Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Все дело в деталях

2010
ИТАР-ТАСС

Российский рынок автомобильных запчастей минимально пострадал от кризиса и динамично развивается, чему способствуют рост автопарка и приход ведущих мировых производителей автокомпонентов. Однако острыми проблемами остаются высокая доля контрафакта и необходимость либерализации продаж оригинальных деталей

В отличие от всего российского автомобильного рынка, бизнес по продаже автозапчастей легко пережил драматичное для многих время кризиса. Если продажи новых машин в России в прошлом году рухнули наполовину, то, по данным аналитического агентства «Автостат», рынок автозапчастей (или вторичный рынок автокомпонентов — то есть деталей, предназначенных для уже произведенных машин) в долларовом выражении снизился всего на 9%, до 15,1 млрд долларов, и то в основном из-за девальвации доллара. А по итогам текущего года он предположительно вырастет почти на 20%, его объем составит более 18 млрд долларов (см. график 1).

Такое положение дел объясняется тем, что, несмотря на кризис, общий автопарк России продолжает увеличиваться. «Последние несколько лет российский рынок автозапчастей, как и рынок услуг автосервисов, показывает высокодинамичный рост, что напрямую связано с продолжающимся взрывным ростом автопарка в стране. Именно поэтому даже в кризисное время рынок постгарантийных автозапчастей и постгарантийного обслуживания пострадал меньше, чем можно было ожидать», — поясняет Олег Рябцев, директор по продажам департамента автозапчастей и диагностического оборудования в России, на Украине и в Белоруссии компании Bosch.

Кроме того, нынешний рост обусловлен рядом особенностей российского рынка. Прежде всего, по данным международной консалтинговой и исследовательской компании GIPA, более половины эксплуатирующихся в России автомобилей старше 10 лет, и, следовательно, их основные узлы и детали чаще выходят из строя. Если исходить из того, что движущийся автопарк России (число автомобилей, которые не просто зарегистрированы, но и реально используются), по данным GIPA, превышает 24 млн единиц, то сильно изношенными могут быть более 12 млн машин.

Другой фактор, подстегивающий продажи запчастей, — это традиционная российская беда с дорогами. Ямы, выбоины, колдобины создают повышенную нагрузку на ходовую часть машины, ее рулевое управление, трансмиссию и другие ключевые агрегаты, что приводит к их более частому, чем в развитых странах, ремонту.

Стимулирует продажи запчастей в России и климат: перепады температур и мороз зимой — дополнительная причина повышенного износа и поломок.

Наконец, еще одна характерная черта российской действительности — аварийность на дорогах, одна из самых высоких в мире. А для восстановления пострадавших в ДТП машин, естественно, нужны запчасти.

Купи сам

Специфика российского рынка запчастей определяет его структуру. Главная тенденция последних лет — переориентация на запчасти для иномарок. Если в 2007 году доля запчастей для машин иностранного производства на российском рынке составляла 45,4% от всего объема продаж, то по итогам 2010 года она достигнет 57%.

Особенности использования автомобилей в российских условиях отражаются и на популярности деталей: у нас доминируют продажи трех основных типов запчастей и расходных материалов — шины, детали подвески и масла, которые в сумме занимают порядка трети всего вторичного рынка автокомпонентов (см. график 2).

В частности, на шины приходится более 12% общей емкости рынка, и на сегодня российский рынок шин является одним из самых быстрорастущих и значимых в Европе. По данным агентства «Автостат», его емкость оценивается в 29 млн покрышек в год, в денежном выражении это 1,87 млрд долларов. Развитие российского рынка шин связано с климатическими особенностями: в отличие от большинства других стран российские автовладельцы вынуждены приобретать два комплекта шин — летние и зимние. Впрочем, продажи летних шин заметно превышают продажи шин зимних — сейчас это соответственно 63 и 37%. И дело не только в том, что примерно 15% территории России расположены в зоне теплого климата, где использование зимних шин необязательно. Часть автовладельцев не пользуются автомобилями зимой, а есть и те, кто, несмотря на повышенную опасность, все же ездит зимой на летних шинах.

Значимость другого важного сегмента рынка запчастей, деталей подвески, как уже отмечалось, обусловлена традиционно плохими дорогами. Продажи узлов и деталей подвески занимают 10,9% всего рынка запчастей, его оценочный объем по итогам прошлого года — 1,64 млрд долларов. Более половины продаж в этом секторе (55%) приходится на передние и задние амортизаторы, которые очень страдают на российских ямах.

