГЛАВНЫХ СОБЫТИЯХ
СВОЕЙ КОМПАНИИ НА EXPERT.RU

Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Верхом на роботе

2005

К созданию транспорта будущего в Toyota Motor Corporation подошли комплексно: уже сегодня потребителям предлагается целый набор средств передвижения - от одноместных роботов до систем, без водителя перевозящих сотни пассажиров

Посетителям Всемирной выставки Expo-2005, открывшейся в японской префектуре Аичи, повезло - уже сегодня они могут не только видеть, но и отчасти использовать транспортные новинки Toyota. Для самой компании этот район особенный: всего в нескольких минутах езды находится город Тойота, где расположены двенадцать из пятнадцати автомобильных заводов корпорации, действующих на территории страны. Не мудрено, что компания решила воспользоваться потоком экскурсантов в полном объеме.

Им предлагаются экскурсии на сборочные предприятия, в автомобильный музей, где представлено развитие мировой автоиндустрии, в выставочный зал Toyota Motor Corporation и в музей истории Toyota. На самой же Expo корпорация проводит в своем павильоне шоу роботов, а по территории курсируют ее гибридные автобусы, легковые машины и полуфантастические беспилотные вагоны.

Умные автобусы

Свои автобусные разработки японская компания сегодня ведет в двух направлениях. Первое - создание эффективных и доступных гибридных двигателей. Судя по всему, значительная часть инженерных проблем уже решена. Во всяком случае на Expo-2005 с одной территории выставки на другую можно добраться именно на таком транспорте. Силовые установки этих автобусов вырабатывают электроэнергию за счет реакции водорода с кислородом. В результате - никаких отходов, кроме чистой воды. Да и шума от моторов тоже никакого. Впрочем, подобные системы не новость: ими занимаются многие мировые корпорации. Но у большинства пока есть только опытные образцы, причем для легковых автомобилей. А Toyota легковые гибриды уже несколько лет выпускает серийно, теперь же она вплотную подошла к коммерческому транспорту.

Второе направление в автобусных разработках - создание транспортной системы на базе комплекса новейших технологий. Называется система IMTS (Intelligent Multimode Transit System) и сочетает в себе качества сразу двух видов транспорта - электрички и автобуса. Вагоны-автобусы, как поезда, движутся по специальной трассе с заданной скоростью, они могут ездить друг за другом в связке по два-три одновременно, да еще в автоматическом режиме - без водителя. К тому же система обладает гибкостью: к примеру, если пассажиропоток маленький, на маршрут выходит один вагон вместо трех. В случае необходимости такой вагон-автобус может выехать на дорогу общего пользования: достаточно в кабину сесть водителю, и транспортное средство будет двигаться как обычный автобус. Сходство с привычным транспортом подчеркивается и конструктивно: в новинке применяется серийное шасси автобуса Hino (эта марка тоже принадлежит Toyota Motor Corporation), а моторы используются газовые или дизельные.

Если с ручным управлением все более или менее понятно, то автоматический режим движения вызывает немало вопросов. Кто же управляет автобусом, который движется по специальной дороге? Магнитные маркеры - японцы утопили их по центральной линии по всей длине трассы. В днище машины есть сенсор, который крутит руль и колеса по траектории, указанной магнитами. В само дорожное полотно внедрены специальные антенны, они с центральной станции принимают команды начинать движение, регулировать скорость и делать остановки. Еще одна антенна крепится на крыше - на ней датчик дистанции, и это позволяет каравану из двух-трех автобусов двигаться со скоростью до 60 км/ч на безопасном расстоянии.

Главный инженер Центра развития продуктов Toyota Масатака Есаки поясняет: "При беспилотном управлении есть опасность, что на дорогу выскочит животное или человек. Поэтому трассы должны ограждаться. Так, на Всемирной выставке сделана ограда примерно в метр высотой. Но даже при экстренном торможении первого автобуса два других в него не врежутся - сработает система дистанционной безопасности, которую мы уже сертифицировали. Не сможет вагон и сойти с трассы, поскольку она ограничена бордюрами".

Заняться разработкой IMTS инженеров Toyota побудили трезвые экономические расчеты. Исследовав работу общественного транспорта Японии, в Toyota пришли к выводу, что в среднем сегменте - между обычными автобусами и метро - есть ниша. Отчасти она заполнена монорельсовыми дорогами, отчасти - чем-то вроде трамваев. Однако монорельс очень дорог в эксплуатации - нужны эстакады, рельсы. "Трамваи" ездят медленно и тоже требуют специальных трасс и кабелей.

Словом, рыночная ниша для IMTS уже есть. Предполагается, что такие системы будут функционировать как в крупных и средних городах, так и на участках между мегаполисами и аэропортами, связывать пересадочные транспортные узлы, перевозить посетителей на многолюдных выставках и в парках развлечений.

Маркетологи Toyota утверждают, что использовать IMTS выгодно. Во-первых, средняя скорость движения системы закладывается на уровне 27-37 км/ч, что вдвое выше скорости городских автобусов в часы пик. Во-вторых, вагоны-автобусы могут ходить в связке, то есть перебрасывать в два-три раза больше пассажиров, и по этому параметру они вполне сопоставимы с монорельсовым транспортом. Но дороги для беспилотных автобусов много дешевле, чем монорельс. Есть у системы IMTS и такое преимущество, как гибкость: эти автобусы могут ездить и по обычным дорогам, то есть их можно использовать как транзитный транспорт.