 эксперт 49 101-136 ИТАР-ТАСС
ИТАР-ТАСС

Наконец, третий значимый сектор рынка — сектор масел и рабочих жидкостей (10,8% всего рынка запчастей и расходных материалов, объем по итогам прошлого года — 1,6 млрд долларов) тоже приносит прибыль за счет специфических российских условий, точнее, неблагоприятного климата. Именно из-за перепада температур моторные масла у нас меняют один-два раза в год; даже межсервисный пробег для гарантийных машин в России производителями устанавливается в 10–15 тыс. км, в то время как, например, в Европе порой рекомендуется менять масло при пробеге 20–25 тыс. км.

Особенность российского рынка запчастей заключается не только в его структуре, но и в форме продаж. В развитых странах основная часть запчастей попадает к конечному потребителю через авторемонтные предприятия. В России же подавляющее число потребителей предпочитают купить запчасть самостоятельно и после этого передать ее в автосервис для установки. Согласно недавнему исследованию GIPА, например, в Германии и в Великобритании самостоятельно покупают запчасти только 15 и 25% потребителей соответственно, в то время как в России так поступают около 80% владельцев автомобилей. «Конечно, купить самостоятельно деталь и потом отнести ее в сервис дешевле, и это является важной причиной того, что так поступает большинство автовладельцев в России, — объясняет Александр Груздев, генеральный директор российского представительства GIPA. — Однако дело не только в этом. Исторически так сложилось, что автомобиль в России — это предмет вожделения, и самому быть вовлеченным в его обслуживание — это приятное занятие для многих владельцев. Именно поэтому они сами выбирают запчасти, проводя порой настоящие маркетинговые исследования. Кроме того, стоит принять во внимание и тот факт, что автосервисы во многих европейских странах не несут ответственности за качество установки детали, которую принес им владелец машины. И в этом случае, конечно, клиент вынужден соглашаться с рекомендациями автосервиса в подборе запчастей».

Поведенческие особенности российского покупателя определяют и специфическую структуру каналов сбыта запчастей. Если в развитых странах через сервисные станции продается подавляющая часть комплектующих, то в России через этот канал реализуется лишь 20–30% всех запчастей. Остальные продажи приходятся на крупные торговые сети, магазины, рынки и мелкие «гаражные» мастерские. И все же торговля запчастями у нас становится все более цивилизованной. Сегодня уже порядка 45% всех продаж приходится на крупные торговые сети, а также быстроразвивающуюся интернет-торговлю. А ведь всего пять лет назад доминировали продажи через рынки и мелкие торговые точки.

Приход иностранцев

В России давно сформировались предприятия, поставляющие автокомпоненты для традиционных российских производителей и для потребителей на вторичном рынке (к наиболее крупным можно, например, отнести автокомпонентное подразделение группы компаний СОК, группу ОАТ, «Автоком»). Однако с развитием рынка все больше иностранных производителей автокомпонентов стремились открыть в России совместные предприятия или же создать собственный завод. Процесс этот начался еще на заре 1990-х, однако именно сейчас он принимает массовый характер в связи с ростом производства автомобилей внутри страны. «По нашим данным, если еще в 2004 году на российском рынке производства автокомпонентов присутствовало не более десятка иностранных предприятий, то в текущем году здесь активно ведут свою деятельность около 50 зарубежных компаний, — говорит Сергей Удалов, заместитель директора агентства “Автостат”. — Все они приходят вслед за крупнейшими мировыми автопроизводителями, которые в соответствии с договорами о локализации должны использовать все больше комплектующих, произведенных на территории России».

Один из самых громких примеров последних месяцев — открытие новых заводов одного их крупнейших международных производителей комплектующих, компании Magna. Под Санкт-Петербургом — в поселках Шушары, Каменка и Колпино — осенью этого года компания открыла три предприятия в дополнение к уже двум существующим в Калуге и Нижнем Новгороде. Теперь Magna выпускает в России детали кузова, комплектующие для ходовой части, системы безопасности, внешние и внутренние детали из пластика и другие запчасти. Кроме того, на недавно запущенном автозаводе Hyundai под Санкт-Петербургом производство комплектующих открыли крупные азиатские компании — Deawon, Donghee, Doowon, Sejon, NVH и другие, которые теперь выпускают на российской территории бамперы, сиденья, топливные баки, глушители, кондиционеры, обогреватели, электрооборудование, обивку салона. Ранее в России свои производственные мощности развернули Bosch, Delphi, Siemens, Valeo. «Сегодня наша компания выпускает свечи зажигания на заводе в Энгельсе, и это позволяет нам быть ближе к российским потребителям, быстрее реагировать на запросы локального рынка, иметь подготовленную специально для России продуктовую линейку и весьма конкурентную цену, — говорит Олег Рябцев из Bosch. — Поэтому мы сейчас рассматриваем возможность развития новых производств и выпуска новых продуктов в России».

 эксперт 49 101-136 ИТАР-ТАСС
ИТАР-ТАСС

Впрочем, в некоторых случаях процесс развития производства «российских» автозапчастей идет не так быстро, как хотелось бы. Например, о намерении построить завод в нашей стране уже давно говорит один из мировых лидеров в области производства компонентов — японская компания Denso. Из-за кризиса приостановила создание своей второй производственной площадки в подмосковном поселке Томилино французская Valeo. «Конечно, развитие производства иностранных автокомпонентов в России сдерживают скромные пока объемы выпускаемых здесь иномарок, — объясняет медлительность некоторых иностранных компаний Сергей Удалов из “Автостата”. — Однако совершенно очевидно, что с ростом рынка новых машин и с развитием производства, которые прогнозируются в России в ближайшем будущем, начнут активизироваться на российской территории и производители автокомпонентов».

Оригинальный вопрос

Пожалуй, главная из проблем, тормозящих развитие российского рынка производства автозапчастей, — большая доля контрафактной продукции. По оценкам маркетологов, примерно 20–30% всех продаваемых в России запчастей — это подделки, нелегально произведенные в стране или ввезенные сюда. Понятно, что контрафактной продукции больше всего на рынках и в мелких частных торговых точках.

«Производители деталей, в том числе наша компания, принимают меры для противодействия этому явлению, — говорит Олег Рябцев из Bosch. — Некоторые наши товары защищены специальными знаками. Кроме того, на российском рынке мы сотрудничаем с государственными таможенными и правоохранительными органами, благодаря чему многие попытки ввоза и распространения контрафактной продукции были пресечены».

Усилиями производителей и российских правоохранительных органов острота проблемы контрафактной продукции постепенно снижается. Да, нынешние 20–30% тоже весьма внушительны, но еще в 2006 году говорили, что доля контрафакта на российском рынке запчастей достигала 50%!

Наряду с проблемой контрафакта в последнее время активно обсуждается вопрос продажи так называемых оригинальных запчастей и оригинальных запчастей-аналогов. Оригинальные детали — это детали, которые производятся на авторизованных заводах, под контролем и с соответствующей маркировкой производителей автомобилей. По некоторым подсчетам, на долю оригинальных запчастей приходится 20–30% всего рынка.

Запчасти-аналоги — детали, которые могут выпускаться на том же заводе, что и оригинальные, но их производство не курируется автомобильными производителями и они не маркируются фирменным логотипом автомобильного бренда. На запчасти-аналоги приходится примерно 40–60% продаж. Закономерен вопрос: имеет ли право независимый импортер ввозить оригинальные запчасти? Или это может делать только сам автопроизводитель либо его дочерняя компания? Представители ряда ведущих производителей (Honda, Mercedes-Benz, BMW, Toyota, Porsche, Subaru) в последнее время подают судебные иски и требуют арестовать партии с оригинальными запчастями, которые ввозятся в Россию без их участия независимыми компаниями. Они объясняют это необходимостью борьбы с поставками контрафактной продукции, заботой о безопасности своих клиентов и защитой своих товарных знаков.

«Проблема контрафакта в России в настоящее время стоит очень остро. Компания BMW, заботясь о своих клиентах, ведет активную борьбу, которая направлена на пресечение незаконной деятельности, связанной с производством и сбытом поддельных запчастей и аксессуаров. В России компания BMW AG в этой области сотрудничает с несколькими крупными юридическими компаниями и детективными агентствами,
— официально прокомментировали ситуацию в пресс-службе представительства BMW в России. — Если говорить о так называемом параллельном импорте, то всегда следует учитывать, что независимый импортер не может купить оригинальные запчасти, маркированные товарными знаками BMW непосредственно на заводе-изготовителе. Все запчасти выпускаются согласно договору, заключенному между BMW AG и поставщиком комплектующих, исключительно для BMW AG. Поэтому заявления о том, что оригинальная продукция поставляется напрямую с заводов-изготовителей, не имеют под собой оснований и должны вызывать сомнения относительно качества предлагаемой продукции».

Независимые импортеры, со своей стороны, опровергают обвинения в том, что ввозимая ими продукция — поддельная. «Да, действительно, мы не можем приобретать оригинальные запчасти напрямую у заводов-изготовителей. Мы покупаем их уже на свободном рынке, у дистрибуторов в других странах, и таким образом ввозим в Россию действительно оригинальные запчасти», — пояснил «Эксперту» Михаил Кулябин, директор компании «Автологистика», одного из крупнейших независимых российских импортеров автозапчастей.