В кресле - с ветерком

Еще одна сфера тойотовских новаций - индивидуальные транспортные средства. Их тоже два - шагающий робот i-foot и четырехколесное устройство i-unit. На Expo-2005 они впервые демонстрируются в движении и, надо сказать, это впечатляет.

Принцип движения для i-foot конструкторы подсмотрели у людей. Робот шагает почти как человек - он может ходить по лестницам и горам, переступать через препятствия. Там, где у человека торс, у робота кабина-ячейка, где пассажиру вполне комфортно. Управляет он роботом с помощью джойстика. В итоге робото-водитель получает трехмерную свободу передвижения, на этом транспорте он сможет даже походить по горам.

Устройство i-unit больше походит на те транспортные средства, к которым мы привыкли. Правда, не поймешь, с чем сравнивать: это нечто среднее между машиной, мотоциклом и креслом на колесах. Открытая одноместная кабина с защитным козырьком, четыре колеса, но вместо руля - драйв-контроллер, который умещается на ладони, моторы вставлены в передние колеса, и работают они от батареи. Создатели позиционируют i-unit как "средство индивидуальной мобильности, дружелюбное к человеку и природе". И к пространству тоже.

Дело в том, что i-unit едва ли не компактнее мотоцикла. Если эта штуковина стоит на месте или движется медленно, она как бы вытягивается вверх, и длина составляет всего 110 см. А когда устройство набирает скорость, оно словно приседает и становится на 70 см длиннее. В ширину i-unit - чуть более метра, весит 180 кг, радиус разворота - 90 см, то есть можно вертеться практически на месте. Малышка i-unit напичкан электроникой, она не только обеспечивает комфорт и безопасность, но и позволяет через дисплей контролировать все системы.

Трудно сказать, когда подобные устройства появятся в продаже: пока они еще несовершенны и безумно дороги. Однако в павильоне Toyota на Всемирной выставке их бегает уже не меньше десятка, и вполне возможно, что компания таким образом начала проводить маркетинговое исследование, изучая спрос на этот продукт будущего.

Новации как цель и средство

Один из базовых принципов корпорации Toyota сегодня звучит так: создание экологически чистых, безопасных и качественных продуктов для всех областей жизни и деятельности человека. Если говорить об автомобильной сфере, то здесь работы ведутся в трех направлениях. Первое - разработка гибридных, газовых и дизельных моторов, практически не отравляющих атмосферу, а также внедрение материалов, пригодных для переработки. Второе - повышение уровня активной и пассивной безопасности моделей. Третье - создание IT-систем, которые помогают водителям управлять машинами и уверенно чувствовать себя на трассах (например, быстро проезжать через пункты контроля на платных дорогах или получать информацию о трафике через специальные табло).

По каждому из направлений японцам есть чем гордиться. Так, они первыми поставили на конвейер легковую модель Prius, в которой применен экологически безвредный гибридный двигатель. Впоследствии к легковушке добавился минивэн Estima, и к нынешнему году мировой объем продаж гибридных машин марки достиг 319 тыс. единиц. Но это лишь начало: в перспективной линейке компании уже десять гибридных моделей, включая внедорожники Lexus, небольшие грузовики и несколько концепт-каров, в том числе пикапа и гоночной машины.

Очевидно, именно такой "прицел на будущее" позволяет фирме все время выводить на рынок новые продукты и теснить конкурентов. Начав чуть ли не кустарно выпускать машины в середине 30-х, в 2004 году корпорация, владеющая брендами Toyota, Lexus, Daihatsu и Hino, продала более 7,5 млн автомобилей и по этому показателю вышла на второе место в мире после General Motors. План на 2005-й год - перешагнуть рубеж в 8 млн. Мало кто сомневается, что именно так и будет.

Нагоя-Тойота-Москва

«Эксперт Авто» №5 (72)
«Эксперт» в Telegram
Поставить «Нравится» журналу «Эксперт»
Рекомендуют 94 тыс. человек



    Реклама



    «Экспоцентр»: место, где бизнес развивается


    В клинике 3Z стали оперировать возрастную дальнозоркость

    Офтальмохирурги клиники 3Z («Три-З») впервые в стране начали проводить операции пациентам с возрастной дальнозоркостью

    Инновации и цифровые решения в здравоохранении. Новая реальность

    О перспективах российского рынка, инновациях и цифровизации медицины рассказывает глава GE Healthcare в России/СНГ Нина Канделаки.

    ИТС: сферы приложения и условия эффективности

    Камеры, метеостанции, весогабаритный контроль – в Белгородской области уже несколько лет ведутся работы по развитию интеллектуальных транспортных систем.

    Курс на цифровые технологии: 75 лет ЮУрГУ

    15 декабря Южно-Уральский государственный университет отметит юбилей. Позади богатая достижениями история, впереди – цифровые трансформации

    Когда безопасность важнее цены

    Экономия на закупках кабельно-проводниковой продукции и «русский авось» может сделать промобъекты опасными. Проблему необходимо решать уже сейчас, пока модернизация по «списку Белоусова» не набрала обороты.

    Новый взгляд на инвестиции в ИТ: как сэкономить на обслуживании SAP HANA

    Экономика заставляет пристальнее взглянуть на инвестиции в ИТ и причесать раздутые расходы. Начнем с SAP HANA? Рассказываем о возможностях сэкономить.

    Армения для малых и средних экспортеров

    С 22 по 24 октября Ассоциация малых и средних экспортеров организует масштабную бизнес-миссию экспортеров из 7 российских регионов в Армению. В программе – прямые В2В переговоры и участие в «Евразийской неделе».


    Реклама