По словам независимых импортеров, автопроизводители в России устанавливают завышенные цены на свои оригинальные запчасти, которые по некоторым позициям в разы превышают расценки на детали, например, в США, ОАЭ и других странах. Так что независимому импортеру выгодно закупить оригинальные запчасти за границей, привезти их в Россию, а потом продавать по более низкой цене, чем оригинальные запчасти, реализующиеся по официальным каналам.

«Автопроизводители пытаются запретить независимым импортерам ввоз оригинальных запчастей под предлогом защиты прав на товарные знаки. Продав запчасти дешево в Америке, правообладатель почему-то продолжает считать их своей собственностью и запрещает их ввоз в Россию, — критикует позицию автопроизводителей Михаил Кулябин. — И дело тут не в юридических тонкостях, как это пытаются преподнести. Просто в России установили цены намного выше и хотят получать сверхприбыль. Особенно активно этим занялись именно сейчас, в кризис, когда потребитель стремится сэкономить и не хочет платить двойную цену за абсолютно идентичные запчасти официальному дилеру. Автопроизводители теряют продажи запчастей, но не спешат снижать цены».

Впрочем, пока ярких прецедентов, когда автопроизводителям удавалось добиться ареста и уничтожения партии оригинальных запчастей, поставляемых независимыми импортерами, не было. Как правило, импортеры доказывают свою правоту и продолжают ввозить оригинальные запчасти в Россию. «У нас был случай, когда компания Toyota подала в суд, обвиняя нас в том, что мы незаконно ввозим ее оригинальные запчасти. Но нам удалось доказать, что мы добросовестно покупаем эти запчасти за рубежом, и в конечном счете мы действуем в интересах наших потребителей, предлагая им качественные запчасти по привлекательной цене», — говорит Андрей Мазниченко, генеральный директор компании «Сапсан», специализирующейся на импорте запчастей в Россию.

Однако во время судебных разбирательств независимые импортеры страдают от задержек грузов. «В конце ноября мы получили очередной судебный иск от известного автопроизводителя из Баварии, и по его просьбе Шереметьевская таможня задержала наш груз, — продолжает Михаил Кулябин. — Производитель требует запретить нам ввозить оригинальные запчасти, конфисковать и уничтожить их, а также выплатить ему существенную компенсацию. Надеюсь, мы и в этот раз сможем доказать в суде незаконность и необоснованность этих требований, но сомневаюсь что мы сумеем получить свой товар быстрее чем через 6–12 месяцев. Понятно, что от такой задержки наша компания терпит существенные убытки».

Участники рынка указывают на опыт развитых стран, где в свое время были приняты меры по либерализации рынка оригинальных запчастей. В частности, в ЕС еще в середине 1990-х власти согласились с тем, что автопроизводители монополизируют рынок продаж оригинальных запчастей, и сейчас во многих странах Европы официальные дилеры имеют право предлагать клиенту не только оригинальные запчасти. Более того, автопроизводители теперь обязаны оценивать детали сторонних производителей комплектующих и давать рекомендации, можно ли устанавливать эти запчасти на автомобили. Подобное развитие конкуренции приводит к тому, что оригинальные запчасти в Европе становятся более доступными.

«Оригинальные запчасти в России сейчас существенно дороже, чем в других странах, и цены на них будут еще выше, если устранят независимых поставщиков, — предупреждает Михаил Кулябин. — Впрочем, проблема эта гораздо шире и не ограничивается рынком запчастей. Именно миф о защите товарных знаков — одна из причин высокой стоимости жизни в России. Например, тем же можно объяснить завышенные у нас в стране цены на лекарства. Властям нужно набраться мужества, признать эту проблему и встать на сторону потребителя».

«Эксперт Авто» №8 (117)
Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама




    Лидеры ИТ-отрасли вновь собрались в России

    MERLION IT Solutions Summit собрал около 1500 участников (топ-менеджеров глобальных ИТ-корпораций и российских системных интеграторов)

    Химия - 2018

    Развитие химической промышленности снова в приоритете. Как это отражается на отрасли можно узнать на специализированной выставке с 29.10 - 1.11.18

    Опасные игры с ценами

    К чему приводят закупки, ориентированные на максимально низкие цены

    В октябре АЦ Эксперт представит сразу два рейтинга российских вузов

    Аналитический центр «Эксперт» в октябре представит сразу два рейтинга российских вузов — изобретательской и предпринимательской активности.

    Эффективное управление – ключ к рынку для любого предприятия

    Повышение производительности труда может привести к кардинальному снижению себестоимости продукции и позволит российским компаниям успешно осваивать любые рынки


    Реклама